Русский музей расширяет плацдарм для русского искусства
Светлана Сметанина13.02.2020
Весной этого года исполняется 125 лет со дня выхода высочайшего указа императора Николая II о создании в Петербурге Русского музея. Уникальность музея была в том, что экспонаты для его коллекции собирала буквально вся страна – от крестьян, даривших старинные предметы быта, до представителей высших сословий, передававших в фонд богатейшие собрания картин. Сегодня Русский музей осваивает новые территории – как в России, так и за рубежом. Подтверждая тем самым, что для русского искусства не существует границ.
Идея создать в России музей национального искусства зародилась практически сразу после победы над Наполеоном. Тогда произошёл подъём национального самосознания, и в печати стали появляться публикации о необходимости открыть в России музей национальной истории и национального искусства. Но конкретные черты эта идея обрела уже при императоре Александре III. По воспоминаниям современников, он много говорил о том, что в Петербурге нужен музей русского искусства, тем более что в Москве уже открылась Третьяковская галерея. Но создать музей суждено было его сыну – императору Николаю II, подписавшему высочайший указ «Об учреждении особого установления “Русский музей Александра III”». «И это название с музея никто не снимал», – подчеркнул на пресс-конференции в ТАСС генеральный директор Русского музея Владимир Гусев.
В память об идейном основателе музея в Михайловском замке 12 февраля открылась выставка «Александр III: император и коллекционер». А торжественное открытие после долгой реставрации парадных залов Михайловского замка – Воскресенского, Большого Тронного, Галереи Арабесок, Апартаментов камер-фрейлины А. С. Протасовой – состоится в ноябре. Одновременно пройдёт и презентация нового раздела постоянной экспозиции «Сага о династии (Три поколения Романовых)» в открытых после реставрации залах. «Там будут вещи, которых никто раньше не видел», – пообещал Владимир Гусев.
Именно коллекция дома Романовых легла в основу Русского музея. Как рассказала заместитель генерального директора Русского музея по научной работе Евгения Петрова, дар Николая II оказался самым большим – 300 произведений искусства. «Романовы делали государственный музей, поэтому относились не как к своей личной коллекции, а собирали крупных мастеров. Например, знаменитая картина Ильи Репина «Бурлаки на Волге» висела в гостиной у великого князя Владимира Романова», – рассказала Евгения Петрова.
Музей начинался с 2000 экспонатов – свой вклад внесли и «купец Плюшкин, и сенатор Лихачёв, и княгиня Тенешева». И это – беспрецедентная история по-настоящему народного музея, которая больше ни разу не повторилась. Сегодня в Русском музее более 400 тысяч экспонатов и каждый год их число увеличивается на 1,5 – 2 тысячи. «Наша коллекция – вся история русской культуры и история России в лицах, сюжетах и персонажах», – с гордостью отметил генеральный директор музея.
25 лет назад к столетию Русского музея была принята обширная программа его развития. И сегодня, по словам Владимира Гусева, музей представляет своего рода отчёт о проделанной работе. Если в 1995 году музею принадлежало три здания-памятника, то сегодня это уже 14. «Дворцов больше не предлагать», – пошутил по этому поводу Владимир Гусев. Общая площадь территории в 1995 году составляла три гектара, сегодня 31. Количество экспозиционных залов было 87, стало 262.
При этом музей прирастает новыми территориями не только в Санкт-Петербурге. В этом году отмечается пять лет создания филиала Русского музея в Малаге. Интересно, что этот молодой музей уже вошёл в двадцатку самых посещаемых в Испании. В этом году состоится открытие филиала в Кемерово – к юбилею Кузбасса. Уже есть договорённость с местным институтом культуры о подготовке кадров для этого музея. Культурно-выставочные центры Русского музея открыты в Казани, Ярославле, Мурманске, Саранске, планируется открытие в Когалыме.
С 2003 года существует спонсорская программа, помогающая создавать виртуальные филиалы Русского музея – 137 работают в России и 33 за рубежом. Два таких филиала действуют даже в Антарктиде – на российских антарктических станциях. Всего, таким образом, удаётся охватить более 4 миллионов человек в год. В самом же музее количество посетителей выросло за десять лет в 2,5 раза – до 2,5 миллионов человек.
Русский музей также является своего рода центром повышения квалификации российских музейщиков, которые приезжают сюда со всей России. А в России, к слову, порядка трёхсот художественных музеев.
Владимир Гусев рассказал и о многочисленных программах, созданных для различных категорий посетителей. Например, появились детские аудиогиды, где рассказы о картинах озвучивают актёры голосами героев мультфильмов. Для детей в музее также читают необычные лекции – например, «Математика и изобразительное искусство».
Также музей старается создать более доступную среду для людей с ограниченными возможностями: проводятся тактильные выставки для плохо видящих посетителей и специальные экскурсии для слабослышащих.
Нельзя не упомянуть и о 13 реставрационных мастерских Русского музея, в которых каждый год реставрируется более 4,5 тысяч произведений искусства.
Подводя итог минувших 25 лет, директор Русского музея наметил планы на будущее: «25 лет была мирная экспансия – мы расчистили плацдарм для русского искусства. В следующие 20 лет будет период освоения этого пространства».