EN
 / Главная / Публикации / Военная фотоистория моей семьи

Военная фотоистория моей семьи

Анна Лощихина14.05.2015

Идея через семейные фотохроники, выкладываемые в Сеть, написать свою – семейную – историю Великой Отечественной войны, родилась в 2010 году. Она выросла из фотоконкурса 2008 года «Семейный альбом» и задумывалась как один из способов создания общедоступного архива семейных фотографий времён 1941-1945 годов, а заодно – через поиск фотографий – как один из способов сохранения исторической памяти.

– Мы и не думали, что интерес к акции будет зашкаливать, – говорит Ирина Дудникова, координатор «Социальной сети добровольческих инициатив «СоСеДИ», – Откликнулись практически все регионы России. А Татарстан, который стал победителем «Семейных фотохроник Великой Отечественной войны», собрал не просто больше всех снимков. Республика составила их летопись, благодаря организованной поисковой и исследовательской работе. Это стало возможным, в том числе благодаря инициативности Марата Шагитова, депутата Госсовета РТ.

Основной объём фотоматериалов и документов был собран учащимися тридцати школ города Казани. Особенно отличилась гимназия №125. Ученики этой школы собрали и выложили на сайт www.fotohroniki.ru более 400 портретов ветеранов и тружеников тыла, более 400 сочинений школьников, 300 копий военных документов, писем и приказов. А главное – они развили настоящую исследовательскую деятельность, которая легла в основу создания республиканской универсальной электронной базы данных ветеранов войны и тружеников тыла.

– Мы не считаем наше участие в акции каким-то особым достижением, – рассказывает Светлана Волобуева, директор гимназии №125 города Казани. – Это нормально. И вот эту нормальность в детях всячески поддерживали и поддерживают их родители. Именно мамы и папы с удовольствием включились акцию, а иногда при сборе архивных документов или фотографий развивали такую активность, что ей завидовали дети, едва успевая за родителями.

Так, родители Ани Глухарёвой из школы №144 города Казани, выложив в сеть фотографию своего деда Архипа Глухарёва, нашли свидетелей его фронтовых лет в Оренбургской области. Оказалось, что у Татьяны Кулешовой из Оренбурга хорошая зрительная память: увидев фото деда Глухарёвых, она вспомнила, что её дед, Василий Кулешов, на одной из семейных фотографий времен Великой Отечественной войны изображен с мужчиной, «сильно похожим на Глухарёва». Завязалась интернет-переписка, и две семьи по крупицам смогли узнать о своих дедах и уже прадедах новые детали – что воевали вместе, а потом – кто где лежал в госпитале, когда приходил в короткий отпуск домой и что рассказывал о своей личной войне.

Потом Анна Глухарёва, ученица 9-го класса, обо всей этой уже современной истории с фотографиями и перепиской двух семей потомков фронтовиков, написала школьное сочинение. Оно, а также сочинение Екатерины Шиновой, ученицы 10 класса казанской школы №171, победили в конкурсе республиканских сочинений к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

– В каждой семье есть материалы, которые сегодня обрели особую историческую ценность – приказы, грамоты, удостоверения, военные билеты, фотографии, медали. Просто для современных детей эти документы сами по себе мало о чём говорят, а вот когда их или их поиск оживляют родители, дети начинают понимать, что история – она живая, – считает Светлана Волобуева. – И её делали их дед, бабушка или уже прадед и прабабушка.

Педагог говорит и о том, что особую роль сыграл и формат акции – его интернет-версия. Школьники получали новый опыт, потому что нередко объясняли мамам и папам, как сканировать фото, как регистрироваться на сайте, как правильно выложить краткий комментарий под фото. А потом дети руководили процессом поиска откликов и комментариев, а если завязывалась интернет-переписка – координировали её. Наконец, именно школьники, стали своеобразными волонтёрами «Семейных фотохроник Великой Отечественной войны». Они развили такую интернет-активность, что вслед за организованными группами акции, как правило, школьников, на сайт стали приходить самостоятельные участники – студенты, молодые специалисты, сами ветераны и просто все желающие.

– Надеюсь, что собранный архив семейных фотографий времен Великой Отечественной войны, – говорит Ирина Дудникова, – позволит сохранить бесценное достояние российского народа – историческую память, создать универсальную электронную базу данных, с помощью которой живущие сегодня ветераны войны смогут найти своих сослуживцев и однополчан. А их потомки – знать историю своей семьи, рода, Родины.  

Также по теме

Новые публикации

В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
Цветаева