RUS
EN
 / Главная / Все новости / Для продвижения русского языка за рубежом требуется чёткая государственная политика, считает эксперт

Для продвижения русского языка за рубежом требуется чёткая государственная политика, считает эксперт

Редакция портала «Русский мир»
09.04.2019

Фото: wikipedia.org

Для продвижения русского языка в мире делается очень много, считает ректор Института им. Пушкина Маргарита Русецкая. Тем не менее, нельзя сказать, что эффективность этой деятельности высока.

Об этом она сообщила в ходе выступления на заседании Межведомственной комиссии по вопросам сохранения, защиты и развития русского языка, состоявшемся в понедельник, 8 апреля.

Этот вопрос требует дифференцированном подхода на самых разных уровнях. Кроме того, здесь необходимо выстроить чёткую государственную политику. Статус любого языка в других странах можно определить по двум главным показателям. Первым является количество детей, изучающих его в государственных школах. Второй — сколько педагогических кадров готовят в высших учебных заведениях для его преподавания.

И здесь цифры снижаются в обоих случаях, подчеркнула Маргарита Русецкая. Число кафедр русистики и славистики в зарубежных университетах уменьшается, как и преподавание русского языка в школах. И это при том, что Россия заключила с рядом стран межправительственные соглашения, где говорится о взаимной поддержке изучения языков.

Наша страна много делает, чтобы создать условия для изучения иностранных языков. Это и подготовка кадров в вузах, и разработка учебников, и система изучения языка вплоть до сдачи государственных экзаменов. Во многих других странах по отношению к русскому языку нет подобных мер.

В государственной политике в сфере преподавания русского языка существует много тонкостей в каждой стране, и их нужно обязательно принимать во внимание. И работа должна начинаться с переговоров между правительствами.

Изучение русского языка как иностранного должно быть отражено в национальных образовательных стандартах. Этого нужно добиваться на уровне правительственных переговоров и лишь потом, имея договорённости, подключать методистов, подытожила глава Института им. Пушкина.

По некоторым данным, сейчас до 60 процентов российских детей приходят в первый класс, имея речевые нарушения. Если вовремя не принять меры, в дальнейшем это приводит к дисграфии и дислексии, пагубно влияя на успеваемость школьников. Без системы логопедической помощи качество владения русским языком не повысить, было отмечено на заседании. Более того, итоги государственной аттестации по русскому языку и литературе в школах являются результатом не только работы учителей-русистов, но и абсолютно всех школьных педагогов, традиций воспитания речевой культуры в семье и здоровья школьников.

Метки:
Институт им. Пушкина, изучение русского языка

Новости по теме

Новые публикации

Распространение пандемии коронавируса ставит перед обществом новые вызовы и задачи: необходимо не только лечить заразившихся, но и помогать тем, кто оказался в сложной жизненной ситуации из-за самоизоляции. И есть впечатление, что многие практики взаимопомощи и поддержки, которые появляются благодаря карантину, останутся с нами и после того, как эпидемия закончится.
Международный день театра ежегодно традиционно отмечался множеством сценических премьер на русском языке по всему миру. Русские театры за рубежом открывали 27 марта фестивали, представляли новые спектакли и устраивали гастроли. Коронавирус заставил театры изменить свои планы, но многие их них не отказались от профессионального праздника. Более того, как выяснил «Русский мир», ряд театров продолжают репетиции на «удалёнке».