RUS
EN
 / Главная / Публикации / Российская супершкола для зарубежья: опыт Киргизии

Российская супершкола для зарубежья: опыт Киргизии

Светлана Сметанина09.12.2019

Недавно открытая в Бишкеке «Школа Газпром Кыргызстан» стала одним из пяти ресурсных центров российского образования за рубежом. А на днях туда уже приехали первые преподаватели из российских вузов. Почему именно эта школа была выбрана в качестве участника пилотного проекта довузовской подготовки школьников за рубежом? И в чём её отличие от других русских школ? Об этом рассказывает заместитель директора школы по развитию Станислав Епифанцев.

– «Школа Газпром Кыргызстан» стала одним из пяти ресурсных центров российского образования за рубежом. Соглашение об этом было подписано 25 ноября в Российском университете дружбы народов. Что подразумевает этот проект? И что значит – ресурсный центр?

– 25 ноября в РУДН было объявлено о создании ресурсных центров российского образования в пяти странах: Болгарии, Кыргызстане, Монголии, Таджикистане, Турции. Ресурсные центры будут созданы на базе русскоязычных школ. Ведущие вузы России разработают для этих центров учебно-методические комплексы по физике, химии, математике, биологии, русскому языку. К 2024 году будет создано 50 подобных ресурсных центров.

Ресурсные центры – это новый формат довузовской подготовки абитуриентов за рубежом. На базе школ-партнёров будут проводиться дополнительные занятия по химии, физике, математике, биологии, русскому языку. Учителя этих школ пройдут специальные курсы повышения квалификации.

Преподаватели МЭИ в школе Газпрома, Бишкек. Фото: www.gazpromschool.kg

Учебно-методические комплексы будут разработаны в двух вариантах: базовый (на уровне госстандарта) и продвинутый (олимпиадный уровень). При этом планируется, что ресурсные центры будут представлены в трёх моделях, которые условно можно назвать «очным», «очно-заочным» и «дистанционным».

Ресурсные центры – это проект, который поможет синхронизировать учебные программы в школах стран-партнёров, выявить и поддержать талантливых ребят.

Базовой площадкой проекта стал Российский университет дружбы народов. А для реализации проекта был специально создан консорциум российских университетских центров, в который на стартовом этапе вошли РУДН, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого, Национальный исследовательский университет «МЭИ» (Московский энергетический институт), Алтайский государственный университет, Национальный исследовательский университет «МФТИ», Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ.

– Почему именно Кыргызстан вошёл в этот проект?

– Кыргызстан стал одним из пяти участников пилотного этапа проекта. Сам характер этого этапа – сжатые сроки запуска, необходимость оперативной отработки механизмов взаимодействия и базовой версии проекта в целом для тиражирования созданной модели в других странах – подразумевал при выборе страны наличие там потенциальной школы-партнёра, которая или уже является участником образовательного взаимодействия, или готова стать таким партнёром в сжатые сроки (так, договор об участии в проекте подписан 25 ноября, а уже 4 декабря российские преподаватели провели первые занятия в Бишкеке).

С Российским университетом дружбы народов нас связывают многие годы и целый ряд совместных проектов. Мы принимали участие в обсуждении практически всех этапов разработки проекта ресурсных центров. Более того, идеология проекта оказалась очень близка стратегии развития нашей школы, задачам, которые мы определили для себя в качестве основных.

Так что выбор «Школы Газпром Кыргызстан», как и самой нашей страны, был обусловлен именно этими факторами.

– Насколько я знаю, об открытии школы Газпрома в Бишкеке говорили давно, но всё время были какие-то сложности. Удалось их преодолеть?

– Не совсем так. Давно говорили не об открытии именно школы Газпрома, а о необходимости появления подобного проекта как такового. В Кыргызстане ряд стран активно вошли в образовательное поле со своими проектами, начиная с первых лет независимости. А вот проект «Школы Газпром Кыргызстан», построенной по программе «Газпром - детям», стал первым российским проектом общеобразовательной школы в республике.

Реализован он был достаточно быстро. В августе 2017 года был заложен камень на месте строительства комплекса, а уже 2 сентября 2019 года прошла торжественная церемония открытия школы с участием Президента Кыргызской Республики.

– Что представляет собой школа Газпрома в Киргизии? В чём её отличия от других русских школ?

– Сам проект школы является уникальным для нашей республики – как с точки зрения архитектурных решений, так и материально-технического оснащения. Школа имеет спортивную инфраструктуру международных стандартов (включая два бассейна), обладает собственной современной обсерваторией. Специализация школы ориентирована на углубленное изучение предметов естественно-технического цикла. А перед руководством и коллективом школы поставлена задача обеспечить ведение образовательной деятельности на самом высоком уровне с применением самых современных методик и программ обучения.

Школа с русским языком преподавания рассчитана на 960 учеников. Во второй половине дня организована работа почти 30 спортивных секций и творческих кружков. Набор в школу осуществляется на конкурсной основе.

В настоящее время у школы установлены официальные отношения с такими российскими университетскими центрами, как Национальный исследовательский университет «Московский физико-технический институт», Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики. Есть принципиальная договорённость о сотрудничестве с Президентским физико-математическим лицеем №239 Санкт-Петербурга. На стадии обсуждения заключение соглашений с целым рядом ведущих российских университетов.

Всё это позволяет реализоваться «Школе Газпром Кыргызстан» в качестве республиканского и регионального учебно-методического центра, центра углубленного изучения ряда предметов, центра дополнительного образования и, что важно, в качестве методического центра русского языка.

«Школа Газпром Кыргызстан». Фото: www.gazpromschool.kg

– Первые преподаватели российских вузов уже провели уроки в вашей школе. Как прошли эти занятия? И с какой периодичностью они будут проходить в дальнейшем?

– Да, действительно. Преподаватели Национального исследовательского университета «МЭИ» уже провели первые занятия по физике. Интересно, что они отошли от практики традиционных классных занятий, а привезли курс лабораторных работ с нестандартными заданиями. Интересно всем – и ребятам, и педагогам школы. Кроме этого, представители университета подарили школе методические пособия по физике.

У «МЭИ» есть своя гимназия, была возможность познакомиться с её работой, так что у представителей университета большой опыт работы с ребятами школьного возраста.

А в ближайшие дни мы ждём приезда представителей всех остальных российских вузов – участников этого проекта.

Планируется, что уже в начале следующего года практика приезда преподавателей будет расширена, начнутся этапы дистанционных учебных программ и олимпиад университетов. Отдельным вопросом должно стать повышение квалификации преподавательских кадров.

– Ваша школа будет готовить в том числе учеников к поступлению в российские вузы? Насколько сегодня востребовано российское образование в Киргизии?

– Школа, участвуя в образовательных проектах, рассчитывает в целом обеспечить высокий уровень подготовки выпускников, создать для них конкурентные преимущества на республиканском и международном уровне. При этом, конечно, у большинства школьников Кыргызстана высок интерес к российскому образованию, к продолжению обучения в российских университетских центрах.

Об этом говорит и тот факт, что количество желающих поступить в российские вузы по квотам Россотрудничества в несколько раз превышает возможности этой программы. А проходящие ежегодно в Бишкеке образовательные выставки с участием вузов России пользуются неизменным интересом у наших школьников. И здесь отдельно можно отметить, что дополнительным преимуществом для наших ребят является хорошее знание русского языка.

Также по теме

Новые публикации

Довольно большой пласт лексики русского языка сопряжён с запахами, обонянием, ведь это один из важнейших путей познания окружающего мира. Способность воспринимать запахи называется обонянием. Это русское слово исторически родственно старославянскому вОня, по-нашему вонь, только нужно отметить, что значение у этого слова было далеко от современного…
Накануне Нового года в Индонезии открылся Центр образования на русском языке и обучения русскому языку. Центр является совместным проектом Московского педагогического государственного университета и Центра содействия межнациональному образованию «Этносфера». И. о. декана факультета регионоведения и этнокультурного образования МПГУ Елена Омельченко рассказала, почему такой центр открылся именно в Индонезии и на кого он рассчитан.
Власти и общественники Крыма намерены популяризировать украинский язык, который является в регионе одним из государственных: для этого на полуострове проведут форум, круглые столы и выставки. Также в 2020 году в Крыму планируют издать газету и запустить программу на украинском языке на региональном телевидении.
В России студенты из других стран имеют две возможности подработать: в вузе, где учатся, или на каникулах. Парламентарии предлагают расширить их права на трудоустройство и разрешить оформлять трудовые договоры. Законопроект, принятый 21 января Госдумой во втором чтении, должен облегчить жизнь иностранным ученикам отечественных образовательных учреждений, а значит, повысить престиж учёбы в нашем государстве.
Празднование 200-летия открытия Антарктиды русскими мореплавателями Фаддеем Беллинсгаузеном и Михаилом Лазаревым стало в России событием национального масштаба. Ведущие музеи и библиотеки страны в столице и регионах посвятили юбилею масштабные выставки. «Русский мир», готовя обзор выставок, не мог не отметить их разнообразие.
Чтобы узнать, кто чей сын или дочь, иногда не нужно заглядывать в родословную, достаточно взглянуть на фамилию. Всем известно, что во многих русских фамилиях суффиксы –ов, -ев, -ин означают принадлежность к роду того, чьё имя, прозвище или род занятий названы в корне. А как дело обстоит в других языках?
В Доме русского зарубежья им. А. И. Солженицына открылась выставка художника-иллюстратора Леонида Козлова, на которой представлены картины, вошедшие во второй том проекта «Русское зарубежье. Великие соотечественники». Как обещают авторы издания, второй том выйдет уже в ближайшее время, и там будут представлены имена (многие из которых уже забыты на родине) из всех трёх волн русской эмиграции XX века.
Погода ненастная, время простудное, повсюду реклама лекарств от всевозможных болячек, и потому ипохондриков развелось великое множество. В литературе есть замечательный пример ипохондрика, обнаружившего у себя признаки всех заболеваний, о которых он прочитал в медицинском справочнике: герой романа «Трое в лодке, не считая собаки»…