EN
 / Главная / Публикации / «Сами вы пропаганда». Представлено большое исследование иностранных СМИ, пишущих о России

«Сами вы пропаганда». Представлено большое исследование иностранных СМИ, пишущих о России

Редакция портала «Русский мир»16.10.2019

Английская карикатура 1877 г.


МИА «Россия сегодня» представило результаты исследования материалов западных СМИ, пишущих о России. «Осьминог-1» так неформально называется этот проект, намекая на традиционное, насчитывающее уже полтора века изображение России в западных карикатурах в виде спрута.

У каждого из нас есть определённое представление, как о России пишут западные СМИ. Очевидно, что образ, который ими тиражируется, не самый приятный. Однако всё это понятно лишь на уровне ощущений. «Меня всегда мучал вопрос, можно ли каким-то образом эти гипотезы научно проверить и понять, что же в действительности пишет западная пресса о России», – сказал, представляя это исследование, директор по коммуникациям МИА «Россия сегодня» Пётр Лидов.

Вопрос этот не такой уж праздный, поскольку именно в СМИ во многом формируется взгляд на страну и её народ. Если же одни и те же образы и клише тиражируются главными национальными изданиями постоянно и достаточно долго, общественному сознанию становится очень трудно сопротивляться этому влиянию. «Это работает как любая информационная кампания, например, рекламная», – пояснил Пётр Лидов.

Исследование «Осьминог – 1» охватывает первое полугодие 2019 года. По словам П. Лидова, в «России сегодня» намерены продолжать это исследование, чтобы посмотреть на динамику. Через полгода, таким образом, стоит ожидать «Осьминога – 2».

Для исследования были отобраны СМИ стран «Большой семерки», которые позиционируют себя не только как самые успешные (в экономическом смысле), но и самые демократические в мире. Это – США, Великобритания, Германия, Франция, Канада, Япония и Италия.

В каждой стране российские аналитики выделили топ-10 СМИ по популярности, включая тиражи газет и посещаемость ресурсов онлайн, но исключая новостные агентства. То есть в обзор попали издания, которые выражают определённую точку зрения, а не просто транслируют нейтральную информацию. По каждой стране были просмотрены все материалы, в которых встречается слово «Россия» или они так или иначе связаны с Россией тематически. Таких материалов за первые шесть месяцев 2019 года оказалось более 80 тысяч.

Весь этот массив был разбит на три категории по тональности: негативные материалы, нейтральные и позитивные.

Великобритания

Лидером по числу материалов о России за первую половину 2019 года оказалась Великобритания – там было порядка 25000 публикаций, что составляет почти треть всех исследованных материалов. О России статей в британской прессе приблизительно столько же, сколько о Китае и Германии.

Практически 40 % всех публикаций, посвящённых России, имеют негативный оттенок.

В хлёстких заголовках британских журналистов очень часто упоминается Владимир Путин. «Что бы ни случилось – всюду Путин», – комментирует П. Лидов. Также для британцев характерны отсылки к истории, особенно популярна логическая цепочка: «Путин – Гулаг – кровавый режим».

Характерный пример – сообщение о смерти известного российского журналиста Сергея Доренко в издании MailOnline звучало так: «Критиковавший Путина журналист погиб в загадочном ДТП спустя несколько дней после того, как резко высказался в адрес российских властей по поводу инцидента с Sukhoi Superjet 100». Хотя обстоятельства смерти Доренко хорошо известны и не подвергаются сомнению: он погиб из-за сердечного приступа во время управления мотоциклом.

Почти 60 % материалов о России окрашены нейтрально, при этом позитивных публикаций – всего 1%. Иными словами, негатива в отношении России в британских СМИ в 40 раз больше, чем позитива. Позитивные сообщения в основном относятся к миру спорта, культуры и туризма, и эта картина характерна для СМИ всех стран.

Наиболее антироссийским изданием (процент антироссийских материалов по отношению ко всем материалам издания) является газета «Таймс».

Топ-5 негативных тем о России в британских СМИ (здесь и далее – в порядке повышения значимости): дело об отравлении Скрипалей, России в контексте кризиса в Венесуэле, наращивание военной мощи России и демонстрация силы, вмешательство в американские выборы, Россия в контексте украинского кризиса.

Германия

Второе место по числу материалов о России занимает Германия – более 15 тыс. материалов.

У немцев, как и у британцев, с антироссийскими лозунгами часто выступают выступают деловые издания издания: «Франкфуртер альгемайне», «Хандельсблатт» и др. Однако наиболее антироссийские позиции занимают «Вельт» и «Бильд».

В немецких СМИ менее 1 % положительных материалов о России – в основном они касаются красот Сибири, туризма и т. п. 50,6 % материалов – негативные, 48,46 % - нейтральные.

А вот главные темы отличаются от британских. Среди наиболее популярных – вмешательство России в политические процессы на Западе, ситуация вокруг «Северного потока – 2», взаимоотношения России и НАТО и усиление враждебности РФ, протестные акции в Москве. Самая популярная тема – это международные кризисы (Сирия, Украина, Венесуэла), в которые вовлечена Россия.

США

Американские средства массовой информации – чемпионы по негативной тональности в отношении России. За полгода здесь вышло около 12,5 тыс. материалов о России, больше всего – на CNN.

При этом 90 % материалов являются негативными, нейтральных практически нет – всего 9 %, и только 0,2 % положительных материалов о России – в основном они посвящены туризму.

В связи с Россией в американской прессе доминируют такие темы, как иранская ядерная программа, разрыв договора об РСМД, шпионские скандалы с участием России (дело Скрипалей и др.), российско-американские отношения и ситуация вокруг Украины, Венесуэлы и Сирии. Вполне ожидаемо чаще всего американские СМИ пишут о вмешательстве России в американские выборы.

Говоря о США нужно учитывать очевидную партийность СМИ. Большинство крупных изданий в США находятся в демократическом лагере и ведут явную антитрамповскую политику.

Канада

В Канаде материалов о России выходит немного – за полгода всего около 3,5 тыс. В том числе 58 % негативных материалов, также много нейтральных, а вот позитивных – всего 0,5 %. Ключевой вклад тут принадлежит российским хоккеистам, выступающим в канадских клубах.

Главные российские темы для Канады – это военное освоение Арктики Россией, денуклеаризация КНДР (эксперты видят российский след в разработке новых ракет КНДР), судьба договора РСМД, гонка вооружений и, наконец, вмешательство в выборы в Америке. В целом, для канадских СМИ характерна американская повестка.

Япония

«Я вообще-то думал, что в Японии в отношении России всё будет нормально, – признаётся Петр Лидов, – но оказалось, что я был неправ». Картина в японских СМИ несущественно отличается медиарынков, скажем, Германии и Великобритании.

По тональности здесь 49 % материалов негативных и только 1 % положительных материалов о России.

Одна из острых тем для японцев – это нарастающее сотрудничество России с Китаем, в чём они видят угрозу своей безопасности, являясь союзниками США. На четвёртом месте по значимости – протестные настроения в России. На третьем – вмешательство в американские выборы. На втором – внешняя политика России и намёки на то, что у России есть имперские амбиции времён Советского Союза. Больше всего в Японии беспокоятся, разумеется, из-за ситуации с «Северными территориями».

Франция

Франция – лидер по числу нейтральных публикаций о России. Почему? «Возможно, Франция традиционно более нейтральная страна, у которой есть своя точка зрения на мировые процессы, и там избегают радикальных оценок», – комментирует Пётр Лидов. Вторая возможная точка зрения – у французов пресса в принципе более жизнерадостна.

Здесь всего 26 % негативных материалов о России – это серьёзный сдвиг по сравнению с предыдущими странами. Около 70 % материалов о России нейтральны и 3,7 % позитивны. В основном среди положительных тем – туризм, культура и искусство, что отражает более сбалансированный и глубокий интерес французов к нашей стране. По словам руководителя издания ИноСМИ А. Дубосарского, во Франции есть также некоторое количество обозревателей (например, в «Фигаро»), которые более-менее нейтрально относятся к России. Но большинство изданий, когда речь заходит о политике, всё равно пишут о России в негативном ключе. Да и в целом во французских СМИ мало пишут о России – всего 8,3 тыс. публикации.

Главные темы – это договор РСМД, «Северный поток – 2», протестные настроения в России, вмешательство в выборы и, наконец, ситуация вокруг Украины. Тут ничего нового.

Италия

А вот в Италии выходит больше всего позитивных материалов о России. Всего же нашей стране было посвящено более 6 тыс. материалов за полгода. Негативных из них всего 23,9 %, 63 % нейтральны и 13 % имеют положительную окраску.

«Связано это, вероятно, с наличием влиятельных политических сил в Италии, которые выступают за развитие диалога с Россией», – предположил П. Лидов. Также среди материалов темпераментных итальянских журналистов довольно много заметок о красоте русских женщин, загадках русской души.

Впрочем, нужно учитывать, что международное влияние итальянских СМИ очень мало.

Топ-5 тем в Италии – это связи России с итальянскими партиями, развитие ситуации вокруг ДРСМД, вмешательство в американские выборы, негативные связи между Россией и Италией (криминал), а на первом месте – привычно кризис на Украине.

Выводы

Если обобщить эти данные, то среди важнейших тем первого полугодия в мировых СМИ – вмешательство России в выборы в США. Вторая тема более характерна для Европы – это ситуация на Украине. Также сквозной для разных стран является тема разрыва ДРСМД и укрепления военной мощи России. То же касается внутренней жизни России – пишут о законах, ограничивающих свободу слова, и политических протестах в России.


Если сложить все страны G7, то картина вырисовывается малорадостная: 50% негативных материалов о России и лишь 2% позитивных (и это в основном за счёт маловлиятельных СМИ Италии). Негатива критически много, а позитивных материалов очень мало.

Абсолютный лидер с точки зрения количества и процента негативных материалов о России – это, конечно же, США. При этом наиболее влиятельные мировые СМИ сосредоточены именно в Соединённых штатах и в Великобритании.

Вот выводы, которые делают, основываясь на этой картине, в МИА «Россия сегодня»: баланс в освещении российской повестки в крупнейших западных странах отсутствует, и это именно то, в чём часто обвиняют саму Россию. Абсолютно превалирует негативная информация, причём это касается не только тем, но и самой подачи материала: как правило, она очень односторонняя.

Что важно, существует чёткая корреляция между количеством негативных материалов о России в СМИ той или иной страны и внешней политикой этой страны в отношении России.

Отсюда вывод: фактически мы имеем дело с пропагандой – местные СМИ следуют в русле государственной политики и освещают всё, связанное с Россией, только в одном ключе. «Поэтому на обвинения нас в пропаганде мы можем теперь вполне обоснованно, практически научно ответить: “Сами вы пропаганда”», - комментирует свой вывод Пётр Лидов.

И ещё одно важное наблюдение российских журналистов, дающее пищу для размышления: негативный образ России в западной прессе имеет негативный оттенок вовсе не только в последние 10-20 лет. Враждебной и опасной страной Россия предстаёт на страницах ведущих западных газет и журналов, в наглядной агитации на протяжении последних полутора веков, если не больше. Исключения были, но, по сути, всего лишь два: во время Второй мировой войны, когда страны вместе боролись против Германии, и в годы перестройки.

Читайте также: Мифы о России: со времён Средневековья ничего не изменилось

И последнее: на этом журналисты МИА «Россия сегодня» останавливаться не намерены. Чтобы быть до конца объективными, вскоре они обещают представить похожее исследование российских СМИ. Проведено оно будет по той же методике.

Исследование «Россия в материалах иностранных СМИ. Первое полугодие 2019» 

Также по теме

Новые публикации

В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Цветаева