«Мой Достоевский»: в Бельцах провели неделю, посвящённую писателю
Татьяна Сузанская, Бельцы
19.11.2021
Неделя Достоевского стартовала 8 ноября, накануне 200-летия со дня рождения Ф. М. Достоевского, широко отмечаемого мировым культурным сообществом. Она была организована Русским центром и кафедрой славистики Бельцкого государственного университета им. А. Руссо.
Неделя прошла под девизом: «Читайте Достоевского, любите Достоевского, – если можете, а не можете, браните Достоевского, но читайте по-русски его и по возможности только его...» (Иннокентий Анненский). В ней приняли участие студенты очного и заочного отделений филологического факультета, которые выступили с эссе и презентациями под общим названием «Мой Достоевский».
На круглом столе, прошедшем онлайн 9 ноября, участники представили рефераты, отражающие актуальные вопросы анализа произведений Достоевского, и обменялись мнениями.
10 ноября Русский дом в Кишинёве и Русский центр БГУ им. А. Руссо провели онлайн научно-методический семинар, посвящённый проблемам изучения творчества русского писателя. Семинар собрал около 100 учителей и учащихся Молдавии. Его открыл руководитель образовательных программ Россотрудничества Виктор Костецкий.
Были рассмотрены ключевые вопросы изучения таких романов, как «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы». Руководитель Русского центра в Бельцах Татьяна Сузанская основное внимание уделила поэтике полифонии, диалогу и полилогу в творчестве Достоевского, особенностям амбивалентной обрисовки образов, композиционному своеобразию романов, изображению пространственного мира, а также проблемам преподавания его произведений в средней и высшей школе. Аудитории была продемонстрирована презентация, в которой рассматривались различные варианты дидактического воплощения темы «Творчество Достоевского»: методика дискуссионных занятий, например, с опорой на точку зрения В. Набокова о творчестве Достоевского, дидактика углублённого анализа текста (на примере грозового пейзажа в романе «Идиот»), эффективные приёмы формирования читательской компетенции. Большой интерес присутствующих вызвала идея исследования «детского текста» в прозе Достоевского.
В заключение участники семинара говорили о бесконечности перепрочтений Достоевского и процитировали высказывание философа В. Розанова: «Что же осталось? Что осталось… после Достоевского? Красота вещей. Взмахните крылом так, чтобы и взмах, и полёт, и точка, куда он направлен, представляли неоспоримую ни на чей взгляд красоту, и тогда летите, куда хотите. Летите в анархию, летите в небо, летите в Евангелие. Достоевский испепелил своей диалектикой всякое безобразие и открыл полную свободу, безграничную свободу всякой красоте... Но эта красота так высоко лежит, что её никто не умеет взять».