EN
 / Главная / Публикации / Дальневосточный федеральный университет: европейский вуз в Азии

Дальневосточный федеральный университет: европейский вуз в Азии

Светлана Сметанина11.07.2018

По мнению проректора по международным отношениям ДВФУ Виктории Пановой, сегодня для того чтобы выдерживать конкуренцию с иностранными вузами, необходимо ориентироваться на создание уникальных инновационных образовательных продуктов, использующих сильные стороны российских вузов, ориентируясь при этом на запрос со стороны международного образовательного рынка.

– Дальневосточный федеральный университет ведёт свою историю с 1899 года. С какого времени здесь начали учиться иностранные студенты?

– С момента своего основания в 1899 году Восточный институт был ориентирован прежде всего на исследование стран Востока, изучение их языков и культуры, обеспечение международного сотрудничества и расширение связей с сопредельными странами региона. Одновременно с этим Восточный институт играл роль важнейшего центра образования, а также русского языка и культуры на Тихом Океане, решая в том числе и задачу образования местного населения – то, что сейчас принято называть развитием человеческого капитала. 


 Дальневосточный федеральный университет. Фото: dvycheba.primamedia.ru

Можно сказать, что цели развития, связанные с интернационализацией и встраиванием в международное образовательное сообщество, стояли перед университетом изначально с момента основания. Однако говорить об иностранных студентах, специально приезжающих во Владивосток для обучения, в данный временной период не приходилось, ввиду опять же весьма специализированной ориентации и целей тогдашнего образования в Восточном институте.

После событий революции 1917 года и вплоть до Великой Отечественной войны количество иностранцев во Владивостоке по политическим причинам существенно сократилось. А с 1952 года во Владивостоке вовсе был введён специальный режим, запрещающий нахождение на его территории иностранных граждан. 

Режим закрытого порта во Владивостоке сохранял своё действие вплоть до 1991 года.  Однако несмотря на это, начиная с 1960-го года происходило стремительное развитие высшего образования в Приморском крае: открытие новых факультетов, институтов и научно-исследовательских подразделений, создание лабораторий и ведущих научно-педагогических школ, заложивших фундамент для крупных региональных университетов, на основе которых позже был образован ДВФУ.

Первые шаги по интернационализации российского образования владивостокские вузы начали предпринимать лишь к концу 1980-х годов после ряда послаблений в отношении сотрудничества с иностранными организациями. Меморандумы об обмене студентами и соглашения о взаимодействии в научно-исследовательской сфере были заключены в 1988–1989 годах с университетами США. 

С начала 1990-х гг. владивостокские вузы начали активно налаживать сотрудничество с университетами и научными учреждениями из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, ключевыми среди которых на начальном этапе стали соседние Китай, Республика Корея и Япония. На данный момент партнёрами ДВФУ являются более 220 учебных заведений, представляющих 38 стран мира.
 
– Какие тенденции и изменения в сфере обучения иностранцев в вашем университете можно отметить?

– Качественные изменения в части рекрутинга и обучения иностранных студентов произошли после создания в 2010 году Дальневосточного федерального университета, который объединил ресурсы и опыт четырех университетов в данной сфере.

Социализации иностранных студентов в том числе способствует деятельность студенческих объединений, таких, например, как Ассоциация российских и иностранных студентов ДВФУ

Помимо лучшего в России университетского кампуса, стремительному увеличению количества иностранных студентов, а также качеству их обучения в ДВФУ способствует обновлённая стратегия интернационализации образования, включающая создание новых образовательных программ на английском языке, формирование англоязычной среды, а также создание передовых научных лабораторий и центров инноваций. Иностранные студенты таким образом тратят всё меньше времени на адаптацию, быстрее включаются в учебный процесс и, что более важно, начинают заниматься научной и общественной деятельностью. 

Социализации иностранных студентов в том числе способствует деятельность студенческих объединений, таких, например, как Ассоциация российских и иностранных студентов ДВФУ. В университете регулярно проходят мероприятия, ориентированные на развитие культурных обменов и международного диалога. Наиболее крупным таким мероприятием является День межнационального студенческого единства, который проходит ежегодно в ноябре. Другими словами, современная политика ДВФУ в отношении иностранных студентов направлена не только на увеличение количества иностранных студентов, но и на то, чтобы они чувствовали себя комфортно и как можно более полезно и продуктивно проводили время в Университете.

Кампус ДВФУ на острове Русский. Фото: kino-faza.ru

Притоку иностранных студентов в наш вуз, безусловно, также способствует активная международная позиция ДВФУ, подкреплённая участием в крупнейших образовательных мероприятиях, выставках, а также организацией значимых мероприятий в кампусе. Всё это повышает международный авторитет и узнаваемость университета. Важную роль в развитии академических обменов играет и расширение сети иностранных партнёров, сотрудничество в рамках межуниверситетских ассоциаций и организаций. 

В ближайшие годы ДВФУ планирует запустить целый ряд англоязычных образовательных продуктов, в том числе совместных сетевых и двухдипломных программ магистратуры с иностранными партнёрами, а также краткосрочные образовательные программы, ориентированные на иностранных участников, такие как летние и зимние школы. Популярность ежегодно реализуемых и ориентированных на иностранцев летней школы «Россия – Дальний Восток» и зимней – «Ледовая механика» неуклонно возрастает.
 

– На что сегодня обращают прежде всего внимание студенты из других стран? Почему они выбирают именно ДВФУ?

– При выборе университета современные студенты, как правило, принимают во внимание целый ряд факторов. На современном этапе отправной точкой является оценка показателей университета, в том числе таких, как положение в рейтингах; то, насколько университет известен, продуктивен в научно-исследовательском плане, что о нём пишут и говорят в СМИ и интернете.

ДВФУ в этом отношении выглядит очень неплохо. С момента учреждения в 2010 году университет достиг значительных успехов в укреплении своих позиций в международных рейтингах. К настоящему моменту ДВФУ занимает место в диапазоне 541–550 международного рейтинга QS, 86 место в рейтинге QS среди университетов стран – участниц БРИКС и 89 – в рейтинге QS Развивающаяся Европа и Центральная Азия (EECA). Помимо этого, ДВФУ достаточно хорошо представлен на различных международных порталах, посвящённых международному образованию, в том числе образованию в России.  

Наш университет обращает на себя внимание обширным спектром предлагаемых направлений подготовки, развивая в том числе программы обучения на английском языке. На сегодняшний день у нас реализуется пять англоязычных программ магистратуры и одна – специалитета. Однако уже в предстоящем семестре мы планируем запустить целый ряд новых образовательных программ на английском языке, реализуемых в том числе совместных сетевых и двухдипломных программ с иностранными партнерами. Развитию такого рода взаимодействия будет способствовать переход ДВФУ на модульную систему обучения в 2018/2019 учебном году.
 
– Если сравнивать Дальневосточный федеральный университет с вузами азиатского региона, какие именно преимущества ДВФУ можно отметить?

– Главной особенностью ДВФУ в сравнении с другими азиатскими университетами является его уникальный культурно-исторический облик, сформировавшийся в соответствии с европейской и советской образовательными традициями, но одновременно с этим связанный с азиатским регионом и испытавший на себе влияние азиатской культуры. Другими словами, ДВФУ – европейский университет, который при этом расположен в Азиатско-Тихоокеанском регионе и ориентирован на формирование интернациональной образовательной среды, открытой и комфортной для иностранных студентов. 

С учётом развивающихся связей России со странами АТР, а также увеличивающегося интереса к России и русскому языку в странах Азии, ДВФУ выступает в качестве ведущего центра русского языка и культуры в регионе

Созданию дружественной для иностранных студентов атмосферы способствует многолетний опыт изучения стран региона, их культуры и языка, а также весьма обширная практика взаимодействия с учреждениями из стран АТР. Именно поэтому многие студенты рассматривают ДВФУ как географически близкий к ним европейский университет, обладающий подходящими для них условиями для жизни и обучения.

С учётом развивающихся связей России со странами АТР, а также увеличивающегося интереса к России и русскому языку в странах Азии, ДВФУ выступает в качестве ведущего центра русского языка и культуры в регионе. Обучение на программах, связанных с изучением русского языка, является одним из наиболее популярных направлений – с каждым годом университет принимает всё большее количество студентов, интересующихся Россией.

Иностранные студенты ДВФУ. Фото: ostrov-russkiy.ru

Другим нашим конкурентным преимуществом является высококлассная инфраструктура для проведения форумов, конференций и симпозиумов. За последние пять лет ДВФУ стал местом проведения целого ряда значимых международных мероприятий, таких как саммит АТЭС 2012 г., Азиатско-Тихоокеанский парламентский форум, Университетский и Молодёжный форумы по линии сотрудничества Россия и АСЕАН. Также с 2014 г. университет ежегодно принимает Восточный экономический форум, с 2012 года проводит Конференцию АТЭС по сотрудничеству в области высшего образования. Всё это делает наш вуз одним из ведущих и наиболее значимых и заметных центров международного сотрудничества в АТР.
 
– Из каких стран в основном приезжают иностранные студенты? Какие специальности у них наиболее популярны?


– На сегодняшний день география иностранных студентов ДВФУ составляет 67 стран. Только в 2017/2018 учебном году этот список пополнился студентами из Алжира, Бахрейна, Боснии и Герцеговины, Ганы, Демократической республики Конго, Ирана, Кубы, Мали, Непала, Сомали, Хорватии, Чили, Шри-Ланки, Эфиопии, ЮАР. Однако традиционными лидерами по количеству студентов, обучающихся в ДВФУ, являются Китай, Республика Корея, Вьетнам, а также Узбекистан. В последние годы также значительно увеличился студенческий поток из Индии и Колумбии.  

К числу наиболее популярных среди иностранных студентов направлений относятся инженерия, лечебное дело, биология, политические науки, экономика и менеджмент. Многие студенты также приезжают с целью углубленного изучения русского языка или проходят подготовительные курсы в Центре русского языка и культуры ДВФУ. 

В наших планах – расширить спектр инновационных образовательных продуктов за счёт создания новых программ в сфере цифровых технологий, кибербезопасности, нейротехнологий, виртуальной и дополненной реальности, искусственного интеллекта и т. д. Подобные программы, тематически устремлённые в будущее, в перспективе должны привлекать всё больше иностранных студентов. Пул таких программ в настоящее время разрабатывается под эгидой учреждённой в 2017 году Школы цифровой экономики ДВФУ.
 
– Насколько, по вашему мнению, за рубежом высок интерес к российскому образованию? 

– В целом на фоне увеличения российского присутствия в АТР, а также сближения России со странами региона интерес к российскому образованию, а также к научным и образовательным возможностям российских вузов неуклонно возрастает, особенно со стороны ключевых партнёров России - Китая, Вьетнама, Республики Корея и Японии.

В связи с этим помимо традиционно высокого интереса к российскому естественно-научному и инженерному образованию наблюдается увеличение интереса к образовательным направлениям, связанным с обеспечением развития такого сотрудничества, в частности к экономическим, политологическим и культурологическим направлениям.

Дополнительным стимулом в современных условиях является сравнительно низкая стоимость обучения в России при высоком качестве российского образования.


Иностранные дипломаты приняли участие в акции «Тотальный диктант», которая проходила в ДВФУ при поддержке фонда «Русский мир»
– Сегодня перед российским образованием поставлена довольно амбициозная задача – увеличить число обучающихся в местных вузах иностранных студентов до 700 тысяч к 2025 году. На ваш взгляд, насколько реально этого добиться и что для этого нужно делать?

– Российское образование обладает чрезвычайно высоким экспортным потенциалом, который на современном этапе реализован лишь частично. Понимая это, отечественные университеты, особенно участники проектов, направленных на повышение международной конкурентоспособности, направляют усилия на привлечение как можно большего числа иностранных абитуриентов. Что, безусловно, находит выражение в колоссальном увеличении количества иностранных студентов – сейчас в стране обучается более 250 тысяч иностранцев.

С нашей точки зрения, достижение показателя в 700 тысяч иностранных студентов представляется вполне реальным. Российская система образования продолжает реформироваться и совершенствоваться, чтобы соответствовать ожиданиям иностранных граждан, однако основная ответственность в реализации этой задачи, безусловно, лежит на образовательных учреждениях. 

Важным аспектом привлечения большего количества иностранных студентов является интернационализация образования – создание образовательных продуктов на английском языке, а также формирование адаптированной и удобной для иностранных обучающихся университетской среды, эффективных механизмов их вовлечения в научную и общественную жизнь. Одновременно с этим для того, чтобы выдерживать конкуренцию с иностранными вузами, необходимо ориентироваться на создание уникальных инновационных образовательных продуктов, использующих сильные стороны российских вузов, ориентируясь при этом на запрос со стороны международного образовательного рынка.

Наш университет осуществляет целый комплекс мер по интернационализации образования и совершенствованию образовательных продуктов, международному продвижению, укреплению репутации и положительного имиджа в регионе. ДВФУ продолжает расширять и наращивать имеющуюся у него сеть образовательных партнерств, направляя усилия на поиск новых форм международной академической мобильности. 

Учитывая продолжающийся рост образовательного рынка АТР, а также богатый опыт в деле взаимодействия с образовательными учреждениями региона, в последние годы ДВФУ выступает в качестве навигатора образовательного сотрудничества университетов-участников «5-100» и ведущих вузов региона. 

В частности, одной из площадок для развития такого рода взаимодействия выступает международная конференция АТЭС по сотрудничеству в области высшего образования (МКО АТЭС), которая ежегодно проходит на базе ДВФУ и объединяет руководителей ведущих вузов России и АТР, а также представителей образовательных ведомств и экспертов. 

Предстоящая МКО АТЭС пройдет 11–13 сентября 2018 года в кампусе ДВФУ на о. Русский. Тематика предстоящей конференции ориентирована на обсуждение вопросов развития образования в цифровую эпоху.
 

Также по теме

Новые публикации

Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
С 15 по 19 апреля в Тунисе при поддержке фонда «Русский мир» проходит Международный форум для преподавателей русского языка стран Северной Африки и Ближнего Востока TERRA RUSISTICA. Директор МАПРЯЛ Александр Коротышев рассказал, какие главные вопрос будут обсуждаться на форуме.
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.
Цветаева