Цифровая педагогика должна прокладывать маршруты знаний
Редакция портала «Русский мир»
30.05.2018
30 мая в Российской академии образования прошла 4-я Всероссийская научно-практическая конференция «Филологическое образование в условиях электронно-цифровой среды». Организаторы конференции – фонд «Русский мир», Российская академия образования и Российское общество преподавателей русского языка и литературы РОПРЯЛ.
О важности и значении форума говорит его состав – 167 участников из 39 субъектов страны. Как подчеркнула на открытии конференции председатель попечительского совета фонда «Русский мир», президент Российской академии образования Людмила Вербицкая, столь широкая география участников подтверждает большой интерес и важность темы конференции. Она отметила, что здесь собрались представители национальной школы и лучших педагогических практик. Так что одну из главных задач конференции – консолидировать филологическое сообщество – можно считать выполненной. А по её результатам Центр русского языка и славистики РАО должен описать и объяснить основные тенденции развития филологического образования в новых культурных условиях.
Людмила Вербицкая пожелала участникам конференции найти свой путь в цифровой педагогике
О том, в каких условиях сегодняшние дети получают образование, заговорил и председатель правления фонда «Русский мир», глава Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов. Он привёл в пример собственного младшего сына, который в шесть лет начал изучать азбуку в цифровом формате – на смартфоне. Писать, впрочем, научился тоже там. «Возможности сегодняшнего первоклассника, обладающего смартфоном, превышают возможности американских астронавтов, покорявших Луну, поскольку нынешние гаджеты гораздо мощнее тогдашних компьютеров», – заметил Вячеслав Никонов и напомнил, что в настоящее время объём знаний удваивается каждые два года.
Жизнь в таком мощном информационном потоке не может не создавать кризисы. Впрочем, кризис – всегда не только вызов, но и новые возможности. Что касается вызовов, то они очевидны. Зачем ребёнку учиться писать ручкой, если он легко набирает текст на клавиатуре? А с другой стороны – развитие навыков мелкой моторики напрямую формирует сознание.
В интернете появляется свой язык, своя терминология. И это не может не отражаться на восприятии информации современными молодыми людьми. «Я преподаю в МГУ с 1978 года и вижу, как меняется уровень грамотности студентов. Он снижается – это заметно по курсовым и дипломным работам. Исчезли деепричастные и причастные обороты – сказывается влияние социальных сетей», – поделился наблюдениями Вячеслав Никонов.
Но с другой стороны свою лепту в этот процесс вносит и широкая распространённость высшего образования: если в советское время не более 20 % выпускников школ становились студентами, сегодня только бюджетные места в вузах предусмотрены для 57 % из них.
Впрочем, стремительное вторжение цифровизации в повседневную жизнь имеет и немалые плюсы, подчеркнул Вячеслав Никонов. Например, online-курсы русского языка расширяют возможности его преподавания во всех уголках земного шара. В последнее время возникло большое число электронных ресурсов, посвящённых грамотному русскому языку. Вячеслав Никонов порекомендовал присутствующим объединять усилия с блогосферой в распространении моды на грамотную русскую речь. «Если мы не сделаем грамотный русский язык модным, мы можем проиграть следующее поколение», – сделал вывод политик.
Эту же мысль поддержал и представитель министерства образования и науки Андрей Петров, заметивший, что если не заниматься вопросами языка в ежедневном режиме, они быстро становятся политическими. Он также обратил внимание на первые позитивные результаты возвращения сочинений в школьную программу – это заметно по итогам прошедших весной Всероссийских олимпиад школьников.
О новых культурных условиях, влияющих на развитие филологического образования, говорил и руководитель Центра русского языка и славистики РАО, ректор Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, заместитель председателя правления фонда «Русский мир» Сергей Богданов. По его мнению, одна из тревожных тенденций – это ослабление русского культурного кода. И происходит это вследствие разрыва между тем, что читают современные школьники, и текстами классической русской литературы.
«Молодые люди путают Пушкина с Гоголем, не знают автора «Бесов» и не могут продолжить строчку "Мой дядя самых честных правил…" Это тревожный фактор. Россия страдает от разрушения традиционной для русской культуры ментальности», – высказал опасения Сергей Богданов.
Второй вызов, на его взгляд, – это возможность выбора для ученика между реальным учителем и глобальной сетью. «Это отчуждает от школы, которая утрачивает защитную функцию культуры», – подчеркнул профессор. В результате право на публичное высказывание сегодня имеет каждый, а не так как раньше – человек с особым статусом учителя или, к примеру, священника.
Также, по мнению Сергея Богданова, разрушает общее культурное пространство и неотрегулированность положения с изучением национальных языков в регионах России. По его мнению, для каждого национального региона должна быть своя дорожная карта с учётом его специфики, поскольку общий подход тут не срабатывает.
Выступающая вслед за коллегой ведущая конференции заместитель руководителя Центра русского языка и славистики РАО Елена Казакова заметила, что будет говорить о той же самой проблеме, но с другого ракурса. И для начала привела немного статистики. Так, оказывается, у более чем 70 % педагогического состава переход на цифровые технологии вызывает затруднения. А используют на своих уроках современные средства цифровой среды не более 15 % учителей. Отсюда – естественная защитная реакция против мира гаджетов. «Новая реальность наступает. И жизнь никогда уже не вернётся обратно», – предупредила присутствующих Елена Казакова.
А значит, придётся как-то уживаться с гаджетами. При этом не нужно бояться клипового мышления, которое также может быть вполне адекватным и давать полноценную картину мира. «Современная цифровая педагогика должна строить карты и маршруты знаний», – подчеркнула профессор. А это значит, что вопрос единого на всех учебника вовсе не так актуален. «Они учатся не по учебникам, а по аутентичным качественным текстам», – заметила Елена Казакова. На её взгляд, также здорово, что всё больше людей имеют возможность высказать своё мнение. Хотя и грустно иногда от того, что они делают это не вполне грамотно. «Между этим "грустно" и "здорово" мы и существуем», – добавила профессор. И закончила на оптимистической ноте: «Никогда ещё не было у русского языка таких фантастических возможностей – распространяться на многомиллионную и даже миллиардную аудиторию».