EN
 / Главная / Публикации / Права русских в Прибалтике продолжают нарушаться. Что делать?

Права русских в Прибалтике продолжают нарушаться. Что делать?

Алла Березовская12.12.2018

Соотечественники в Риге отметили 70-летие Всеобщей декларации прав человека. Там прошла конференция балтийских правозащитников с участием представителей Латвии, Литвы, Эстонии и России. И хотя повод был вроде бы радостный – юбилейный, но большинство участников с тревогой и сожалением говорили о нарастающем кризисе в сфере прав человека в своих странах.

Означает ли это, что универсальный документ, каким когда-то была названа декларация, принятая в ООН в 1948 году, в наши дни играет роль письма деду Морозу?

Основатель Латвийского комитета по правам человека, депутат Европарламента трёх созывов Татьяна Жданок, отдав должное огромному значению этого важнейшего документа, оказавшего положительное влияние на развитие человеческой цивилизации, тем не менее, согласилась, что сегодня в мире вне правового поля по-прежнему оказываются целые группы людей. По её мнению, главный недостаток Всеобщей декларации прав человека состоит в том, что она провозглашает верховенство индивидуальных прав, а не коллективных.

Татьяна Жданок

 Позже были отрегулированы права профсоюзов, а коллективные права – народов, языковых групп, этнических меньшинств – не были достаточно проработаны и не закреплены, – отметила Татьяна Жданок. – Не закреплено в декларации и основное право человека – право жить в мире, без войн и потрясений, жить в здоровой окружающей среде.

В условиях правового кризиса мы не имеем права отказываться от своих идей и целей, права человека слишком важны, чтобы за них отвечали только государства. Лидер русской партии (Русский союз Латвии (РСЛ) – ред.) напомнила, что сегодня в Латвии с подачи первых лиц государства русскоязычных активистов преследуют и сажают за решётку за выступления на публичных мирных собраниях. За свободное высказывание своих взглядов как в устной, так и в письменной форме в тюремных камерах пришлось побывать правозащитнику А. Гапоненко и журналистам В. Линдерману и Ю. Алексееву. За пацифизм и отказ воевать против своего народа был осуждён на Украине журналист Руслан Коцаба.

Читайте также: В Латвии начались аресты инакомыслящих русскоязычных активистов

 Парадокс состоит в том, что тот же Европарламент, от лица депутатов которого мы писали письма в защиту Коцабы, в этом году вдруг опозорил себя, присудив сахаровскую премию «За свободу мысли» О. Сенцову  человеку, осуждённому за попытку подрыва линии электропередач,  заявила правозащитница.  Отвратительные русофобские заявления деятелей политики и культуры Латвии игнорируются Полицией безопасности, а русских активистов, и меня в том числе, преследуют по выдуманным мотивам, обвиняя в разжигании этнической розни… И всё же, даже в этих непростых условиях, мы всё равно должны продолжать борьбу за права человека. Никто здесь это не сделает, кроме нас! Основным мотивом для нас должны быть слова из первой статьи Всеобщей декларации прав человека – «Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах».

«Будем пассивны – нас уничтожат»

Коллега Татьяны Жданок, нынешний депутат Европарламента от Латвии Мирослав Митрофанов продолжил затронутую тему значения прав человека в современной жизни.

В Европарламенте скоро будет рассматриваться доклад о нарушениях прав человека за прошлый год, который подготовил литовский депутат. Содержание доклада, как признал М. Митрофанов, повергло его в изумление. За пределами внимания докладчика остались не только многочисленные нарушения прав человека на востоке Украины, но даже массовые убийства в Мьянме. Вместо этого автор сосредоточился на разборе сомнительных данных о российском вмешательстве в выборы некоторых стран, докладчик критикует Россию и за её отношение к внутреннему оппозиционному движению.

Мирослав Митрофанов

Говоря об Украине, депутат из Литвы затронул положение «крымских татар в оккупированном Крыму». В докладе при этом нет ни слова ни об арестах журналистов на той же Украине, ни о преследованиях инакомыслящих. Тем не менее, документ прошёл все комиссии и в ближайшее время будет приниматься в Европарламенте. Мирослав Митрофанов назвал этот доклад символом деградации правозащитной тематики.

 Права человека будут соблюдаться только в том случае, если люди будут проявлять активность в их отстаивании. В следующем году мы возобновляем в Латвии массовые акции протеста за отмену дискриминационных поправок к закону об образовании. Мы не должны допустить сползание нашей страны к тоталитарному государству. Национальные элиты упорно нас подвигают к окончательному решению русского вопроса. Если мы будем пассивны – нас уничтожат уверен Митрофанов.

Читайте также: Мирослав Митрофанов – о борьбе за «русское дело» в Европарламенте

После выступлений лидеров Русского союза Латвии слово было предоставлено гостям – правозащитникам из России, Эстонии и Литвы. Представитель московского информационно-аналитического центра «СОВА» Вера Альперович рассказала коллегам о деятельности своей организации, которая занимается мониторингом преступлений на почве ненависти, а также изучением случаев вандализма, совершённых по этническим или по идеологическим мотивам.

О проблемах с правами национальных меньшинств в Эстонии рассказал Алексей Семёнов, руководитель Центра информации по правам человека. Он напомнил, как в 1992 г. при восстановлении эстонского гражданства более 40 процентов населения были лишены гражданских прав. И этот правовой хаос продолжался на протяжении почти семи лет, пока в 1999 г. в Эстонии не был введён институт неграждан и не началась раздача «серых» паспортов (по аналогии с латвийскими фиолетовыми).

На конференции балтийских правозащитников

С этим документом русскоязычные жители Эстонии хотя бы получили возможность ездить за пределы страны и возвращаться в неё. На сегодняшний день в Эстонии осталось более 85 тысяч неграждан – менее 10 процентов населения. Остальные 30 процентов натурализовались или переехали, или покинули эту землю уже навсегда.


Проблем для неграждан стало немного меньше, но они остались. С серым паспортом нельзя баллотироваться и участвовать в выборах ни в эстонский парламент, ни в европейский. Но можно голосовать на муниципальных выборах. Нельзя вступать в политические партии, работать госслужащими, существуют ограничения при пересечении границ с некоторыми странами и устройстве на работу за рубежом.

Существуют проблемы и с языком нацменьшинств, и с обучением в школе на родном языке. Недавно в парламенте Эстонии предпринималась очередная попытка перевести все школы на единый госязык. Пока не прошло – не хватило одного голоса, однако авторы законопроекта останавливаться не собираются

По словам представителя литовского Центра исследования и защиты основных прав Марии Саламахиной, количество русских школ в Литве сократилось за последние два десятка лет с 85 до 32, но и число учащихся уменьшилось на 65 процентов. До 2011 г. школы нацменьшинств были относительно свободны в выборе языка преподавания, но после введения поправок в закон об образовании, ситуация резко ухудшилась. Когда в стране ввели одинаковый экзамен по литовскому языку как для литовских школ, так и для школ нацменьшинств, это ухудшило положение выпускников – не литовцев. Впрочем, из страны в поисках лучшей жизни и так уезжают за границу молодые люди как польского, русского, так и литовского происхождения.

Мария Саламахина

Что же касается преследования за инакомыслие, то самый яркий пример – случай с депутатом Клайпедского самоуправления Вячеславом Титовым, который возмутился решением местных властей повесить на здании университета памятную табличку в честь командира «лесных братьев» Адольфаса Раманаускаса-Ванагаса. Титов заявил, что «национальный партизан», которого в стране считают «героем», причастен к убийству восьми тысяч мирных жителей. В ответ Клайпедская прокуратура завела уголовное дело, а мэр Клайпеды инициировал процедуру отстранения депутата. В настоящее время в социальных сетях развёрнута акция в поддержку Вячеслава Титова.

Культурный геноцид

Сопредседатель Латвийского комитета по правам человека (ЛКПЧ), народный омбудсмен Владимир Бузаев и член правления ЛКПЧ Александр Кузьмин рассказали о взаимодействии с ООН и ОБСЕ в сфере соблюдения прав человека, а также отчитались о 17 делах, подготовленных и направленных в ЕСПЧ.

Выступает Владимир Бузаев

Выступает Владимир Бузаев

Правозащитник А. Кузьмин неоднократно выступал с докладами на международных площадках в связи с ущемлением прав русскоязычных жителей Латвии в сфере образования и гражданства, а также обращался в международные правозащитные институты в связи с нарушениями прав национальных меньшинств в Латвии. На основании альтернативных докладов правозащитников ОБСЕ уже направило Латвии более десяти рекомендаций, указывающих на правовые нарушения со стороны государства. Недавно три докладчика ООН направили письма правительству Латвии, в которых выразили глубокую озабоченность в связи с переводом школьного обучения полностью на латышский язык. Сейчас правозащитники готовят новое обращение в ООН – уже в связи с решением латвийских властей по детским садам, в которых тоже запретят воспитателям говорить с детьми на русском языке…

Под судом и следствием за инакомыслие

Доктор экономики, правозащитник Александр Гапоненко, который сам недавно провёл за решёткой четыре месяца по обвинению в антигосударственной деятельности, рассказал коллегам, что на днях он наконец получил ответ из Международного уголовного суда на своё письмо, отправленное более года назад.

Читайте также: Что «подрывал» Александр Гапоненко?

– На мой взгляд, в Латвии мы сталкиваемся с нарушением наших этнических прав, нас ограничивают в сфере использования родного языка и культуры, – заявил Александр Гапоненко. – А те, кто выражает своё несогласие с этим культурным и лингвистическим геноцидом, тут же подпадают под политические репрессии. Но тема не физического, а культурного геноцида – этноцида – к сожалению, исчезла из правового регулирования. В своём обращении в МУС я писал о преследованиях в Латвии правозащитников русского движения. Из полученного ответа следует, что изложенные мною факты были ими приняты во внимание. Считаю, что нам и далее следует прорабатывать эту тему, напоминать мировому сообществу о нарушении наших коллективных прав как этноса.

Александр Гапоненко

Мой случай подтверждает, что в настоящее время Европа закрывает глаза на этнократические режимы в странах Балтии, которые осуществляют мягкую ассимиляцию – через школы, законы, подзаконные акты, запугивание недовольных. Я до сих пор не понимаю, за что меня арестовывали? Мне вменяются в вину мои публикации на тему неонацизма, а также участие в дискуссии на презентации фильма «Волынь», но разве это можно назвать преступлением против Латвии? И за это упечь человека в тюрьму на 8 лет? Это уже не мягкая ассимиляция, с учётом моего возраста и состояния здоровья, это – физическая. Такой же случай с журналистом и моим товарищем Юрой Алексеевым

Ему вменяют в вину его полемические статьи, опубликованные на его же портале ИМХО-клуб. Сейчас, после двух суток ареста, Алексеев выпущен под полицейский надзор, ему, как и мне, запрещён выезд из страны, кроме того, он должен трижды в неделю отмечаться в полиции, как какой-то террорист! Журналисту запрещён доступ к порталу, он не имеет права писать статьи или редактировать их. Что это, как не этническая диктатура, которая рассчитана на подавление русских активистов – противников этнократического режима? Хотели по-тихому ассимилировать русских через уничтожение образования на родном языке – не вышло, начались протесты. Значит, нужно нейтрализовать тех, кто проводит или поддерживает эти протесты. Декларация прав человека как инструментарий – она есть, но для нашей защиты её уже недостаточно. Чтобы отдельные этносы сохранили своё существование, необходимо выработать новую концепцию для противодействия наступлению на коллективные права этноса. И да, как нас учит ООН, мы должны поднимать тревогу, в Европе в первую очередь.

Когда Александр Гапоненко уже заканчивал своё выступление, в конференц-зал вошёл Юрий Алексеев. Как он сам признался, пришёл просто, чтобы пожать руки своим товарищам и поблагодарить их за то, что горячо поддержали его, когда он подвергся жёсткому задержанию со стороны латвийских спецслужб. Группа активистов Русского союза Латвии, находившихся в тот день в Варшаве, узнав об аресте ведущего русского журналиста Латвии, встала в пикет около латвийского посольства в Польше, требуя его немедленного освобождения. Весть о задержании Алексеева вмиг разлетелась по социальным сетям и иностранным информационным агентствам, правозащитники сообщили о случившемся в комитеты ОБСЕ и ООН. На следующий день, ещё до истечения 48 часов, возмутитель спокойствия был освобождён из зала суда…

Юрий Алексеев в центре внимания

 Для меня была очень важна ваша поддержка,  сказал Юрий, обращаясь к правозащитному собранию, – поскольку я нахожусь в статусе подозреваемого по довольно тяжёлым статьям – антигосударственная деятельность (по одной грозит до 5 лет, по другой – до 15), с меня брали подписку о неразглашении материалов дела. Но, что меня особо возмущает, когда дело уже передано в прокуратуру, я в качестве обвиняемого также не имею права разглашать материалы дела. Разве это не нарушение прав человека? Я имею право защищаться любым доступным мне способом, в том числе, привлечением внимания общества и приданием гласности важных фактов. Это тоже способ защиты.

Я бы мог вам много рассказать важного по своему делу, но если я это сделаю, меня тут же потащат «на шконку», что в мои 60 лет чревато… Таким образом мне просто затыкают рот. В результате неправовых действий полиции мне запрещён доступ к моему интернет-порталу, который за свою семилетнюю деятельность ни разу не получил ни одного замечания о нарушении закона. Теперь доступ к этой площадке для всех закрыт. Как запертая на замок дверь, ключи от которой у меня отобрали.

Грустное признание гражданина Латвии на 70-м году существования Всеобщей декларации прав человека. Но сдаваться, как бы там ни было, никто не собирается, правозащитники продолжат свою работу. Кто, если не они?    

Также по теме

Новые публикации

Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
С 15 по 19 апреля в Тунисе при поддержке фонда «Русский мир» проходит Международный форум для преподавателей русского языка стран Северной Африки и Ближнего Востока TERRA RUSISTICA. Директор МАПРЯЛ Александр Коротышев рассказал, какие главные вопрос будут обсуждаться на форуме.
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.
Цветаева