EN
 / Главная / Все новости / Игровая поэзия и проза Даниила Хармса на онлайн-уроках русского языка в Нюрнберге

Игровая поэзия и проза Даниила Хармса на онлайн-уроках русского языка в Нюрнберге

Нателла Якимов, Нюрнберг
01.02.2021

30 января в Субботней школе Русского центра в Нюрнберге прошли тематические онлайн-уроки, посвящённые 115-летнему юбилею со дня рождения детского поэта Даниила Ивановича Хармса (Ювачева).

Обучение в Субботней школе пока осуществляется в дистанционном формате, но во вторую волну пандемии онлайн-уроки идут чётко по расписанию и учебный материал преподаётся в полном объёме. 25 учителей и 150 детей уже привыкли к данной форме обучения, больше нет проблем с техническим обеспечением. Все занятия проводятся в формате видеоконференций на платформе Zoom. Правда, подготовка к урокам по-прежнему требует от педагогов Русского центра применения новых приёмов подачи материала и большого количества времени. Каждую субботу проходит 50 онлайн-уроков по всем предметам школьной программы. Ребята научились быстро подключаться к видеоконференциям и активно участвуют в уроках.

Учителя русского языка Субботней школы и в онлайн-формате стараются выйти за пределы учебной программы и, кроме отработки правил чистописания, грамматики и чтения, проводят интересные тематические уроки, на которые приглашают не только детей, но и их родителей. Эти уроки посвящены жизни и творчеству русских писателей, юбилеям известных детских книг, русским праздникам и народным традициям. Одним из таких тематических занятий стали онлайн-уроки, посвящённые творчеству Даниила Хармса, одного из писателей русского авангарда начала XX века.

Даниил Хармс, русский поэт, прозаик, драматург, один из самых неоднозначных и неразгаданных писателей XX столетия родился 30 декабря 1905 года в Петербурге. Даниил Хармс был большим выдумщиком и шутником. И ещё он много чего умел делать – играл на трубе, губной гармошке, фисгармонии, валторне и балалайке. Он пел, танцевал чечётку, рисовал, показывал фокусы, прекрасно читал с эстрады свои и чужие стихи, искусно играл на бильярде, умел ходить по перилам балкона. И, конечно, он был необычайно одарён как писатель. Даниил Хармс писал стихи, рассказы, пьесы. Его произведения в стихах и прозе необычны, абсурдны, полны волшебства и загадок. С детства мы знакомы с его озорными, причудливыми стихотворениями «Весёлый старичок», «Очень-очень вкусный пирог», «Бульдог и таксик», «Миллион», «Иван Топорышкин» и многими другими.

Даниил Хармс был известен, прежде всего, как детский писатель. В своих стихах он «близок детской психике», так писал о нём Корней Чуковский. Хармс легко и играючи писал стихи, они просты по форме и в них есть беспечность, повторяемость, которые так нравятся детям. За свою недолгую жизнь – Даниил Хармс прожил 37 лет – он выпустил 20 детских книжек. Детские стихи и рассказы Хармса были высоко оценены Самуилом Маршаком и Корнеем Чуковским. Последние месяцы жизни Хармс провёл в тюрьме. 2 февраля 1942 года он скончался в больнице в блокадном Ленинграде. Позже в 1960 году с него были сняты все обвинения, и он был реабилитирован.

На примере Хармса ребята узнали, что такое «псевдоним». Писатель родился под именем Даниил Ювачев, а Хармсом стал только в 1925 году. Псевдонимов у писателя было много – около тридцати, в том числе Карл Иванович Шустерлинг или Пустерлинг, Шардам, Дандан, Иван Топорышкин, Колпаков и другие. Но чаще всего повторялось имя Хармс. Предположительно, оно происходит от французского слова charm, что означает «обаяние», «чары». По другой версии в детстве Даниил любил читать книги об английском сыщике Шерлоке Холмсе. Возможно, он поменял фамилию на созвучную Холмс – Хармс.

Рассказывая о творчестве Хармса, Наталья Вернер объяснила детям, чем отличаются поэт, прозаик и драматург. На примере стихотворений «Иван-Иваныч Самовар», «Как Володя с горки катался», «Миллион» они познакомились с такими поэтическими приёмами, как повтор, перечисления, короткие строки. Сила стихов Хармса состоит в том, что они дают выход существующей у детей потребности в движении, в игре и песне, в активности воображения. Читая его стихи, детям очень легко отличать имена существительные (слова-предметы) от глаголов (слов-действий). Хармс играет с читателем-ребёнком и в прозе. Это хорошо видно из такого примера, как рассказ «Во-первых и во-вторых», который читали ребята из класса «Ромашка». Каждый из них читал вслух небольшой отрывок рассказа, а затем кратко, своими словами пересказывал содержание прочитанного фрагмента. Реакция детей была очень живой – они смеялись, задавали вопросы, обсуждали действия Пети, маленького человека и длинного человека, и совершенно неожиданный конец.

Свои детские книжки Хармс написал почти столетие назад, но, как оказалось, его стихи, рассказы очень нравятся и современным детям.  

Рубрика:
Тема:
Метки:
Русский центр в Нюрнберге, Даниил Хармс, литература, поэзия

Новости по теме

Новые публикации

Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Цветаева