Проблемы изучения и преподавания литературы в школе и вузе обсудили в Горловке
Светлана Кочетова, Горловка
25.03.2019
В Горловском институте иностранных языков 23 марта 2019 года состоялся ІV Международный научно-практический семинар «Проблемы изучения и преподавания литературы в школе и вузе: формирование культуры чтения», приуроченный к 70-летию вуза. Семинар организован и проведён преподавателями кафедры мировой литературы и сравнительного литературоведения в рамках проекта «Русская литература в Донбассе: проблемы возрождения духовного и культурного наследия Русского мира», реализуемого при поддержке фонда «Русский мир».
В ходе работы семинара по методике преподавания литературы в средних и высших образовательных организациях состоялась живая дискуссия о воспитании интереса и любви к книге, стремлении общения с ней, умении слушать и понимать художественный текст – всего того, что составляет фундамент для формирования литературно образованной и духовно обогащённой личности читателя.
Среди участников семинара – преподаватели вузов Донецкой Народной республики, Российской Федерации, Китайской Народной Республики, Луганской Народной Республики, а также учителя средних образовательных школ, аспиранты и студенты филологических специальностей.
Особый интерес у участников семинара вызвал доклад доктора филологических наук, профессора кафедры русской литературы XX – XXI веков Института филологии Московского государственного педагогического института Ирины Минераловой «Причины читательских проблем в современном образовании: тяжкие 1990-е или стратегические просчёты нового времени – и эффективные способы их решения». Ведущий специалист в сфере методики преподавания литературы в школьной и вузовской практике Ирина Минералова подарила институту учебники и учебные пособия, а также сборники материалов конференций, посвящённых проблемам изучения литературы для детей и о детях, истории русской литературы отдельных периодов и культурного контекста эпохи.
Доклад доктора филологических наук, профессора, заведующего кафедрой мировой литературы и сравнительного литературоведения Светланы Кочетовой был посвящён проблеме моделирования системы формирования культуры чтения в гуманитарном вузе, рассмотренной на примере работы Горловского института иностранных языков. Кандидат филологических наук, доцент Илона Шишкина в представленном для обсуждения докладе рассмотрела приёмы развития читательской культуры студентов при изучении русской литературы в вузе. О проблеме формирования культуры чтения в современной школе и путях её решения говорили в своих докладах докторант кафедры мировой литературы и сравнительного литературоведения Ольга Жарикова и заместитель директора по воспитательной работе муниципального образовательного учреждения Горловки «Гимназия «Интеллект» Виктория Колосова.
Во время работы семинара прошла презентация научной и учебно-методической литературы коллектива кафедры мировой литературы и сравнительного литературоведения, изданной в текущем 2018-2019 учебном году. Преподаватели кафедры представили такие издания, как монография Л. Н. Любимцевой-Наталухи «Пути развития русской драматургии рубежа ХХ-ХХI веков», О. В. Жариковой «Творческий путь З. Н. Гиппиус в контексте эпохи», Л. В. Волосевич «И. С. Тургенев об А. С. Пушкине: эволюция литературно-критических взглядов писателя», учебно-методические пособия С. А. Кочетовой «Художественный мир В. Набокова», И. Е. Шишкиной «Русская детская литература», Н. А. Белоконь-Пожарицкой «Методика преподавания литературы».
Специально для участников семинара сотрудники библиотеки института подготовили выставку учебно-методических изданий, посвящённых вопросам изучения и преподавания различных аспектов русской и мировой литературы в средней школе, среднему и высшему профессиональному образованию.
В завершение работы семинара обсуждались практические рекомендации и перспективы дальнейшей работы в направлении формирования культуры чтения студентов и школьников. Все участники получили сертификат, а тезисы их докладов опубликованы в сборнике материалов семинара.