Патриарх Кирилл: Ценности в школе формируются в том числе через изучение литературы
Редакция портала «Русский мир»22.03.2018
21 марта 2018 года в Сергиевском зале кафедрального соборного храма Христа Спасителя в Москве под председательством святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание президиума Общества русской словесности.
Справка:
С инициативой создания Общества русской словесности выступил президент России В. В. Путин, который предложил святейшему патриарху Кириллу создать и возглавить эту организацию. Общество русской словесности было учреждено в марте 2016 года на расширенном заседании Патриаршего совета по культуре. Состав президиума был избран на I съезде Общества русской словесности 25–26 мая 2016 года.
Перед началом заседания президиума в Красном зале храма Христа Спасителя под председательством святейшего патриарха Кирилла прошло заседание бюро президиума Общества русской словесности. На заседании обсуждалась повестка дня заседания президиума.
Святейший патриарх Кирилл обратился к членам президиума со вступительным словом, в котором сообщил о состоявшемся заседании бюро Общества русской словесности и представил повестку дня заседания.
В повестку заседания президиума Общества русской словесности вошли следующие темы:
- о деятельности Общества русской словесности в 2017 году;
- об итогах деятельности рабочих групп Общества русской словесности и задачах на 2018 год;
- о создании региональных отделений Общества русской словесности;
- об электронном периодическом издании Общества русской словесности.
Затем предстоятель Русской православной церкви выступил с докладом об основных итогах деятельности Общества русской словесности в истекшем году.
Нами была проделана очень большая и существенная работа, результатом которой явились усовершенствованные стандарты начального и основного общего образования», – министр образования и науки РФ Ольга Васильева
Далее выступила министр образования и науки Российской Федерации О. Ю. Васильева, которая сообщила об утверждении доработанных федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) по русскому языку и литературе.
«Сохранение государственной независимости России зависит, как известно, не только от военных и технических средств, но и от воспитания граждан, которые обладают национально-культурной идентичностью и патриотическим гражданским сознанием, – отметила она. – Неслучайно русский язык и литература, наравне с отечественной историей, упомянуты в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Напомню, что она была утверждена Указом Президента Российской Федерации № 683 от 31.12.2015, я позволю себе её процитировать: "Для решения задач национальной безопасности в области науки, технологий и образования необходимо повышение качества преподавания русского языка и литературы"».
«Нужно держать на контроле целый комплекс традиционных вопросов: чему и как мы учим, на каких нормативных основаниях принимаем решения, что, как, с какой регулярностью проверяем, по каким учебникам учим, какие пути развития предметов видим в перспективе? – продолжила О. Ю. Васильева. – По этим и другим методологическим вопросам мы вновь должны обратиться к стандартам, которые призваны решить многие сомнения и проблемы».
Министр образования сообщила, что сегодня состоялось заседание совета Министерства образования и науки России по федеральным государственным образовательным стандартам, на котором была рассмотрена новая редакция ФГОС начального и основного общего образования.
«Нами была проделана очень большая и существенная работа, результатом которой явились усовершенствованные стандарты начального и основного общего образования. При этом не менялась их общая системно-деятельностная концепция, была сохранена структура и совокупность требований к результатам реализации основных образовательных программ, также особый акцент был сделан на воспитательной миссии школы», – сказала О. Ю. Васильева, по словам которой «все стандарты, включая русский язык и литературу, были доработаны по ряду важнейших позиций».
«Были учтены оправдавшие себя принципы отечественного образования, такие как системность и целостность, приоритетность содержания обучения как основы формирования знаний и умений, единство образовательного пространства, о котором мы столько сегодня говорим. В свою очередь наличие ясной и конкретной содержательной составляющей создаст условия для единства образовательного пространства, для проведения объективного контроля за уровнем обучения на всех этапах школьного образования, а не только в выпускных 9 и 11 классах, что мы имеем на сегодняшний день», – подчеркнула она.
Более подробно О. Ю. Васильева остановилась на стандартах по русскому языку и литературе.
«По литературе возвращена ясность с литературным материалом: здесь, возвращаясь к тому, о чем вы говорили, Ваше Святейшество, нормативно, и я это подчеркиваю, закреплен "золотой канон" школьной литературной классики – это корпус произведений, изучение которых в школе воспринимается всем обществом как культурная норма», – добавила министр.
«Не только перечислены термины и понятия, но и названы писательские имена и произведения, лаконично очерчена изучаемая тематика и проблематика. При этом сохранено право учителя на собственные решения при составлении программ», – заявила О.Ю. Васильева.
«Таким образом, на наш взгляд, стандарт – это своеобразный "общественный договор", который адресован родителям, авторам учебников и программ, методистам, разработчикам контрольных измерительных материалов и всем, кто неравнодушен к системе образования. В документе такого уровня должна быть ясность по фундаментальным вопросам: чему учим, на какой результат рассчитываем, что является обязательной для всех частью образования, а где область для индивидуальных подходов», – отметила министр.
«Позволю себе очень коротко выделить ряд позитивных результатов, которых мы достигли при разработке новой редакции, – продолжила глава образовательного ведомства. – В стандарте чётко отражены государственные обязательства школы перед учениками и родителями. Детально сформулированные требования стандарта — помогать достичь определённого общественного консенсуса. Любой российский гражданин может ознакомиться с содержанием предмета и соотнести его с практикой изучением предмета в школе или с экзаменационными материалами, проверяющими соответствующие предметные требования. В случае смены школы чётко обозначенный содержательный минимум по каждому классу облегчит каждому ребенку адаптацию в новом школьном учреждении. Внятность государственных требований к предметному содержанию влияет на качество учебников и учебных пособий, на их эффективность и, прежде всего, экспертизу».
По мнению О. Ю. Васильевой, «закреплённость предметного содержания на конкретном классе позволит проводить различные мониторинги качества образования, выявить проблемы и содействовать их решению».
«Важно не накануне, а задолго до итоговой аттестации выявить те "проблемные зоны", которые влияют на качество знаний по каждому предмету», – считает министр образования.
«Новый стандарт – это результат работы не узкой группы, в разработке новой редакции стандарта принимали участие 300 специалистов из Российской академии наук, Российской академии образования, десятки наших замечательных экспертов. Мы прошли экспертизу РАН, прошли широкое общественное обсуждение и впервые обсуждали эти вопросы с детьми, участниками регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Я выражаю уверенность в том, что обновлённый документ будет содействовать дальнейшему плодотворному развитию всего отечественного образования», – заключила О. Ю. Васильева.
Далее состоялось обсуждение доклада министра образования и науки РФ. В ходе дискуссии, в частности, обсуждались вопросы комплектования школьных библиотек книгами, взаимодействия писателей и учёных со школами.
«Ценностные приоритеты нашей многонациональной цивилизации – это то, на чём сегодня должно строиться наше законодательство, наша внешняя и внутренняя политика. Идея справедливости, правды – это наша духовная культурная национальная идея», – патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Святейший патриарх Кирилл во время обсуждения отметил, что жизнь современного российского общества во всех важнейших сферах должна выстраиваться с учётом мировоззренческих и ценностных основ российской цивилизации. «Ценностные приоритеты нашей многонациональной цивилизации – это то, на чём сегодня должно строиться наше законодательство, наша внешняя и внутренняя политика, – подчеркнул предстоятель Русской церкви. – Идея справедливости, правды – это наша духовная культурная национальная идея».
«Ценности в школе формируются в том числе через изучение литературы, – уверен святейший владыка. – Когда мы говорим о стандартах преподавания литературы, речь идёт о самом главном, о чём-то, что выходит за границы школы, что формирует наш национальный профиль».
«В марте прошлого года на президиуме было принято решение об объединении усилий по возвращению русской классики в пространство духовной жизни молодого поколения, обеспечению преемственности базовых ценностей русской культуры и русской идентичности», – президент Российской академии образования Людмила Вербицкая
С сообщением о деятельности Общества русской словесности в 2017 году выступила президент Российской академии образования, заместитель председателя Общества и председатель попечительского совета фонда «Русский мир» Л. А. Вербицкая.
«Члены Общества активно участвовали в деятельности Совета при Президенте Российской Федерации по русскому языку, – сообщила она. – Мы приняли непосредственное участие в разработке Концепции Программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ. Концепция утверждена распоряжением Правительства РФ от 3 июля 2017 года».
«В марте прошлого года на президиуме было принято решение об объединении усилий по возвращению русской классики в пространство духовной жизни молодого поколения, обеспечению преемственности базовых ценностей русской культуры и русской идентичности. И этому активно содействовал наш "Пушкинский союз"», – рассказала Л. А. Вербицкая.
Была продолжена работа по разработке Концепции языковой политики РФ, инициированной решением президиума Общества русской словесности. Члены Общества участвовали в работе VI Санкт-Петербургского международного форума, в рамках которого провели заседание секции «Литература и чтение», организовали программу для школьников «Литературное творчество» на базе образовательного центра «Сириус» в Сочи.
«Успешность деятельности Общества русской словесности в значительной степени зависит от опоры и поддержки в регионах. Поэтому создание региональных отделений Общества – это очень важный инструмент сохранения и развития позиций русского языка в современной России. Итог этой работы – принятие решений на состоявшемся сегодня заседании бюро президиума о создании десяти региональных отделений Общества русской словесности», – заявила Л. А. Вербицкая.
Также заместитель председателя Общества русской словесности сообщила о деятельности рабочих групп. Сейчас в Обществе русской словесности действуют следующие рабочие группы: по совершенствованию нормативно-правового регулирования языковой политики в Российской Федерации; по разработке механизмов независимой экспертной оценки учебников, учебно-методических комплексов, словарей; по координации и экспертизе инициатив в сфере содержания школьного филологического образования; по развитию программ поддержки чтения; по разработке критериев и порядка комплектования библиотек образовательных организаций; по разработке проекта концепции подготовки учителя-словесника, его профессиональной аттестации и курса «Русская словесность» для педагогов дополнительного образования; по экспертизе и внедрению полилингвальной модели филологического образования; по подготовке предложений по продвижению русского языка и культуры за рубежом; по организации работы региональных отделений.
Далее выступил ректор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова В. А. Садовничий, который предложил при участии МГУ и ведущих вузов проводить съезды учителей русского языка и литературы.
Ректор МГУ также предложил организовать молодёжную секцию Общества русской словесности, в работе в которой смогут принять участие молодые специалисты, студенты и, может быть, школьники.
По вопросу о создании единого учебника по русскому языку выступила директор общеобразовательной школы № 1520 имени Капцовых г. Москвы, учитель русского языка и литературы В. В. Кириченко.
«Это не значит, что нужно останавливаться только на каких-то совсем уж приевшихся, замшелых интерпретациях, нет. Диапазон может быть достаточно широкий, но он не должен выходить за рамки той идеи, которую несёт автор. Это не должно быть кощунством и тем более не должно быть искажением», – председатель Патриаршего совета по культуре епископ Егорьевский Тихон о деятельности «Пушкинского союза»
О деятельности «Пушкинского союза», созданного по благословению святейшего патриарха Кирилла и по решению президиума Общества русской словесности, рассказал председатель Патриаршего совета по культуре епископ Егорьевский Тихон.
Задача проекта – «максимальное сохранение, поддержка и продвижение отечественного культурного наследия, популяризация и поддержка, в первую очередь среди молодёжи, творческих начинаний, которые продолжают лучшие традиции классической русской культуры и искусства, поддержка начинающих режиссёров, художников, архитекторов, музыкантов, литераторов, работающих в направлении продолжения классической культуры или популяризации классической культуры».
По словам архиерея, одной из целей «Пушкинского союза» станет «организация мероприятий, ориентированных на повышение привлекательности для молодого поколения объектов национального и культурного наследия, поддержка культурных, образовательных и литературных программ, направленных на поддержку и популяризацию классической культуры и искусства в традиционной их интерпретации».
«Это не значит, что нужно останавливаться только на каких-то совсем уж приевшихся, замшелых интерпретациях, нет. Диапазон может быть достаточно широкий, но он не должен выходить за рамки той идеи, которую несёт автор. Это не должно быть кощунством и тем более не должно быть искажением», – отметил епископ Тихон.
«Особенно важно подчеркнуть, что через весь комплекс нашей работы проходит цель поддерживать и укреплять у молодёжи ощущение себя неотъемлемой частью истории своего народа», – заявил председатель Патриаршего совета по культуре.
Епископ Тихон также рассказал о совместном с Министерством образования и науки и Министерством культуры театральном проекте.
«Мы говорили о том, что школьники мало читают, что фильмов, основанных на произведениях русской классики, слишком мало. Были предложения по поводу театральных постановок. У нас есть такой инструмент как ТЮЗы (Театры юного зрителя. – Прим. ред.), существующие в каждом большом городе. Уже достигнута договоренность, и приняты решения о субсидировании новых постановок, финансовой поддержке ТЮЗов по школьной программе для всех возрастов школьников, – сообщил председатель Патриаршего совета по культуре. – Суммы, выделенные Министерством культуры, значительны. Это 700 миллионов рублей в год. Это серьёзная поддержка, которая даст возможность в ТЮЗах школьную программу иллюстрировать в постановках».
«С Министерством образования есть договоренность, что оно берётся обеспечить походы в театры на классические произведения и постановки не менее трёх раз в год всех школьников. То есть ТЮЗы ориентируются на школьную программу, – продолжил владыка. – В тех населённых пунктах — деревнях, небольших городах, — где таких ТЮЗов нет, будут организовываться гастроли. 100 театров будут ездить с гастролями по этим небольшим городам, а в небольших деревнях, куда они не доедут, мы готовим кинопоказы лучших театральных постановок по детским программам. Таким образом дети смогут посмотреть произведения, которые они изучают, на больших экранах».
Также в планах – фестиваль лучших театральных постановок для детей по произведениям русского классического репертуара среди школьных, студенческих и обычных театров.
«Буквально только что согласована с Министерством финансов правительственная премия за классические постановки, постановки классики по лучшим произведениям, входящим в школьную программу, в трёх возрастных номинациях», – поделился новостью епископ Тихон.
Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл поддержал предложение епископа Тихона: «Сама идея привлечь ТЮЗы к тому, чтобы они работали в соответствии со школьной программой по литературе, – хорошая идея. Только очень важно, чтобы постановки в своей интерпретации содержания не впадали в крайность, когда остаётся название, а содержание полностью извращается».
С докладом о деятельности региональных отделений Общества русской словесности выступил руководитель соответствующей рабочей группы Ю. П. Зинченко.
С сообщением по заключительному вопросу повестки дня «Об электронном периодическом издании Общества русской словесности» выступил ректор Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена С. И. Богданов.
Источник: patriarchia.ru
Также по теме
Новые публикации
Пушкин в Страсбурге – в оригинале и переводе 17.04.2024
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан. Илья Голенищев-Кутузов: «Мы – дети России» 16.04.2024
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника. Гагаринские уроки пройдут в 38 странах мира 12.04.2024
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.