EN
 / Главная / Все новости / Летние встречи в клубе «Посиделки»

Летние встречи в клубе «Посиделки»

Русский центр в Стамбуле
26.07.2021

Стамбул РЦ 26072021.jpg

Живопись – наиболее популярный вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность. Основным выразительным средством живописи является цвет. Так определяет этот вид искусства энциклопедия, что в полной мере можно отнести к произведениям русских художников, с которыми мы решили познакомить наших студентов на очередном мероприятии по распространению знаний о русской культуре. Летнее время наши турецкие друзья предпочитают проводить на отдыхе, что не помешало им собраться на онлайн-встрече на наших «ПОСИДЕЛКАХ» 23 июля, в пятницу.

Наш рассказ мы начали с биографии и творчества великолепного живописца XVIII века И. Л. Боровиковского. Он родился в Миргороде в семье иконописца. Сам тоже начал с написания икон. Упорный труд и талант привели к тому, что его работы были замечены императрицей, которая пригласила его в Петербург, где он приобрёл славу известного портретиста. Боровиковский писал как портреты членов императорского дома и известных деятелей своего времени, так и простых русских людей. Художник тонко передавал внутренний мир своих персонажей. В камерном сентиментальном портрете, имеющем определённую ограниченность эмоционального выражения, мастер способен передать многообразие сокровенных чувств и переживаний изображаемых моделей. Примером тому может послужить «Портрет Е. А. Нарышкиной», репродукция которого представлена в нашем учебнике по русскому языку. Студенты, опираясь на изученную лексику, описали этот портрет.

В этом же жанре писал современник Боровиковского – В. А.Тропинин. Поскольку в программе по русскому языку как иностранному изучается биография и творчество А. С. Пушкина, мы выбрали для анализа портрет великого поэта. Современники отмечали поразительное сходство изображенного на портрете поэта с живым Пушкиным. Портрет заказал художнику друг поэта Соболевский – библиограф и книголюб. Попросив изобразить гения растрёпанным и непарадным, он же доставил в мастерскую Тропинина коричневый с синими отворотами халат, в котором Тропинин написал Пушкина.

Студенты попросили также рассказать о портрете жены поэта Натальи Гончаровой, который они видели на страницах учебника «Дорога в Россию». Чтобы написать портрет красавицы, за кисть взялся старший брат Карла Брюллова Александр Павлович. Для работы художник использовал бумагу и акварель. Девушка позирует художнику в светло-розовом нарядном платье, предназначенном для бала. Глубокое декольте обрамляют пышные кружева, открывая плечи. Нарядность и изюминку придают юному личику серьги и ферроньера, которая украшает высокий лоб. Художнику удалось передать миловидность ещё детского лица Натальи и её роскошный нежный туалет. Мы продемонстрировали портреты Пушкина и работы других русских художников: О. А. Кипренского, Н. Н. Ге, И. Я. Репина, И. С. Глазунова, И. К. Айвазовского.

Пушкин и Айвазовский встретились и были представлены друг другу на выставке Академии художеств 1836 года. Всю свою жизнь художник почитал поэта. Несколько раз он писал Пушкина, стоящего на берегу моря. Лучшая из этих картин была написана совместно с И. Е. Репиным в 1877 году.

Морской пейзаж в ненастную погоду интригует, огромные каменные глыбы выступают на первый план. Средь них Пушкин, с торжественным выражением лица, в твёрдой позе, держа в правой руке шляпу, как бы говорит: я не страшусь бури, я торжествую.

Творчество Айвазовского близко турецким гражданам. Во дворце Долмабахче экспонируется 28 его картин. Первый раз художник оказался в Османской империи в 1845 году. Стамбул на долгие годы покорил сердце живописца, после возвращения в Россию он создал ряд полотен с видами османской столицы. Художник посетил Турцию восемь раз. Наряду с созданием картин он проводил выставки, давал уроки живописи. Полотна имеют не только художественное, но и историческое значение, на них изображена реальная история Турции периода Османской империи. Присутствующие проявили живое участие в разговоре, рассказали о своих посещениях дворца Долмабахче и о впечатлениях от картин русского мариниста.

Следующей страницей нашего мероприятия была пейзажная живопись на примере творчества И. И. Левитана. На страницах учебника студенты уже знакомились с картинами «Над вечным покоем» и «Вечер. Плёс», узнали о его дружбе с А. П. Чеховым. Мы дополнили биографию новыми фактами, рассмотрели и обсудили картину «Золотая осень». Левитан любил рисовать осенние пейзажи. Среди них картина «Золотая осень» стала одним из самых известных и популярных произведений художника. На полотне мы видим характерный русский пейзаж. Спокойный день в середине осени. Солнце светит, но уже не так ярко. Перед глазами открывается русский простор: поля, рощи, река. Синее с белыми облачками небо на горизонте сходится с линией леса. Так же мы посмотрели картины «Март» и «Владимирка».

Наши студенты проявляют интерес и к современной живописи. Недавно состоялась выставка современного искусства ARTKONTAKT, на которой были представлены работы современных русских и турецких художников. Русский центр Российского общества просвещения, культурного и делового сотрудничества организовал экскурсию с посещением выставки, которая была интересной и познавательной. Также 18 июня они посетили выставку молодых художников в Бешикташе. Среди картин были работы члена нашего общества Елены Фаунштейн. Посетители отметили талант художницы и самобытность её манеры письма. В планах общества – продолжать знакомство турецких друзей с шедеврами классики и творениями современных авторов.

Следующая встреча для учащихся состоится 30 июля, в пятницу. Запись по телефону +90 535 964 93 35 .

Рубрика:
Тема:
Метки:
Русский центр в Стамбуле, живопись

Новости по теме

Новые публикации

Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
Цветаева