В Сиане обсудили развитие педагогического образования
Наталья Царёва, Сиань
26.10.2018
Осень 2018 года в Китае богата на события в области педагогического образования. Одним из них стал Первый китайско-российский педагогический форум в Сиане. Организаторами форума стали Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова и Шэньсийский педагогический университет (ШПУ).
Совместная работа началась ещё летом, когда был определён состав оргкомитета, куда вошёл и Русский центр как координатор всей работы.
На форум приехали представители 10 высших учебных заведений России и 25 учебных заведений Китая.
Открытие форума состоялось 22 октября. С приветственным словом с китайской стороны к участникам обратился ректор ШПУ профессор Ю. Сюйцюнь, а от российской стороны выступила проректор МГУ профессор Т. В. Кортава.
В первый день работы форума в нём принял участие и директор департамента по связям с общественностью Министерства просвещения России А. А.Емельянов, который вручил приветственное письмо министра просвещения О. Ю. Васильевой. Далее Андрей Андреевич выступил с докладом, в котором познакомил слушателей с национальным проектом «Образование», направленным на обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение России в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования и воспитания гармонично развитой личности.
Далее состоялось пленарное заседание, на котором было представлено 12 докладов руководителей лучших вузов двух стран.
В своих выступлениях они отразили современную ситуацию и возможные пути развития общей образовательной среды. Говорили о высоком предназначении любого университета в современном мире, поскольку ему суждено сохранять и поддерживать традиции и ценности и совмещать их с новаторскими идеями. Качественно изменяются требования к подготовке специалистов со стороны работодателей, и университетам приходится искать новый баланс соединения учебной, научно-исследовательской и практической форм деятельности. Это стало основой для дискуссий в пяти секциях, которые работали в течение двух дней.
В секционных докладах был охвачен широкий круг вопросов в сфере педагогического образования, в частности: традиции и новации в области сотрудничества, результаты психологических и когнитивных исследований, модели непрерывного образования, согласованность программ «школа-вуз», пути межпредметной координации, интеграции и внедрения современных педагогических технологий, вопросы эстетического воспитания, значимость дидактики перевода в подготовке будущих специалистов в области межъязыковой коммуникации.
В заключительном слове на закрытии форума профессор Кортава сосредоточила своё внимание на интеграции систем педагогического образования России и Китая, что может стать приоритетным направлением российско-китайского сотрудничества в науке и гуманитарной сфере и во многом определить будущее человечества, т. к. на долю наших стран приходится 20 % населения и 18 % поверхности планеты. Цели интеграции рассматривались как противодействие негативным сторонам глобализации, размыванию культурно-исторических основ национальной идентичности, а также излишнему использованию компьютерных технологий в ущерб живому общению педагога с обучающимися, клиповому мышлению взамен всестороннему мировоззрению. Разрешение указанных вопросов должно занять ключевое место в научных исследованиях и педагогической практике двух стран.