RUS
EN
 / Главная / Публикации / Марина Бурд: «Организация детского и молодёжного отдыха в России и странах диаспоры – это инструмент поддержки русского языка»

Марина Бурд: «Организация детского и молодёжного отдыха в России и странах диаспоры – это инструмент поддержки русского языка»

Редакция портала «Русский мир»01.03.2019

Как должен быть организован отдых в международных детских лагерях для русскоязычных детей? Кто разрабатывает образовательные программы для них и где готовят вожатых для таких смен? Руководитель Общества русскоязычных родителей и педагогов Берлина «МИТРА» Марина Бурд поделилась своими размышлениями о состоявшейся в конце января международной конференции «Формула счастливых каникул», которая прошла по инициативе Русского центра в Берлине.

Всего на международную конференцию «Формула счастливых каникул» в Берлин приехали 62 участника из 23 стран мира, в том числе из России, Западной и Восточной Европы, США, Израиля, Катара, Узбекистана и Турции. Состав организаций-участников подобрался интересный и разнообразный: 26 школ дополнительного образования, 7 общеобразовательных школ, 16 общественных организаций, 6 вузов, 9 образовательных комплексов и 6 детско-юношеских лагерей.

Марина Бурд

Подавляющее большинство участников-организаций не только сами проводят лагерные смены (46 организаций), но в то же время располагают своей стационарной базой (помещением) для организации досуга детей в каникулярное время (19). Другие ежегодно арендуют помещения (20), кооперируются с партнёрами (4) или устраивают отдых на природе с палатками (2).

Всё большую популярность сейчас набирают международные лагеря с участием детей из разных организаций и разных стран: около половины участников конференции (28) представляли именно такой тип организации лагеря. За ним следуют многодневный выездной лагерь для детей своей организации (18), дневная форма лагеря (17), кооперация с другими организациями (15) и страновой выездной лагерь в кооперации с организациями региона (13).

Несколько слов стоит сказать и о составе участников с точки зрения педагогической концепции. В то время как 22 участника позиционируют концепцию своего лагеря как профильную, например театральную, спортивную или языковую, 25 организаций фокусируются на проведении тематических смен, 17 – на проектной работе, а трое участников конференции (представители российских педагогических вузов) проводят профильные смены подготовки вожатых.

– Есть ли проблема у родителей пристроить своих детей на лето или, скорее, у организаторов лагерей болит голова, как заполнить места?

– Родители в первую очередь заинтересованы в том, чтобы предложение лагеря, начиная с его содержательной концепции, тематики смены и заканчивая планом мероприятий и распорядком дня, соответствовали возрастной категории и интересам детей. Немаловажным, а зачастую первостепенным фактором остаётся финансовая составляющая вопроса, то есть выбор того или иного лагеря напрямую зависит от дохода семьи.

– Сильно ли, на Ваш взгляд, отличается ситуация с организацией детских каникул в зависимости от региона или страны? Существенны ли, например, отличия организации отдыха в российских лагерях и за рубежом?

– В каждой стране – свои условия организации и проведения каникулярного отдыха детей. Стоит отметить отличие организационной базы детских лагерей в России и странах Западной Европы. Если в России действуют в основном стационарные базы отдыха, которые развиваются на месте с учётом изменений интересов, спроса со стороны родителей, детей и педагогов, а также меняющейся молодёжной политики страны, то организаторы лагерей в Западной Европе зачастую пользуются услугами действующих баз отдыха для детей и молодёжи, на территории которых реализуют свои программы каникулярного отдыха. Например, в Германии очень распространена сеть турбаз «Югендхерберге» (Jugendherberge), где предоставляются не только комнаты для проживания, но также площадки для проведения различных мероприятий.

Однако следует упомянуть, что некоторые зарубежные русскоязычные лагеря, например в Эстонии, Латвии, Греции, Италии, Турции и Болгарии, всё же имеют собственные базы. Также и в России есть примеры, когда организация ежегодно проводит свои лагерные смены в разных регионах страны.

– На конференции в Берлине было три дискуссии: чего ждут дети от этих лагерей? Чего ждут родители и чего ожидают организаторы? Так чего же они ждут, если коротко? Есть ли несовпадения в этих ожиданиях и как их преодолеть?

– Желания и ожидания детей, родителей и организаторов самые разные. Искусство организации лагерей состоит в том, чтобы найти ту самую «золотую середину», то есть создать оптимальные условия всем участникам процесса и максимально оправдать ожидания всех целевых групп.

Читайте также: Формула счастливых каникул

– Какой лагерь наиболее востребован у детей и родителей?

– Где детям хорошо и где они счастливы, а родители, в свою очередь, спокойны за своего ребёнка.

– Каким критериям он должен удовлетворять (тёплое море, хорошая природа, безопасность, обучающие программы, тематические смены, что ещё?)?

– Желания родителей в этом вопросе очень индивидуальны и предпочтения детей тоже. Главной составляющей становится возникшая дружба детей и их привязанность друг к другу.

– Для организаторов лагерей это, прежде всего, их дело, коммерческий проект. Каковы те принципиальные моменты, благодаря которым организация летнего лагеря (для русскоязычных детей) становится коммерчески успешным?

– Если организацией отдыха детей занимаются негосударственные организации, конечно, их проект должен быть коммерчески успешным – это основа и условие существования лагеря. Организаторы должны как минимум окупить затраты, в идеале – получить прибыль с целью дальнейшего развития лагеря. При этом большинство участников конференции не считают свои проекты исключительно коммерческими и ставят перед собой в первую очередь педагогические цели. Полученная прибыль инвестируется в улучшение материальной базы лагеря и развитие других образовательных проектов.

– Насколько важно для живущих за рубежом родителей общение их детей именно с русскоязычными сверстниками?

– Это очень важное условие при выборе лагеря. Русскоязычные родители интересуются международными лагерями, где их дети будут общаться на русском языке и где они приобретут новых друзей, с которыми смогут продолжить общение и после окончания каникул.

– Насколько востребован у них отдых в российских детских лагерях?

– По информации руководителей общественных организаций, в диаспоре мнения по этому вопросу различны. Есть организации, которые очень активно вывозят детей в российские лагеря, объясняя это интересными программами и многолетними сложившимися контактами с российскими партнёрами. Но есть родители, которые скептически относятся к условиям пребывания детей в российских лагерях. Опять же, возвращаясь к финансовой стороне вопроса, некоторым семьям проще отправить ребёнка в детский лагерь в Европе, хотя и сами родители отмечают новые интересные программы детского отдыха в России.

Многих участников конференции, проживающих за рубежом, удивило правило российских лагерей о запрете уборки помещений, например своей комнаты, детьми, в то время как в западноевропейских лагерях подобного рода самообслуживание является нормой и считается важной составляющей воспитательного процесса во время пребывания ребёнка на отдыхе.

– Какая в этой сфере возможна кооперация – обсуждались ли на встрече в Берлине конкретные предложения?

– Одна из самых важных форм кооперации – работа по совместному формированию содержательных образовательных программ и подготовка вожатых. Так, участники высказывались о возможностях создания института международной педагогической практики для студентов старших курсов российских педвузов. Также в рамках конференции были разработаны конкретные предложения о возможностях взаимодействия между организациями Кипра, Латвии, Эстонии и России.

– Какой полезный опыт Вам удалось извлечь из этой конференции? Какие-то проекты, идеи, практики Вам показались особенно интересными, плодотворными, достойными распространения?

– С самого начала подготовки к мероприятию возник большой интерес. Конференция на тему организации работы с русскоязычными детьми в каникулярное время была проведена по инициативе Русского центра в Берлине впервые и стала площадкой для обмена опытом для руководителей общеобразовательных школ и школ дополнительного образования, представителей общественных организаций и руководства вузов, организаторов и операторов детско-юношеских лагерей. Мы считаем, что опыт инновационного подхода к организации детского и молодёжного отдыха в России и странах диаспоры является очень важным ресурсом поддержки русского языка и обладает сегодня большим потенциалом развития. В будущем мы намерены проводить подобные встречи регулярно.

Также по теме

Новые публикации

Чтобы изучать историю русского письма, не нужно идти в музей или архив – достаточно внимательно посмотреть на сами буквы. И обнаружить, к примеру, как в одной букве сплетаются древнегреческие, латинские и славянские мотивы. Но тайны письма этим не исчерпываются. Доказано, что письмо перьевой ручкой необходимо человеку – для здоровья и развития творческого потенциала. Может, поэтому сегодня такой интерес к древнему искусству каллиграфии?
21 марта в Ханты-Мансийске стартовал Международный форум «Год языков коренных народов в России». Международный год языков коренных народов был задуман Генассамблеей ООН, чтобы привлечь внимание к значимости всех языков, не только крупных. К сожалению, исчезновение малых народов ускоренными темпами происходит на всей планете. Хотя Россия тут не исключение, в нашей стране создана система, помогающая сохраняться малым языкам.
Ровно десять лет назад фонд «Русский мир» открыл в Риге Русский центр. Созданный на базе Балтийской международной академии – крупнейшего частного вуза в странах Балтии, Русский центр отметил свой первый солидный юбилей. На встречу пришли преподаватели, студенты, писатели, представители русской общественности и все причастные к работе ставшего популярным в Латвии центра российской культуры и образования.
18 марта 2019 года мы отмечаем 5-летие воссоединения Крыма с Россией. Именно в этот день в 2014 году Крым и город Севастополь официально вошли в состав Российской Федерации. Об этих событиях во время видеомоста «Крым вернулся домой», связавшего Москву и Симферополь, вспомнили непосредственные участники тех событий.
По инициативе совета Ассоциации российских соотечественников клуба «ЖАРКИЙ» и при поддержке Министерства просвещения Туниса 16 марта 2019 года в лицее города Матера области Бизерта пройдёт День русского языка и культуры. По приблизительным подсчётам около 20 тыс. жителей страны владеют русским языком, сейчас его изучают порядка 1000 учеников в 20 лицеях Туниса.
Каково будущее русского языка в Центральной Азии? Пока этот вопрос открытый и перспективы скорее неясны. Как утверждает перепись населения 1989 года, 80 процентов жителей Советского Союза говорили по-русски. В 2019 году всё кардинально изменилось. Во всей Центральной Азии (кроме Казахстана) на русском не говорит более половины жителей.
В России проходит Год театра, а это значит, что поклонников этого искусства ждёт немало премьер. О том, как живёт сегодня провинциальный театр и почему он по-прежнему необходим зрителю, несмотря на большой выбор других возможностей досуга, рассуждает театровед, автор книги «Два века русской провинциальной сцены», руководитель театра поэзии Credo в Пятигорске Николай Прокопец.
Татьяна Юрьевна Лескова – правнучка Николая Семёновича Лескова, единственный прямой потомок великого русского писателя. Уроженка Парижа, она уже более 70 лет живёт в Рио-де-Жанейро. Выдающаяся балерина и хореограф, Татьяна Лескова стояла у истоков южноамериканского балета, а на страницах её мемуаров встречаются имена Баланчина, Мясина, Фокина, Бароновой, Лепешинской и других выдающихся деятелей мирового балета.