EN
 / Главная / Публикации / На языке вологодского кружева

На языке вологодского кружева

Сергей Виноградов24.12.2019

Вологодский Музей кружева за 10 лет существования стал одним из мировых центров кружевоплетения. В уходящем году музей открывал выставку и давал мастер-класс в Иране, обучал кружевниц из США и Эстонии, выставлял и принимал в дар уникальное мальтийское кружево и участвовал в других международных проектах. Летом 2020 года в Вологде пройдёт международный фестиваль кружева «Vita Lace», который соберёт весь цвет мирового кружева от Финляндии до Австралии.

Мастера, делавшие мировую славу вологодского кружева 40 и более лет назад, рассказали «Русскому миру» о том, что восхищённые иностранцы, как правило, задавали два вопроса: «Как вы это делаете?» и «Как попасть вам в ученики?».

Вологодские кружевницы. Фото: booksite.ru

«Готовы учиться по скайпу»

Музей кружева в Вологде изначально задумывался как мировой кружевной центр. Экспозиция музея открывается подробным рассказом об истории кружевоплетения (с показом экспонатов, разумеется) в Европе. Иностранные туристы, которых в музее всегда хватало, подчас узнают в Вологде о традициях собственного кружевоплетения от XVII века до наших дней – немецкого и французского, испанского и польского.

Вологодский музей поддерживает тесный контакт с музеями, центрами, ассоциациями и артелями Швейцарии, Чехии, Словакии, Хорватии, Дании, Финляндии, Эстонии, Австралии и других стран. Проводят совместные семинары и выставки, ездят на учёбу друг к другу. В последние годы в Вологде прошли выставки традиционного датского кружева, а в 2020 году музей примет выставку словенских кружевниц. Вологодские же выставки не первый год колесят по Европе.

– У нас складывается очень хорошее сотрудничество с иностранными коллегами, в основном, с европейскими центрами, –рассказала «Русскому миру» заведующая музеем Наталия Боева. – Важным событием в этом году стало открытие в нашем музее выставки мальтийского кружева разных веков. Эти произведения – большая редкость, и мы в России мало знаем о технике кружевниц Мальты. Было очень приятно получить часть работ в дар.

В Иран вологодское кружево попало в рамках Дней культуры России в Тегеране. Вологжане привезли уникальные экспонаты, не раз попадавшие на обложки российских и международных буклетов и журналов. Также в составе делегации в Иран приехали мастера, которые дали мастер-классы для местных рукодельниц. Фотографии вологодской кружевницы, окружённой женщинами в паранджах, с восхищением наблюдающими за коклюшками и руками мастера, вышли на первых полосах вологодских СМИ.

Выставка вологодского кружева в Иране. Фото: cultinfo.ru

 Эта встреча стала для нас уникальным опытом, думаю, и для Тегерана тоже, – говорит Наталия Боева. – В Европе мы уже много где бывали, и для европейцев техника кружевоплетения не является удивительной, поскольку во многих странах это есть. Для Востока и конкретно для Ирана техника кружевоплетения нетрадиционна и нехарактерна. В то же время иранцы с большим трепетом относятся к рукоделию и любой ручной работе. У них множество своих промыслов – знаменитые персидские ковры, росписи по керамике. Они большие мастера. Когда в Иране увидели, как вологодские кружевницы творят такую красоту на глазах зрителей, восторгу и изумлению не было предела. Многие подходили к нам и спрашивали, как и где можно научиться кружевоплетению, кто-то даже по скайпу был готов брать уроки. Думаю, у иранских женщин всё впереди.

В мае Музей кружева принимал большую группу кружевниц из Эстонии. Они попросили вологодских коллег прояснить некоторые технические моменты вологодского кружева. В Вологде откликнулись на просьбу и провели семинар с теоретической и практической частями. В ходе семинара гостьи смогли сплести простую птичку в вологодских традициях.

А недавно в музее принимали американскую коллегу Кэтрин Данливей, сотрудницу Кливлендского музея искусств и специалиста по тканям и текстилю. «Она связалась с нами и рассказала о том, что к ним в музей поступила коллекция кружева, и некоторые экспонаты они опознали как предположительно вологодские, – рассказывает Наталия. – Американка попросила о возможности поработать в наших фондах, и мы её пригласили. Подобные запросы от коллег из разных стран мы получаем довольно часто. Мы провели для Кэтрин Данливей мастер-класс, поскольку она и сама плетёт кружево. Общение было очень познавательным».

Кэтрин Данливей изучает вологодское кружево. Фото предоставлено Музеем кружева (Вологда)

Читайте также: Творцы красоты

«Подходили с лупой, разглядывали»

Среди тысяч кружевных полотен, созданных вологодскими мастерами, есть своя Мона Лиза. Кружевная птица стала символом не только промысла, но всего вологодского края. Автор птицы Ангелина Ракчеева отдала кружеву 40 лет и сегодня передаёт мастерство и опыт молодым мастерам.

Произведения Ангелины Николаевны выставлялись в Лувре и других ведущих галереях мира. Она открывала выставки вологодского кружева в Финляндии, Австрии, Югославии, Индии, Голландии и других странах.

Вологодское кружево с его уникальной техникой прогремело на всю Европу почти сто лет назад – в 1925 году произведения мастеров завоевали золотую медаль на Международной выставке в Париже. Потом были повторная победа в Париже и триумф в Брюсселе – вологодской кружевной картине «Русские мотивы» присудили Гран-при международной выставки.

Но настоящая мировая экспансия вологодского кружева началась в 1970-е и 1980-е годы, и Ангелина Ракчеева стояла у истоков этого кружевного «завоевания» мира.

– Моя самая первая зарубежная выставка была в Австрии в 1980 году, – рассказала она «Русскому миру». – Там я рассказывала о нашем кружевоплетении, рассказывала об экспонатах, проводила экскурсии. Запомнилось, что выставка произвела настоящий фурор. Выставка была международная, но больше всего зрителей было у наших витрин. Иностранцы удивлялись, что наше кружево такое тонкое, а работы такие огромные. И что всё выплетено руками. Специалисты приходили с лупами, разглядывали.

Своё мастерство Ангелина Ракчеева передаёт дочерям Евгении и Юлии (на фото). Фото: cultinfo.ru

Отголоски той выставки в Вологде ощущались не один год – приходили отзывы на разных языках, вопросы, просьбы. Да и спустя много лет к Ангелине Ракчеевой подходили иностранные туристы и сообщали: «Я ваши работы ещё в Австрии видел».

Но самой запоминающейся в жизни мастера, по её собственному признанию, стала выставка в Финляндии 1984 года. «В финском городе Раума каждый год в начале июля проходит кружевной праздник, а ещё меня поразила скульптура кружевницы, которая там установлена, – говорит Ангелина Ракчеева. – И на праздничной неделе гости возлагают гирлянды цветов к этой скульптуре. Неплохо бы и в Вологде подобную установить».

В Финляндии искусство вологодских кружевниц снова получило высочайшую оценку специалистов. И опять отмечали мастерство и тонкость работы, а также огромный размер вологодских полотен. «Наши работы – это коллективный труд, а в Европе, в основном, индивидуальный, – говорит мастер. – Отсюда и размер». Другой секрет русского кружева – в Вологде и других городах с ним работают дипломированные художники, а за рубежом мастерицы плетут в свободное от основной работы время.

Без языкового барьера

Многие из них просили вологжанок поделиться умением, с некоторыми завязывались дружеские отношения на десятилетия. «С кружевницей Лией из голландского Зволле мы общались много лет, – говорит она. – Она мечтала приехать в Советский Союз, в Вологду – посмотреть, поучиться». Языковой барьер чудесным образом исчезал, когда женщины садились рядом и брались за коклюшки.

Те самые коклюшки. Фото автора

Этот язык понимают тысячи мастериц (да и мастеров – мужчин в кружевном деле тоже немало) по всему миру. В Вологде готовятся к большому международному кружевному форуму предстоящим летом. Во время прошлого все гости с трудом разместились на центральной Кремлёвской площади города.

Также по теме

Новые публикации

В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
Цветаева