EN
 / Главная / Публикации / На роль евреев назначили русских?

На роль евреев назначили русских?

Алла Березовская22.02.2019

На состоявшихся накануне публичных слушаниях в Европарламенте, созванных по инициативе депутата ЕП от Латвии Мирослава Митрофанова, евродепутаты и правозащитники обсуждали факты политических преследований русских активистов, журналистов и участников общественных организаций Латвии, Литвы и Эстонии. Рассказываем подробности.

В последнее время на фоне русофобии и шпиономании, достигающих в странах Балтии размеров эпидемии, гонения и травля инакомыслящих начинает переходить допустимые пределы. О чём в Европарламенте поведали не только прибывшие в Брюссель участники мероприятия, но и сами жертвы политических преследований, выезд которым из стран проживания запрещён по воле спецслужб. Тем не менее с помощью современных технологий, а именно – скайпа, находящиеся под следствием латвийские и литовские правозащитники тоже смогли выразить своё мнение по повестке собрания.

«Нас называют плохишами»

Открывая слушания в Европарламенте, их организатор, Мирослав Митрофанов, назвал главным методом давления на гражданских активистов, несогласных с официальным мнением правящих властей, бесконечное затягивание возбуждённых против них по смехотворным поводам уголовных дел. Таким образом, спецслужбы могут по несколько лет держать в подвешенном состоянии фигурантов дел, даже не доводя их до суда – под подпиской о невыезде, с запретом общения с другими подследственными, с конфискацией у них компьютеров и других средств коммуникаций и т. п. Сегодня эта тактика успешно используется в Латвии в отношении профессора А. Гапоненко, оппозиционных журналистов В. Линдермана и Ю. Алексеева.

Читайте также: «Шпионы, кругом одни шпионы!..»

Своего коллегу поддержала и известный политик Татьяна Жданок, возглавляющая Русский союз Латвии. Она сравнила положение русских Латвии с евреями в нацистской Германии. Русским практически закрыт доступ во властные структуры, на них не распространяются международные нормы защиты региональных языков, им даже отказано в праве называться национальным меньшинством, т. к. русских выставляют перед европейцами как «наследие оккупации», хотя это такой же коренной народ Латвии, как и титульное население.

«Нас называют плохишами, нас преследуют, но когда речь идёт о русских, это не считается чем-то абсолютно неприемлемым в Европейском союзе», — с горечью сказала Татьяна Жданок. – «Любая деятельность, критикующая слабые стороны государства или коррупцию, трактуется как оказание помощи иностранному государству — России. Это используется и в другой кампании, которая затрагивает шпионаж. Русскоязычных сплошь и рядом обвиняют в шпионаже в пользу России». По её словам, волна политических репрессий началась в стране с новой силой в апреле 2018 г., после Вселатвийского родительского собрания по поводу предстоящей ликвидации в стране образования на русском языке.

Мера пресечения или наказания?

Слова лидера русского политического движения Латвии подтвердил один из участников Родительского собрания журналист Владимир Линдерман, против которого было возбуждено уголовное дело, всего лишь за его слова о необходимости переходить к более решительным действиям для защиты своих прав, в рамках закона… Журналист был подвергнут жёсткому задержанию на улице и помещён за решётку, где его продержали около двух недель, после чего выпустили под подписку о невыезде, есть и другие ограничения.

«С мая прошлого года я лишён возможности выехать из Латвии», – рассказал Линдерман с телеэкрана участникам публичных слушаний в Европарламенте, когда его подключили в режиме видеоконференции. – «Мне запрещено общение с моими соратниками, я не имею права покидать свою квартиру с 23 часов до 6 часов утра. Я лишён возможности полноценно участвовать в общественных делах, общаться с единомышленниками, выступать в защиту русскоязычного меньшинства. Я не могу участвовать в правозащитных конференциях, проходящих в ЕС, хотя регулярно получаю приглашения. Несколько раз обращался в прокуратуру с просьбой разрешить мне выехать на конкретное мероприятие, но каждый раз получал отказ. То есть мера пресечения вылилась в меру наказания, хотя мою вину ещё никто не доказал, дело даже не дошло в прокуратуру. У меня за рубежом живут дети, но даже их посетить мне не разрешено. Мне инкриминируется весьма спорная статья УК, в соответствии с которой любые контакты с иностранцами, как и моя правозащитная деятельность, могут быть признаны опасными для Латвии. Помню, когда нечто похожее было в законодательстве РФ, то Европа высказывала резкую критику в адрес России. А в отношении Латвии, где уже есть реальные жертвы этой статьи, ни одна европейская страна не выразила своего возмущения».

Депутат Европарламента от Латвии Андрей Мамыкин, работавший раньше журналистом на латвийских телеканалах, в те времена тоже сталкивался с нетерпимым отношением чиновников и политиков к иной точке зрения. Но тогда всё же была надежда на правосудие. Сейчас, по мнению евродепутата, времена изменились к худшему.

«Спецслужбы Латвии за последнее время возбудили десятки дел против латвийцев за мнения, выраженные в соцсетях и на порталах. Один за другим создаются отвратительные прецеденты», – отметил А. Мамыкин. – «Суд приговорил жителя Латвии Максима Коптелова сначала к 6 месяцам тюрьмы, потом смягчив наказание до 140 часов исправительных работ, за призыв подписаться под петицией за присоединение Латвии к России. Когда дело было только возбуждено, я попросил о встрече с председателем Европарламента Мартином Шульцем. Он был шокирован, что в стране Евросоюза людей наказывают за высказывания. Мы тогда говорили, что можно не соглашаться с содержанием или формой высказывания, но карать за выражение мнения или неаккуратную шутку в демократическом обществе, где свобода слова должна являться одной из основ, недопустимо».

Депутат напомнил, что уголовные дела за высказывания возбуждались против публициста Александра Гильмана, возбуждены дела против журналиста и собственника портала ИМХО Юрия Алексеева, против общественного деятеля Александра Гапоненко и многих других.

Читайте также: Что «подрывал» Александр Гапоненко?

«По какой-то причине наши власти считают своих жителей немного недоразвитыми и не готовыми самостоятельно найти и понять разную информацию, оценить различные мнения. В этом случае приходим к ситуации, когда “умная” элита, заботится о “тёмном” народе. Один вопрос: причём здесь демократия, на каком основании люди при власти решили, что они самые умные и морально выверенные?», – сказал А. Мамыкин.

Травля журналиста

Самым вопиющим примером попрания свободы слова в современной Латвии сегодня называют уголовное преследование создателя дискуссионного портала IMHO.club русского журналиста Юрия Алексеева. Портал за восемь лет своего существования стал настоящей территорией свободы, где имели право высказывать свою точку зрения люди самых разных политических пристрастий. За эти годы портал не получил ни одного замечания со стороны правоохранительных органов в отношении какой-либо публикации. Хотя они нравились в стране далеко не всем. Но власти добрались, наконец, и до Алексеева.

Свою историю на публичных слушаниях в Европарламенте журналист изложил, находясь в Риге. Да, против него тоже было возбуждено несколько уголовных дел, в том числе и за, якобы, антигосударственную деятельность, расследование по которым тянется уже второй год. Три обыска с изъятием всех средств связи, компьютерного оборудования и редакционного архива. Служба госбезопасности Латвии сделала всё, чтобы его интернет-портал приостановил свою деятельность. Шесть тысяч подписчиков, 700 авторов остались без своей интернет-площадки…

Юрию запрещено писать статьи, заниматься редакторской деятельностью, контактировать со своими техническими помощниками, которые, как и он, тоже находятся под следствием. Помимо запрета на выезд из страны, три раза в неделю он должен отмечаться в полиции и находиться в своей квартире с 23 часов вечера до утра. Да-да – приезжали уже, проверяли! В два часа ночи… А недавно ещё и банк после письма следователя закрыл ему счёт как «нежелательному клиенту».

Что дальше? Отключат непокорному журналисту электричество? Чтобы не писал свои «вражеские» статьи? Или перекроют ему воду? Чтобы не лил её на мельницу врага?

«Что такого страшного я совершил, за что меня, немолодого уже человека, подвергают таким наказаниям?» – обратился Ю. Алексеев по скайпу к участникам мероприятия. – «Ни я, ни мой интернет-ресурс ни одним словом не нарушил законы Латвии. Тем не менее организация дискуссионного клуба трактуется нашей полицией чуть ли не как шпионаж… Власти перешли к жёстким действиям, два дня осенью меня продержали в СИЗО, сейчас мне фактически запрещено заниматься своей профессиональной деятельностью. Лишившись счёта в банке, я не могу даже за парковку своего авто заплатить! Следствие намеренно затягивается, хотя на суде я мог бы доказать свою невиновность!.. Я прошу депутатов не оставить без внимания эти вопиющие факты давления на независимых журналистов Латвии!»

Имитация демократии

По ходу мероприятия были и другие подключения невыездных граждан Литвы и Латвии – Владислава Титова (Клайпеда) и Александра Гапоненко (Рига), рассказавших об уголовных делах, возбуждённых против них всё за то же – за иной образ мыслей.

Литовский лидер Социалистического народного фронта Гедрюс Грабаускас привёл слова ныне опального политика Альгирдаса Палецкиса, сказавшего, что в его стране сегодня нет никакой демократии, а есть лишь её имитация. В стране изымают из продажи книги, запрещают их распространение, обвиняют лидеров профсоюза в шпионаже. Против него самого и его соратников возбуждались уголовные дела, которые, хотя и тянулись годами, в суде разваливались. Сейчас идёт борьба за освобождение Альгирдаса Палецкиса, огульно обвиняемого в шпионаже в пользу России. В подтверждение своих слов литовский правозащитник поднял плакат с портретом Палецкиса, да так и держал его перед собой, пока выступали другие докладчики.

Известный российский политолог из Калининграда Александр Носович в своём выступлении высказался за то, чтобы Евросоюз подверг страны Балтии публичному осуждению за отход от демократических стандартов и нарушение прав человека. В случае отсутствия прогресса по этим вопросам со стороны официальных Вильнюса, Риги и Таллина, против них должны быть введены санкции, считает публицист.

«Переломить эту ситуацию может только прямое вмешательство союзников Литвы, Латвии и Эстонии по НАТО и ЕС. Однозначный ультиматум: неукоснительное обеспечение прав и свобод человека как обязательное условие сохранения коллективной поддержки стран Балтии их западными союзниками — единственный способ остановить раскручивание спирали политических репрессий в Прибалтике», – уверен Носович. – «Если этого не будет сделано вовремя, то ответственность за происходящее в Литве, Латвии и Эстонии будут нести уже не только власти этих стран, но и их западные покровители».

Своё выступление публицист и политолог посвятил главным образом судьбе своего земляка из Калининграда – офицера российской армии в запасе Юрия Меля, который уже пять лет находится в литовской тюрьме по обвинению в «преступлении против человечности» в связи с трагическими событиями 13 января 1991 г. у Вильнюсской телебашни.

Житель Калининградской области Юрий Николаевич Мель был арестован в марте 2014 года на погранпереходе Советск — Панемуне при возвращении в Калининград из Литвы, куда больной военный пенсионер ездил за лекарствами от сахарного диабета.

В январе 1991 года Юрий Мель был лейтенантом советской армии и участвовал в событиях у Вильнюсской телебашни. Во время штурма телецентра Мель произвёл три холостых выстрела из танка. Теперь литовская прокуратура обвиняет его в военных преступлениях и преступлениях против человечности, требуя приговорить к 16 годам тюрьмы. Полковник Мель свою вину в гибели 14 человек у Вильнюсской телебашни отрицает категорически, называя уголовное разбирательство политическим заказом литовских властей. «Он выполнял приказ как военный, приведённый к присяге СССР. Его танк никого не задевал — ни людей, ни автомобили. Было три выстрела из орудия, но наводчиком был командир взвода. Однако кто отдавал приказ, он не слышал. Сам он не стрелял», — говорит адвокат Меля.

Расправа над Юрием Мелем и ещё одним российским гражданином, фигурантом «дела 13 января» Геннадием Ивановым — единственная возможность для руководства Литвы придать реальный вес грандиозной пропагандистской акции под названием «суд над советскими агрессорами, оккупантами и убийцами», которой должны увенчаться 700 томов и 28 лет расследования кровопролития у Вильнюсской телебашни, утверждает А. Носович.

Как справедливо заметил российский докладчик, нет такого закона, по которому можно было бы осудить советских военных. Действия литовских властей противоречат основам основ теории права, согласно которым закон не имеет обратной силы… Он назвал суд над Юрием Мелем балаганом и насмешкой над юриспруденцией. И предложил России принять санкционные меры в отношении литовских судей и прокуроров, осуществляющих преследование российских военнослужащих по «делу 13 января», объявив в дальнейшем этих судей в международный розыск.

Забавный факт. На публичные слушания по политическим преследованиям в странах Балтии пришла официальный представитель Литвы в ЕП Виктория Урбанавичюте. Видимо, чтобы дать достойный отпор клеветникам и российским пропагандистам, «очерняющим» Литву, которая сегодня, по её словам, имеет высокие рейтинги соблюдения прав и свобод человека. Представительница Литвы вторую часть своего выступления посвятила России, где, как она утверждала, находится 195 политзаключённых. Александр Носович явно был рад редкой возможности подискутировать с официальными литовскими лицами, которые крайне редко посещают подобные правозащитные форумы. Всё же он поинтересовался, каким образом наличие нарушений прав человека в одной стране, может служить оправданием для нарушений в другой стране. В пылу спора, начатого на английском языке, г-жа Урбанавичюте, забывшись, вдруг перешла на русскую речь, чем вызвала добрую улыбку у своего оппонента. Всё же хорошо, когда мы находим общий язык. Жаль, что это случается редко.

В выступлениях на публичных слушаниях в Европарламенте по вопросам политических преследований в странах Балтии всего выступило 12 человек. А онлайн-трансляция этого мероприятия привлекла внимание более 3000 зрителей в разных странах, с самого начала было отмечено 1200 просмотров. Конечно, это ещё не прорыв в Европу, но всё же хотя бы небольшой просвет уже есть…

Также по теме

Новые публикации

Новый проект Агентства гражданских инициатив создан для развития русской поэзии на новых территориях Российский Федерации – Донецкой и Луганской народных республик, Херсонской и Запорожской областей.
22 марта 2024 г. на русском участке кладбища в Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем прошло открытие памятника Алле Дюмениль – нашей соотечественнице, сражавшейся в рядах французского Сопротивления. Событие было приурочено к её 111-летию.
Имя этого человека на долгие десятилетия было вычеркнуто из русской литературы. Его стихи тайно в СССР переписывались от руки, во многих казачьих станицах и хуторах ходили легенды, что именно где-то тут  он то ли жил, то ли останавливался вместе с казачьими отрядами во время Гражданской войны.
В Высшей школе экономики (ВШЭ) состоялась стратегическая сессия «Сотрудничество России и стран Африки в области высшего образования в меняющемся мире», в которой приняли участие министры высшего образования Республики Бурунди, Республики Мали, Республики Нигер и Гвинейской Республики.
Каналы о России глазами иностранцев множатся в интернете, собирая сотни тысяч подписчиков по всему миру. Видеоролики о российских городах, образе жизни, русской культуре и кухне смотрят и комментируют. Достаточно подписаться на двух-трёх таких блогеров, чтобы очень скоро понять, благодаря системе интернет-рекомендаций, как много молодых, образованных и любопытных иностранцев выбрали Россию для проживания.
Осенью 2023 года власти Латвии, которые уже давно пытаются выдавить русскоязычных жителей из страны, пригрозили, что заявления на выдачу вида на жительство россияне должны подать до 1 апреля 2024 года. После этой даты всех, у кого есть российский паспорт и кто не сделал этого, обещают депортировать из страны.
Цветаева