RUS
EN
 / Главная / Публикации / Свет русской иконы: от Устюжны до Уффици

Свет русской иконы: от Устюжны до Уффици

Сергей Виноградов22.10.2019

Как сообщал «Русский мир», четыре зала отдаст знаменитая галерея Уффици во Флоренции под русские иконы. Шедевры русских иконописцев впервые будут выставлены в постоянной экспозиции и войдут в основной маршрут одного из старейших музеев Европы. В экспозицию будут включены 78 икон, попавших в Италию в XVIII и XIX вв. 

Эксперты полагают, что наиболее ценные иконы из коллекции Уффици написаны одним из самых крупных иконописцев рубежа XVII и XVIII веков мастером Оружейной палаты Кириллом Улановым и его учениками. Жители и гости Устюжны, небольшого города в Вологодской области, приходят к своему Уланову без маршрутов и путеводителей. Три самые ранние иконы художника больше трёх столетий располагаются в иконостасе местного храма – здесь молятся и проводят экскурсии. Все остальные иконы мастера находятся в фондах ведущих музеев России.

Устюжна. Фото: newsvo.ru

По соседству с Тицианом и да Винчи

Русские иконы ценят в Европе и по всему миру, крупнейшие галереи и музеи мира считают за честь открыть выставки произведений русского религиозного искусства. В списках выставочных проектов музеев из российской глубинки, обладающих хороших собранием икон, нередко встретишь Париж, Лондон, а то и Ватикан. Но большая коллекция русских икон в постоянной экспозиции в самом центре Европе, в музее с 400-летней историей, бок о бок с залами Тициана, да Винчи и Боттичелли – такое произойдёт впервые.

Собрание русских икон разместится в Палаццо Питти, бывшей резиденции великих герцогов Тосканы. В данный момент галерея готовит четыре зала на первом этаже здания, которое известно поклонникам искусства благодаря фрескам XVII века. По словам представителей Уффици, все работы будут завершены в текущем году, и туристы, которые решат провести новогодние и рождественские каникулы во Флоренции, смогут впервые увидеть вместе все 78 икон из собрания галереи.

Палаццо Питти. Фото: wikimedia.org

Считается, что творения Кирилла Уланова и других русских иконописцев попали в Италию в середине XVIII века, о чём имеются свидетельства. Историки предполагают, что иконы были подарены Великому герцогу Тосканскому Франческо II. По поводу личности дарителя мнения исследователей расходятся – одни считают, что иконы преподнёс российский посол, желая сподвигнуть герцога на развитие взаимовыгодных отношений. Другие убеждены в том, что дар исходил от православной общины тосканского города-порта Ливорно, весьма многочисленной. Таким образом верующие отблагодарили герцога за разрешение возвести православный храм в честь Святой Троицы, который был открыт в 1760 году. При Муссолини церковь была уничтожена.

О том, что коллекция икон была преподнесена в дар, говорит высочайшее качество письма и дорогой оклад из позолоченного серебра. В середине XVIII века, когда иконы попали в Италию, Кирилла Уланова уже несколько десятилетий как не было в живых, но он всё ещё считался наиболее крупным иконописцем современности. Икона, содержащая изображение святой Екатерины Александрийской, предположительно была написана Улановым в 1693 – 1694 гг. Это произведение считается центральным во всей коллекции, и в Уффици оно было на особом положении на протяжении столетий. По словам директора галереи Айке Шмидта, открытие экспозиции русской иконы подчеркнёт историческую связь между Россией и Италией, а также Москвой и Флоренцией.

Придворный художник

«Отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доскачешь», – говорит один из героев гоголевского «Ревизора». Считается, что случай, легший в основу пьесы, произошёл в Устюжне, а имя прототипа Хлестакова – Платон Волков. Собственно, именно этим фактом Устюжна и известна многим современникам.

А в XVI веке город ставили в один ряд с Псковом, Рязанью и Тверью. Залежи болотной руды привлекли в город мастеров со всей страны и сделали Устюжну одним из центров российской металлургии. В XVI веке здесь работали 77 кузниц, почти втрое больше, чем в Туле. В XVII столетие Устюжна вошла потрёпанная опричниной и польско-литовским нашествием, но сумела восстановиться и, обласканная Петром I (по царскому приказу здесь построили крупный оружейный завод), снова стала заметным городом на северо-западе России. Однако с подъёмом Урала как металлургического центра Устюжна угасла до значения районного центра.

В 1689 году, когда последствия нашествия интервентов были преодолены, а уральские заводы ещё не окончательно вытеснили Устюжну из металлургии, город смог позволить себе заказать несколько икон молодому, но уже известному иконописцу Кириллу Уланову. За два года до устюженского заказа урождённый костромич Уланов поступил на работу в московскую Оружейную палату – главную художественную мастерскую Московского государства. Молодой художник пришёл наниматься в с иконой собственного письма и был немедленно принят. Ему не только отдавали самые ответственные заказы, но и поставили главным над другими художниками.

Икона К. Уланова на выставке в Москве.ru.jpg

Историки считают, что Кирилла Уланова и Устюжну «подружил» духовник царей Ивана V и Петра I Меркурий Гаврилович, уроженец Устюжны. По всей вероятности, именно он посоветовал (а возможно, и помог оплатить гонорар) землякам пригласить Кирилла Уланова. В 1689 и 1690 годах иконописец создал три иконы – знаменитую «Троицу», «Спас на престоле» и «Вседержитель на престоле с припадающими апостолами Петром и Иоанном». Спустя 10 лет Уланов написал для Устюжны ещё несколько икон.

– Вот «Пётр и Иоанн», справа от царских врат, – рассказывает, указывая на иконостас Рождественского собора, главный хранитель Устюженского краеведческого музея Наталья Анкудинова. – У нас иногда спрашивают, почему такие ценные экспонаты располагаются в иконостасе? Потому что здесь их историческое место. Для этого иконостаса Кирилл Уланов и писал эти иконы. Три из них в иконостасе, а две в фондах – их состояние не позволяет выставлять эти произведения. Мы их укрепили, надеемся, что нам удастся отдать их на реставрацию.

Многострадальная «Троица»

В устюженском музее гордятся иконостасом. Созданный при строительстве Рождественского собора в конце XVII века, он во многом сохранился в неприкосновенности до наших дней. И если полумифический Платон Волков, притворявшийся ревизором, заезжал сюда замаливать грехи (храм стоит в 50 метров от гостиницы, где, по преданию, останавливался устюженский Хлестаков), то «Петра и Иоанна» он тоже видел справа от царских врат.

Рождественский собор в Устюжне

В церкви много лет располагается Устюженский краеведческий музей. Кого-то коробит, что в соседних залах с уникальным иконостасом стоят чучела медведей, волков и других героев местной фауны, но факт остаётся фактом – переезд музея помог сохранить собор и исторический иконостас. Кирилл Уланов писал иконы для двух храмов Устюжны. Известно, что «Троица ветхозаветная» создавалась для царских врат Петропавловской церкви, которую закрыли в 1935 году, а позднее уничтожили при строительстве моста. Уникальную икону передали в музей.

«Троица ветхозаветная» Кирилла Уланова

– Около четырёх лет мы используем Рождественский храм совместно с церковью, – продолжает Наталья Анкудинова. – Мы, как и прежде, проводим экскурсии, но при этом в соборе организован приход, проходят службы. На экскурсиях, конечно, акцентируется внимание посетителей на иконах Уланова. Кто приходит? И местные, и приезжие, и иностранцы приезжают, исследователи из Москвы и Санкт-Петербурга. Посетители очень удивляются тому, что иконостас мемориальный и не содержит новодела.

«Троица ветхозаветная», фрагмент

Среди посетителей по сей день немало тех, кто читал об иконе «Троица ветхозаветная» в криминальной хронике. В 1994 году она была похищена и впервые за триста лет покинула Устюжну. Спустя семь лет икону обнаружили на одном из немецких аукционов и вернули в родной иконостас.

Её автор покинул Москву в начале XVIII века, когда со строительством Санкт-Петербурга и новой государственной политикой в моду вошла иная живопись, а мастерская Оружейной палаты осталась без заказов. В глубинке имя Кирилла Уланова продолжало греметь, и он выбрал путь сельского монаха-иконописца. Наверное, мог бы оказаться и в Устюжне, но принял постриг под именем Корнилия в далёкой Троицкой Кривоезёрской пустыни близ города Юрьевца (сейчас Ивановской области, и позднее стал настоятелем монастыря. В глубокой старости принял схиму и писал иконы до самой смерти. Будут ли в Уффици рассказать о судьбе мастера, прошедшего путь от царского иконописца до схимника в глухом храме, пока неизвестно. 

Также по теме

Новые публикации

20 ноября исполняется 150 лет со дня рождения Зинаиды Гиппиус. Среди литераторов начала ХХ века она занимала совершенно особенное место. Умная, прозорливая, холодно-беспощадная в оценках, при этом тонкая и изящная, она поражала постижимым своеобразием. Александр Блок сделал запись в своём дневнике: «Единственность Зинаиды Гиппиус».
«У природы нет плохой погоды». Надо быть философом по жизни, чтобы согласиться с этим утверждением. Мерзкая, мерзопакостная, противная, слякотная, отвратительная, плохая… Какими только эпитетами бедную погоду не наделяют. А вы знаете, что с точки зрения истории слов сочетание «негодная погода» можно воспринимать как оксюморон – сочетание несочетаемого? Давайте разберёмся.
Международная научная конференция «Россия, США и Китай. Искусство. Гуманитарные науки. От поколения к поколению», которая прошла в рамках VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума, собрала историков, педагогов, искусствоведов, актёров и художников.  Эксперты признали кино и театр площадками наиболее активного сотрудничества и соперничества России, США и Китая на протяжении последних ста лет.
В Российском университете дружбы народов состоялась XVI Всероссийская олимпиада для студентов по русскому языку как иностранному. Традиция её проведения зародилась ещё во времена Советского Союза. А сегодня она продолжается благодаря поддержке фонда «Русский мир». 20 команд из шести федеральных округов приехали в РУДН, чтобы продемонстрировать свой уровень владения русским языком.
На днях Конституционный суд Латвии отказал русскоязычным детям в праве учиться на родном языке даже в частных школах. Ранее такое решение было принято правительством страны и поддержано президентом. Как сказано в пояснении к судебному решению, это было сделано с учётом «исторических обстоятельств», «длительной оккупации и русификации».
         «Здесь ничего другого между людьми, кроме любви, нет», – так про международный фольклорный фестиваль «Покровские колокола», который только что отзвенел-отыграл на вильнюсских сценах, сказал один из его участников. Любви к своему делу, к народной песне, к тем, кого считаешь единомышленниками.  
Первым русским, с которым встретился Жошуа Браганса, был механик цирка. Жошуа вырос в небольшом городке штата Рио-де-Жанейро, в котором практически все друг друга знали. Русского звали Николай, и он выделялся своей образованностью: хорошо разбирался в музыке, литературе. Николай рассказывал о том, какая в России зима, о красоте её природы. От этих рассказов веяло сказкой – так воспринимают дети повествование о путешествии в дальние страны. Возможно уже тогда рождалось в душе мальчика предчувствие, что вся последующая его жизнь будет связана с Россией.
Среди греческих актёров и режиссёров наберётся не больше десятка выпускников российского ГИТИСа. А вот кандидатов искусствоведения, защитивших кандидатскую диссертацию в ГИТИСе, и вовсе пока не было. И первой станет театральный режиссёр Вася Велтсиста, которой в декабре предстоит защита диссертации. Интерес к русскому театру и горячая мечта стать театральным режиссёром привели её после получения диплома инженера-механика и работы главным инженером в афинском метро в Москву и в театральный институт.