Для продвижения русского языка за рубежом требуется чёткая государственная политика, считает эксперт
Редакция портала «Русский мир»
09.04.2019
Для продвижения русского языка в мире делается очень много, считает ректор Института им. Пушкина Маргарита Русецкая. Тем не менее, нельзя сказать, что эффективность этой деятельности высока.
Об этом она сообщила в ходе выступления на заседании Межведомственной комиссии по вопросам сохранения, защиты и развития русского языка, состоявшемся в понедельник, 8 апреля.
Этот вопрос требует дифференцированном подхода на самых разных уровнях. Кроме того, здесь необходимо выстроить чёткую государственную политику. Статус любого языка в других странах можно определить по двум главным показателям. Первым является количество детей, изучающих его в государственных школах. Второй — сколько педагогических кадров готовят в высших учебных заведениях для его преподавания.
И здесь цифры снижаются в обоих случаях, подчеркнула Маргарита Русецкая. Число кафедр русистики и славистики в зарубежных университетах уменьшается, как и преподавание русского языка в школах. И это при том, что Россия заключила с рядом стран межправительственные соглашения, где говорится о взаимной поддержке изучения языков.
Наша страна много делает, чтобы создать условия для изучения иностранных языков. Это и подготовка кадров в вузах, и разработка учебников, и система изучения языка вплоть до сдачи государственных экзаменов. Во многих других странах по отношению к русскому языку нет подобных мер.
В государственной политике в сфере преподавания русского языка существует много тонкостей в каждой стране, и их нужно обязательно принимать во внимание. И работа должна начинаться с переговоров между правительствами.
Изучение русского языка как иностранного должно быть отражено в национальных образовательных стандартах. Этого нужно добиваться на уровне правительственных переговоров и лишь потом, имея договорённости, подключать методистов, подытожила глава Института им. Пушкина.
По некоторым данным, сейчас до 60 процентов российских детей приходят в первый класс, имея речевые нарушения. Если вовремя не принять меры, в дальнейшем это приводит к дисграфии и дислексии, пагубно влияя на успеваемость школьников. Без системы логопедической помощи качество владения русским языком не повысить, было отмечено на заседании. Более того, итоги государственной аттестации по русскому языку и литературе в школах являются результатом не только работы учителей-русистов, но и абсолютно всех школьных педагогов, традиций воспитания речевой культуры в семье и здоровья школьников.
По некоторым данным, сейчас до 60 процентов российских детей приходят в первый класс, имея речевые нарушения. Если вовремя не принять меры, в дальнейшем это приводит к дисграфии и дислексии, пагубно влияя на успеваемость школьников. Без системы логопедической помощи качество владения русским языком не повысить, было отмечено на заседании. Более того, итоги государственной аттестации по русскому языку и литературе в школах являются результатом не только работы учителей-русистов, но и абсолютно всех школьных педагогов, традиций воспитания речевой культуры в семье и здоровья школьников.