RUS
EN
 / Главная / Публикации / Лучшие спектакли русских театров Европы и Америки привезли в Москву

Лучшие спектакли русских театров Европы и Америки привезли в Москву

Юлия Горячева04.09.2019

В Год театра москвичи и гости столицы смогут познакомиться с творчеством лучших театров русского зарубежья. На фестиваль «Мир русского театра», который открывается 4 сентября, приехали труппы из Нью-Йорка, Тель-Авива и Варшавы. Председатель оргкомитета фестиваля, главный редактор журнала «Театрал» Валерий Яков рассказал о событии в интервью «Русскому миру».

– Как начинался фестиваль «Мир русского театра», который проводит журнал «Театрал»?

– Уже двенадцать лет наш журнал, который выходит в свет с 2004 года, проводит международную премию «Звезда театрала». Она вручается лучшим актёрам, режиссёрам, спектаклям и театрам России на основании зрительского голосования в интернете.

В голосовании, проходящем на сайте премии, принимают участие десятки тысяч зрителей из более чем восьмидесяти стран мира. У премии есть и специальная номинация – «Лучший русский театр за рубежом», мы её учредили для поддержки русских театральных коллективов стран бывшего Союза, которые продолжают успешную деятельность.

Валерий Яков. Фото: пресс-служба фестиваля «Мир русского театра»

Со временем на эту номинацию зрители стали предлагать и русские театры дальнего зарубежья, существующие в самых разных уголках планеты. Мы заинтересовались их работой, стали писать о них, награждать, когда они побеждали в голосовании. И затем возникла идея собрать вместе такие коллективы, провести фестиваль в одной из стран, где эти театры трудятся.

Первый наш фестиваль «Мир русского театра» мы организовали в итальянской Тоскане, пригласив туда театры из Австрии, Болгарии, Венгрии, Германии, Италии, США и Финляндии. Форум оказался настолько душевным, интересным и светлым, что Джузеппе Беланди, мэр города Монтекатини-Терме, где всё и происходило, предложил нам ежегодно проводить фестиваль в этом старинном городке. Но мы решили всё же рискнуть и двигаться в другие страны, приютившие русские театры.

– И много таких?

– К примеру, в одной только Германии их более 60. Несколько – в американском Бостоне, в Нью-Йорке, в канадском Торонто... Сегодня нет ни одного континента, за исключением Антарктиды, где бы не работали русские театры. Они все, как правило, организованы либо русскоязычными режиссёрами, либо актёрами – эмигрантами последней волны. Творческими людьми, оказавшимися за рубежом по разным личным причинам и сохранившими при этом верность своему призванию. Людьми, создавшими на новом месте обитания очень интересные русскоязычные театральные коллективы.

Фестиваль «Мир русского театра» в Берлине. Фото: пресс-служба фестиваля

Вокруг большинства таких театров существует и своя особая аудитория, интересующаяся русской культурой, русскими театральными традициями и русским языком. В некоторых странах эти театры создают детские студии, открывают кружки и курсы для взрослых, как, к примеру, в Финляндии, в Австрии, во Франции, в Италии... Таким образом, в современном русском зарубежье эти театры занимаются, по сути, миссионерской деятельностью, популяризируя нашу культуру и язык, создавая интернациональные сообщества людей, увлечённых русским искусством.

– Какова география фестиваля?

– В первый раз, как я уже говорил, мы проводили фестиваль в Италии – в июне 2017 года. Второй фестиваль на следующий год мы провели в Берлине. К этому времени уже создали экспертный совет, который рассматривал присланные заявки и отбирал наиболее интересные спектакли. Надо сказать, что на второй фестиваль мы получили более двадцати заявок из разных стран. Отобрали восемь. Третий фестиваль провели в июне нынешнего года тоже в Берлине. Из двадцати пяти заявок отобрали восемь и пригласили на форум русские театры из Австрии, Великобритании, Дании, Германии, Франции, Финляндии...

Спектакль «Ласточка» театра «ОК», Варшава. Фото: world-of-russian-theatre.com

Примечательно, что на спектакль венского театра «8+» по рассказам Чехова пришёл целый класс местных немецких школьников, изучающих русский язык. Представляете: немецкие подростки пришли послушать Чехова на русском языке!!! Хотя спектакли, как правило, сопровождаются субтитрами.

– Как интересно! А каким образом местные зрители узнали о фестивале?

– Мы проводим большую информационную кампанию в местной прессе, на радио, телевидении, на интернет-ресурсах, размещаем наружную рекламу. Причём материалы выходят не только в русскоязычной прессе, но и в немецкой.

– Есть ли какие-то особенности у вашего фестиваля, которые отличают его от других?

– Мы никогда не определяем победителей. Дипломы вручаем всем участникам. Наш фестиваль «Мир русского театра» – скорее презентационная площадка для русскоязычных театральных коллективов с разным уровнем возможностей.

Ведь диапазон состава творческих коллективов довольно широк. К примеру, в туринском «Балаганчике» Ольга Калениченко – профессиональный режиссёр, а в самой труппе – в основном любители. Есть и театры с профессиональными актёрами разных стран, которые приглашаются для работы в конкретном спектакле – как в театре «Хамелеон» из Лондона...

Убеждён: поддержать всех – без оценки жюри и объявления лауреатов – достойно и правильно. Единственная преференция для участников фестиваля – возможное приглашение лучших спектаклей на московскую сцену. Так, к примеру, мы сделали после фестиваля в Италии, пригласив в Москву нью-йоркский театр STEPS с интересным спектаклем «Спросите Иосифа», посвящённым Бродскому. А в этом году приглашаем уже три спектакля.

Спектакль «Поверх барьеров» театра «Диалог», Нью-Йорк. Фото: world-of-russian-theatre.com

В рамках фестиваля также проводятся разнообразные мастер-классы и круглые столы, где обсуждаются проблемы русскоязычных театров за рубежом. Приглашаем и наших мастеров сцены – в качестве почётных гостей. В прошлом году Евгений Князев, ректор театрального института имени Щукина, заслуженный артист России, показал на фестивале мастер-класс своим моноспектаклем «Пиковая дама». В этом году Ольга Тумайкина, заслуженная артистка России, представлявшая Вахтанговский театр, провела тематический вечер, посвящённый ушедшему от нас не так давно Владимиру Этушу. А в рамках работы круглого стола состоялись выступления известного режиссёра, профессора Щукинского училища Владимира Иванова, профессора Школы-студии МХАТ Ольги Егошиной, драматурга, писателя и телеведущего Андрея Максимова.

– В Год театра в России вы приготовили столичному зрителю что-то особенное?

– В этом году наш фестиваль проходил в рамках масштабного международного культурного проекта «Русские сезоны», целью которых, по замыслу его организаторов, в числе которых и Министерство культуры России, является самое широкое представление русской культуры европейскому зрителю.

И теперь нам впервые удалось привезти в Москву сразу три лучших спектакля нашего берлинского фестиваля. Всё это благодаря поддержке Департамента культуры столицы. Таким образом вместе с нашим партнёром – театром «МОСТ» – мы создаём своеобразный театральный мост Берлин – Москва, который позволит российской публике увидеть лучшие работы русских зарубежных театров.

Театр «ОК» из Польши (основатель и художественный руководитель – Жанна Герасимова) покажет спектакль «Ласточка» по произведениям Ивана Тургенева. Коллектив театра «ZERO» из Израиля (основатель и художественный руководитель – Олег Родовильский) – спектакль по роману японского драматурга Кобо Абэ «Женщина в песках». (Эти спектакли пройдут на «Симоновской сцене» Вахтанговского театра).

Спектакль «Женщина в песках» театра «ZERO», Тель-Авив. Фото: world-of-russian-theatre.com

А посвящённый Борису Пастернаку и его музам спектакль «Поверх барьеров» литературного театра «Диалог» из Нью-Йорка (основатель и художественный руководитель – Ирина Волкович) пройдёт 7 сентября в театре «МОСТ».

– Что у вас намечено на перспективу?

– Мы подали заявку на грядущие «Русские сезоны» во Франции и планируем следующий фестиваль провести в Париже.

Также думаем над возможностью проведения тематических театральных зарубежных форумов, к примеру, лишь по пьесам Чехова, произведениям Достоевского или по современной драматургии.

– Вы как-то сотрудничаете с Ассоциацией деятелей русских театров зарубежья?

– Напрямую мы с ассоциацией не сотрудничаем, но её члены участвуют в нашей работе, поскольку в неё входят театры русского зарубежья, занятые в нашем фестивале «Мир русского театра».

Кстати, первую премию «Звезда театрала» в номинации «Лучший русский театр за рубежом» получил Тбилисский государственный русский академический драматический театр имени А. С. Грибоедова. И вручена она была Николаю Свентицкому, который возглавляет ассоциацию. 

Также по теме

Новые публикации

Преподаватель русского языка из США Екатерина Бурвикова придумала оригинальную методику преподавания русского языка как иностранного. Она обучает своих студентов через «Инстаграм». Недавно она поделилась своей методикой с коллегами из других стран на конференции по русскому языку, которая состоялась в Пскове. А в интервью «Русскому миру» рассказала, как мотивировать современных студентов изучать русский язык.
Российские парусники «Крузенштерн», «Седов» и «Паллада» триумфально завершили переход из России к южной части Атлантики в рамках кругосветной экспедиции «Паруса мира», посвящённой 200-летию открытия Антарктиды русскими мореплавателями и 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. За три месяца суда с российскими и иностранными курсантами на борту преодолели расстояние свыше 32 тысяч морских миль. Переход к Антарктиде завершился 200-мильной парусной регатой.
Спортивный мир, да и не только спортивный, потрясла ожидаемая и всё же неожиданная новость – Мария Шарапова официально объявила о своём уходе из тенниса. Невозможно представить, но она отдала ему 28 лет жизни из своих почти 33. Наверное, действительно хватит. И пусть сегодня Мария давно уже не в первой десятке и даже не в первой сотне, она навсегда останется в истории женского тенниса как одна из самых ярких его представительниц.
В Университете Аляски много лет существует кафедра русского языка и литературы, благодаря чему студенты разных специальностей могут изучать русский язык. И хотя сегодня университет переживает непростые времена, русский язык по-прежнему достаточно востребован. Но нужны дополнительные усилия, чтобы этот интерес развивался, считает преподаватель русского языка в Университете Аляски Светлана Насс.
Главный герой Масленицы, конечно, румяный блин. Мало того, что он вкусен, так ещё и богатой символикой наделён: круглый блин – это, по Куприну, «настоящее щедрое солнце, воспоминание о языческом прошлом, символ красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей».
У русскоязычного сообщества праздник – 120 лет со дня рождения Дитмара Эльяшевича Розенталя, выдающегося учёного, чьё имя стало синонимом строгой нормы и чётких правил в русской филологии.
В День защитника Отечества поговорим об истории воинских званий. «Мне солдат дороже себя», – говорил великий русский полководец Александр Васильевич Суворов. Вот и мы начнём с солдата.