Выставка, посвящённая Э. Т. А. Гофману, открылась в дрезденском Русском центре
06.08.2014
Эрнст Теодор Амадей Гофман — один из самых ярких представителей немецкого романтизма первой четверти ХIХ века. Его литературная жизнь была короткой: в 1814 году вышла в свет первая книга рассказов «Фантазии в манере Калло», а в 1822 году писателя, давно страдавшего тяжёлой болезнью, не стало. Посмертная слава надолго пережила его самого, волна интереса к Гофману не спадает, он стал одним из самых читаемых немецких авторов XIX века, в том числе и на русском языке.
«Гофман не умер, он ушёл в Россию», — писал в 1837 году русский критик Василий Боткин о родившемся в прусском Кёнигберге, сегодняшнем Калининграде, писателе и музыканте. Почти двести лет спустя причудливыми гофмановскими путями дух великого немецкого сказочника вновь вернулся в саксонскую столицу, в которой Гофман недолго занимал место оперного директора в бурном 1813 году. Он был свидетелем битвы под Дрезденом. В октябре и ноябре дирижировал оперными спектаклями в осаждённом, переживающем эпидемии и голод Дрездене. Здесь у Гофмана возник замысел сказки «Золотой горшок».
Выставка плакатов, которая открылась 1 августа в Русском центре Немецко-Русского института культуры, построена по хронологическому принципу и представляет репродукции портретов самого сказочника и его окружения, повествует о Гофмане — писателе и музыканте, а также о том, как отразилось его творчество в работах русских деятелей искусства.
Студентка-искусствовед дрезденского Технического университета Олеся Хааг подготовила доклад о значении Гофмана в русской культурной традиции. Куратор выставки, ведущий научный сотрудник Калининградского областного историко-художественного музея Валентина Петровна Покладова сообщила нам, что в музее месяц назад была открыта уже восьмая по счёту выставка, посвящённая их великому земляку. «Нас объединяет любовь к призрачным фантазиям Гофмана, — сказала Валентина Петровна, — которые живут и в туманном Калининграде, и в загадочном Бамберге, и в сюрреалистических сюжетах из Америки. Гению были даны в награду бессоница и насмешки, нищета и страдания. И посмертная слава. Мы хотели бы показать фильм, подаренный нам замечательным художником Михаилом Шемякиным, мечтающим воплотить "Гофманиаду" в бронзе в Калининграде». Михаил Шемякин «встретился» с Гофманом ещё в детстве — свою молодость он провёл на родине писателя, в Кёнигсберге, создавал скульптуры и иллюстрации по его произведениям, оформлял декорации к балету «Щелкунчик». Собравшимся был представлен фрагмент замечательного кукольного анимационного фильма «Гофманиада» известного режиссёра Станислава Соколова. Дрезденцам запомнилась встреча с ним в 2006 году, когда в рамках 20-го дрезденского кинофестиваля в Политехническом музее Дрездена шла ретроспективная выставка работ Соколова, где были представлены и куклы, участвовавшие в его наиболее важных и интересных фильмах, и сами фильмы — помимо «Гофманиады», уже известное «Чёрно-белое кино», за которую Соколов был удостоен первых призов в Югославии, Португалии и Японии. Встреча с почитателями его творчества состоялась и в нашем институте. Во время визита С. Соколова в Дрезден он побывал у друзей и коллег по студии ДЕФА Трикфильм Рольфа Хофмана (Rolf Hofmann) и Мартины Гроссер (Martina Grosser) в их студии HYLAS. В ГДР, в студии DEFA Trickfilm, существовало прекрасное и уникальное объединение силуэтной анимации (Der Silhouettenfilm) по классическим традициям Лоты Райнингер. Это тоже была кукольная анимация. А ещё раньше, в 30-е годы, великий русский мастер Владислав Старевич на студии УФА снимал свой бессмертный полнометражный шедевр «Рейнеке Лис».
«Встречи с Гофманом» в Русском центре Немецко-Русского института культуры проходят в рамках Года русского языка и литературы в Германии и Года немецкого языка и литературы в России при поддержке Российского дома науки и культуры (Берлин). Мы очень благодарны нашим партнёрам за возможность познакомить жителей Саксонии с прекрасными выставками Калининградского областного историко-художественного музея.
www.drki.de