EN
 / Главная / Публикации / «Знания – это валюта XXI века»

«Знания – это валюта XXI века»

Светлана Алексеева02.04.2018

Доход России от экспорта образовательных услуг за прошлый год составил почти 100 млрд рублей. Но сегодня стоит задача поднять эту планку ещё выше. Как вузам можно добиться увеличения числа иностранных студентов, обсудили участники состоявшегося в Москве форума по международному образованию «Экспорт образования: стандарты, модели, ресурсы».

Международный рынок образовательных услуг считается одним из самых быстро растущих и перспективных. Если сегодня по всему миру в вузах учатся примерно 4 миллиона иностранных студентов, то к 2025 году планируется, что их будет уже в два раза больше. При этом интересно, что признанные центры международного образования, такие, как США и Великобритания, испытывают сокращение студенческого потока и вынуждены искать новые методы привлечения студентов из других стран. 

Фото: infrm.ru
Связано это не в последнюю очередь с дороговизной обучения в этих странах. Как отметила директор Европейского отделения по взаимодействию с клиентами и руководитель направления изучения трудовой мобильности компании I-Graduate Нанетт Рипмеестер, сегодня для студента на одном из первых мест стоит вопрос быстрого возврата инвестиций в образование. Пять лет назад этот пункт даже не входил в пятёрку основных требований к вузу. То есть студента интересует в первую очередь не то, насколько в престижном и дорогом вузе он будет учиться, а как быстро он сможет найти работу по специальности, указанной в его дипломе.

Сегодня в российских вузах учатся более 242 тысяч иностранных студентов, что приносит в государственную казну примерно 100 млрд рублей в год

И такой подход даёт России серьёзные преимущества. Наша страна в своё время прошла длинный путь по привлечению иностранных студентов: начав эту работу практически с нуля, в 90-е годы прошлого века СССР вышел на третье место в мире по числу иностранных студентов. Но уже после 1991 года число приезжающих на учёбу иностранцев сократилось в разы. Ситуация начала выправляться только с конца 90-х годов.

Сегодня в российских вузах учатся более 242 тысяч иностранных студентов, что приносит в государственную казну примерно 100 млрд рублей в год. Каков он – типичный иностранный студент? 

Как рассказал замдиректора по научной работе Центра социологических исследований Минобрнауки России Александр Арефьев, это мужчина (70 % – представителей именно мужского пола) из стран Азиатского региона. Каждый четвёртый студент приехал из Казахстана, на втором месте – Китай, потом идут другие страны СНГ и Индия, число учащихся из которой за последнее время выросло на 2 тысячи человек. 

Что касается специальностей, то, по словам Арефьева, растёт спрос на инженерно-технические профессии. Среди наиболее популярных направлений – строительство, архитектура, металлургия, разведка полезных ископаемых, медицинские специальности. Кстати, среди будущих врачей популярность российских медицинских вузов определяется ещё и тем, что на старших курсах там проходят практику в лечебных учреждениях – то есть идёт наработка конкретных профессиональных навыков.

Вообще, будущее за теми вузами, которые к образовательным программам подключат также и профессиональные стандарты, уверен научный руководитель ФГБУ «Интеробразование» Виктор Круглов. По его словам, «качество подготовки специалиста в перспективе будут оценивать работодатели». И такой подход позволит перейти к дипломам, которые подтверждают только уровень образования, тогда как профессиональную квалификацию (особенно в отраслях медицины, сельского хозяйства, машиностроения) можно будет подтвердить через профессиональную оценку. 

Фото: infrm.ru
Важный момент – региональные вузы сегодня на равных конкурируют со столичными и даже нередко опережают их. Так, в пятёрку самых популярных у иностранных студентов вузов входят не только Российский университет дружбы народов и МГУ имени М. В. Ломоносова (первое и пятое места соответственно), но и Казанский федеральный университет, а также два вуза из Санкт-Петербурга – Политехнический университет Петра Великого и Санкт-Петербургский госуниверситет.


Начальник отдела международных связей Новосибирского государственного университета Евгений Сагайдак подтверждает эту тенденцию. На данный момент в 17 государственных и 7 частных вузах Новосибирской области учатся около 10 тысяч иностранных студентов. Задача – увеличить их количество до 25 тысяч к 2025 году, что даст местному бюджету доход в 1,5 млрд рублей.

А вот Севастопольский государственный университет пока только вырабатывает свою стратегию поиска иностранных студентов. Об этом рассказал проректор по международной деятельности СГУ Никита Штыков. Пока основная часть местных иностранцев – это украинские студенты, поступившие в вуз ещё до 2014 года. На данный момент задача университета – завязать партнёрские отношения с вузами других стран. Так, уже проведены переговоры с министрами образования Сирии, Турции, Индонезии, Мексики. Уже практически готов к подписанию договор о двойных дипломах по специальности IT-специалисты с Австрией. Заключён договор о сотрудничестве и с Шанхайским университетом науки и технологии. По словам проректора СГУ, преимуществом университета является подготовка специалистов в области судостроения и обслуживания атомных станций. Ну а пока одна из главных задач – обустроить быт студентов и закупить новую мебель для общежития.

Одно из преимуществ российского образования – это наличие довузовской подготовки для иностранных студентов. «Довузовская форма подготовки позволяет студенту более точно определиться, что именно он хочет и к чему у него проявляется мотивационный интерес», – считает проректор Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) Андрей Ременцов. Именно здесь проходит академическая, социо-культурная и психологическая адаптация иностранного учащегося. 

Фото: infrm.ru
Важный момент – на подфаке МАДИ учат не просто русскому языку, а учитывают специализацию будущего студента. «Иногда иностранец 10 месяцев проучился на подготовительном факультете, изучал русский язык. А потом попадает на первый курс и там идёт введение в специальность "строительство" и используются такие термины, как "тощий бетон". Человек не понимает, о чём речь», – поясняет Ременцов. А когда обучение проходит по таким пособиям, как «Русский язык будущему инженеру», «Русский язык будущему врачу», подобных проблем возникнуть не должно.

Таким образом, довузовская подготовка играет роль своего рода фундамента будущего высшего образования. В МАДИ на подфаке студенты учатся по пяти профилям: инженерному, экономическому, гуманитарному, естественно-научному, медико-биологическому. По словам проректора, разнообразие профилей позволяет студенту более чётко определиться со своим выбором: если с физикой оказались проблемы, всегда можно перейти на экономический. 

Сегодня у МАДИ есть договора с другими техническими вузами – например с МАИ на подготовку студентов на подфаке. По словам представителя университета, такой подход позволяет существенно сократить отсев иностранных студентов после первого года обучения.

Сегодня все вузы ищут новые формы работы с иностранными студентами. Одна из них – открытие филиалов в других странах. У российских вузов также открыты порядка 40 филиалов – в основном это совместные университеты и ассоциированные вузы. Использование современных технологий – виртуальные аудитории, онлайн-курсы, вузовские приложения для телефонов – всё это также напрямую относится к экспорту образования. 

В общем, как заметил Александр Арефьев, сегодня нужно учиться выигрывать на конкурентном рынке образовательных услуг. И добавил: «Знания – это валюта XXI века, обмениваясь которой мы получим более высокоразвитое сообщество на благо всего человечества»

Также по теме

Новые публикации

Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
С 15 по 19 апреля в Тунисе при поддержке фонда «Русский мир» проходит Международный форум для преподавателей русского языка стран Северной Африки и Ближнего Востока TERRA RUSISTICA. Директор МАПРЯЛ Александр Коротышев рассказал, какие главные вопрос будут обсуждаться на форуме.
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.
Цветаева