EN
 / Главная / Все новости / В Тайбэе на столетие революции посмотрели глазами художников

В Тайбэе на столетие революции посмотрели глазами художников

Русский центр в Тайбэе
07.11.2017

В день столетия Октябрьской революции студентам факультета славистики Государственного университета Чжэнчжи (о. Тайвань) была прочитана лекция на русском языке на тему «Революция и жизненный путь художника». Профессор факультета славистики О. Н. Алешина рассказала о том, как революция повлияла на жизненный выбор людей творческих, на примерах судеб художников, приветствовавших Октябрь, – Бориса Кустодиева, Кузьмы Петрова-Водкина, Василия Кандинского, Марка Шагала, Исаака Бродского, Аристарха Лентулова, Александра Дейнеки и др., а также о том, какие уроки могут извлечь наши современники, изучив жизненные пути великих мастеров.

Лекция началась с демонстрации репродукций самых известных картин, созданных вскоре после 1917 года, – «Большевика» Кустодиева и «В Петрограде» Петрова-Водкина – и объяснения их композиционной и цветовой символики, а также с фотографии одного из детских рисунков того времени, отразившего, как в зеркале, предреволюционные чаяния взрослых, их отношение к случившемуся перевороту как к чему-то долгожданному, радостному, обновляющему, смывающему прогнившее старое и открывающему безграничное светлое новое. Однако единомыслия в восприятии революции не было и в те годы, и как пример были показаны работы художника Владимирова, мрачные, наполненные состраданием к жертвам революционных беспорядков и новых властей.

Также были прокомментированы репродукции картины «Вторая присяга» и триптиха «Реквием» современного российского художника Павла Рыженко – ведь революции всегда крепнут поддержкой тех, кто должен был бы по своему положению с ними бороться или хотя бы оставаться нейтральным. Однако негативизм по отношению к существовавшему государственному строю и властям был у части российского общества начала ХХ века настолько силен, что даже после октябрьского манифеста 1905 г., давшего России множество свобод, ситуация изменилась мало.

К 1920-м гг. революционная эйфория начинает улетучиваться, что тоже находит отражение в живописи и графике. Студенты смогли самостоятельно заметить, как менялись со временем колористические решения в дореволюционных и послеволюционных работах Кандинского, Шагала и Лентулова, как трансформировались изобразительный язык и тематика в картинах Бродского и Дейнеки. Внешние обстоятельства, личные симпатии и многие другие факторы привели к тому, что каждый из этих художников сделал свой выбор по отношению к революции, и это впоследствии способствовало или, наоборот, препятствовало их дальнейшему свободному творческому росту.
Рубрика:
Тема:
Метки:
Русский центр в Тайбэе, Октябрьская революция, искусство, история, живопись

Новости по теме

Новые публикации

Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Цветаева