EN
 / Главная / Все новости / Литературно-музыкальный вечер «Их строк серебряная россыпь...» в Балтийской международной академии

Литературно-музыкальный вечер «Их строк серебряная россыпь...» в Балтийской международной академии


24.04.2014

17 апреля 2014 года в Балтийской международной академии прошёл третий литературно-музыкальный вечер из цикла поэтических вечеров «200 лет русской поэзии в Латвии» по гранту фонда «Русский мир». Автор проекта — Балтийская гильдия поэтов.

Третий вечер под названием «Их строк серебряная россыпь...» был посвящён поэзии первой половины ХХ века, а именно творчеству поэтов, входивших в движение символистов и акмеистов.

Ведущий вечера — известный поэт и переводчик Юрий Касянич — кратко охарактеризовал литературное движение символистов в России начала XX века.

Символизм — явление культуры, заявившее о себе поначалу во Франции в 1870–1880-е годы. В русском символизме, самом крупном и эстетически наиболее значимом течении, существовало два хронологически и концептуально самостоятельных потока. Первыми были старшие символисты: Дмитрий Мережковский, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Фёдор Сологуб, Зинаида Гиппиус. В 1900-е годы на литературную арену вышли младосимволисты: Андрей Белый, Александр Блок, Сергей Соловьёв, Вячеслав Иванов и другие.

Ключевым моментом раздумий для всех было ощущение «болезненного, неразрешимого диссонанса» времени, «самый краткий материализм» («грандиозные изобретения техники» и «небывалая умственная свобода») и «самые страстные идеальные порывы духа».

Преодолеть эти противоречия должен был грядущий подъём к «идеальной человеческой культуре» в результате открытия божественной сущности мира. Путь к ней прокладывало новое искусство с помощью символов. Отсюда утверждались три главных элемента символизма: «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности» (Д. Мережковский).

Иван Коневский (1878–1901) прожил недолгую жизнь. В. Брюсов называл его «надеждой русской поэзии». В Латвии поэт пробыл всего несколько часов: в июне 1901 года в возрасте 23 лет он утонул в реке Гауя в Сигулде. На вечере прозвучали его стихи «Зимняя ночь», «Тихий дождь», «Поднебесье», «Из другого мира». Его поэзии свойственна задушевность, философия раздумья и глубокая мудрость. Он словно предсказал в текстах своё будущее. Валерий Брюсов, который высоко ценил творчество молодого поэта, после посещения его могилы написал стихотворение «На могиле Ивана Коневского».

Валерий Брюсов (1873–1924) — поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед. Русский классик, один из столпов Серебряного века. Превалирование ума в его поэзии над чувствами отмечали многие современники. «Он знал секреты, но он не знал тайны», — такой вывод сделала Анна Ахматова. Известность поэту принёс сборник стихов «Шедевр» (1895). А сборник «Третья стража» В. Брюсов посвятил Ивану Коневскому. В 1894–1895 годах Брюсов издал три сборника «Русские символисты», составленных главным образом из его собственных стихов и ставших первой коллективной декларацией модернизма в России. Критики назвали Брюсова «вождём новой школы», задача которой, по словам поэта, была «выразить тонкие, едва уловимые настроения», первый проблеск мысли. На вечере стихи Валерия Брюсова исполнял рижский поэт Роман Наварро. Беззаветно служа искусству, Брюсов в своём программном стихотворении «Поэт — музе» восклицал:

«Не знаю, жить мне много или мало,
Иду я к свету иль во мрак ночной,
Душа тебе быть верной не устала,
Тебе, тебе одной!»

В. Брюсов был тесно связан с жизнью и творчеством латвийских поэтов, последователей молодых литературных течений начала ХХ века. Его творчество оказывало на них сильное влияние. В 1913 году он отдыхал и лечился в Юрмале, в санатории доктора Максимовича «Эдинбург-2» (станция Майори). Он залечивал душевные раны, связанные с утратой его подруги Надежды Львовой, которая покончила с собой. Этому периоду посвящено его стихотворение «Зимнее возвращение к морю». В Латвии вышел сборник латышской поэзии, отредактированный В. Брюсовым.

…Марина Цветаева писала: «Если бы надо было назвать Бальмонта одним словом, я бы, не задумываясь, сказала: “Поэт”... В Бальмонте, кроме поэта, нет ничего».

В мемуарах Бориса Зайцева говорится: «Бальмонт был, конечно, настоящий поэт и один из “зачинателей” Серебряного века. Бурному литературному кипению предвоенному многими чертами своими соответствовал — новизной, блеском, задором, певучестью».

Константин Бальмонт (1867–1942) как поэт начал с поэтического сборника «Под северным небом», поражающего изяществом формы и музыкальностью стиха. Однажды он сказал: «Я не знаток русского языка, я только любовник русской речи». Следующие сборники стихов — «Горящее здание», «Будем как солнце», «Только любовь» — принесли Бальмонту славу одного из ведущих поэтов-символистов. Его излюбленный образ — сильный, гордый и «вечно свободный альбатрос».

В 1904–1905 годах издательство «Скорпион» выпустило собрание его стихов в двух томах. Им восхищались. Ему подражали. В течение десятилетия (1895–1904) Бальмонт, по выражению Брюсова, «нераздельно царил над русской поэзией». Звуки его лиры поистине можно назвать серебряными: «И нет серебрянее звука в серебряном ушедшем веке».

Творчество Бальмонта связано с Латвией через газету «Перезвон». Сам он здесь не был. В 1925 году ему отказали в визе. В 1920-м Бальмонт покидал Россию через эстонский город Ревель (ныне Таллин).

Второе отделение поэтического вечера в БМА было посвящено поэтам-акмеистам. Акмеизм — это самоназвание группы из шести поэтов. Группа была сформирована стараниями Гумилёва и Городецкого в конце 1912 года в недрах петербургского «Цеха поэтов». «С новым веком пришло новое ощущение жизни…» — говорилось в декларации Гумилёва и Городецкого. Внутренней необходимостью стало испытание человека на прочность: постижение в нём каких-то иных, смелых возможностей. Восприятие громадного «мира зовущего, красочного», равно как столкновение с земными страстями, оказалось влекущей к себе сферой поэзии.

Ирина Одоевцева (1895–1990) родилась в Риге. В 1914 году с семьёй переехала в Петербург и сразу окунулась в поэтическую атмосферу города. Входила во второй «Цех поэтов», в группу «Звучащая раковина». Первый сборник стихов Одоевцевой «Двор чудес» увидел свет в 1922 году. В тот же год она вышла замуж за Георгия Иванова и вместе с ним уехала в Берлин, а затем в Париж. Вместе они счастливо прожили 37 лет. Писала чётко, уверенно, почти классически, не приемля авангардизма многих поэтов-эмигрантов.

В середине двадцатых годов Одоевцева перешла на прозу. Как отмечали знатоки, на смену «птичьему щебетанью» стихов пришли «страшные сны» и «тёмные фантазии» эмиграции. Прожив основную часть жизни в эмиграции на Западе, вернулась в Россию в канун коммунистического заката.

Осип Мандельштам (1891–1938) родился в Варшаве, потом его семья переехала в Павловск и далее в Петербург. «Петербургская Россия  её он сам избрал для себя, для своего искусства: она стала родиной его поэзии». Из детства ведёт своё происхождение необычный язык поэта, страстная тяга к чистому русскому языку: «Речь матери, ясная и звонкая, без малейшей чужестранной примеси... литературная великорусская речь». Мать была талантливой пианисткой и научила сына любить и понимать музыку. Это проявлялось в особой чуткости поэта к музыке языка. С 1900 по 1907 год учился в Тенишевском коммерческом училище. Потом учился в Европе, а возвращаясь в Петербург, заехал в Двинск (Латвия).

В 1912 году вошёл в круг поэтов-акмеистов и через год представил читателям сборник стихов «Камень», куда были включены 23 стихотворения. Образ камня у Мандельштама — «камень Тютчева», что «с горы скатившись, лёг в долине. Сорвавшись сам собой иль был низвергнут мыслящей рукой», — есть слово. В камне воплощается время, камень воспринимается как организм, вместивший планетарную жизнь. Поэтому камень, как и слово, самоценен и самодостаточен.

Мандельштам посещал Ригу, Юрмалу, Сигулду в детские и юношеские годы. В 1925 году его возили к дедушке и бабушке. Есть стихотворение о Юрмале «Казино».

Война, революция, перемены в жизни, новая власть — у Мандельштама поединок музыки и шума эпохи завершается безнадёжным поражением гармонии.«В последний раз нам музыка звучит…» — в этой строке дана пророческая характеристика наступившего времени. С 1925 по 1930 год Мандельштам не написал ни одного лирического стихотворения. В этот период издавалась его проза, в том числе автобиографическое произведение «Шум времени» (1925).

В 1933 году он написал эпиграмму на Сталина — далее последовали трагические события: аресты, ссылка, опять ссылка и смерть поэта в 1938 году от тифа в пересылочном лагере.

Третий литературно-музыкальный вечер — это плод творческого сотрудничества Анатолия Ракитянского — известного библиофила, публициста, который подобрал уникальный материал о связях поэтов с Латвией и дополнил его редкими фотографиями и открытками; Юрия Касянича — поэта, переводчика, отобравшего поэтов и их стихи для прочтения на вечере; Романа Наварро — поэта, прекрасного чтеца, умеющего донести поэзию слушателям; Елены Ашурковой — поэтессы, исполнившей несколько своих романсов на стихи сочинителей той эпохи.

На вечере звучала музыка Рахманинова, Скрябина и Сибелиуса в исполнении молодой пианистки. А книжная выставка «Их строк серебряная россыпь...» из книжного фонда библиотеки Русского центра БМА дополняла рассказ о жизни и творчестве символистов и акмеистов.

Ольга Здебская,
методист Русского центра БМА

Метки:
Русский центр в Риге, Русский центр в Риге, русская литература, символизм, грант

Новости по теме

Новые публикации

Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Цветаева