EN
 / Главная / Публикации / Валерий Фальков: «Наши университеты становятся более конкурентоспособными»

Валерий Фальков: «Наши университеты становятся более конкурентоспособными»

Редакция портала «Русский мир»11.02.2020

Валерий Фальков

Развитие международных отношений в сфере науки и образования – один из ключевых государственных приоритетов. Как будет строиться международное научное сотрудничество с участием российских учёных и организаций? Как будет организован приём и работа с иностранными студентами в российских вузах? Продолжится ли развитие сети филиалов российских университетов за рубежом? Об этом рассказал новый министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.

На встрече с журналистами в МИА «Россия сегодня» министр назвал международное сотрудничество одним из приоритетов в работе ведомства.

По мнению чиновника, важность сотрудничества с ведущими научно-образовательными центрами мира нельзя недооценивать, учитывая, насколько амбициозные цели намечены. Это серьёзное улучшение места российских университетов в международных рейтингах, повышение их конкурентоспособности, почти двукратное увеличение иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, к 2024 году и ряд других.

– Наука интернациональна, и научный обмен должен осуществляться. В последние годы в этом направлении делалось много – это и открытие филиалов российских вузов, и взаимодействие по линии ЮНЕСКО, и целая программа повышения конкурентоспособности российских вузов, – отметил Валерий Фальков.

В прошлом году Минобрнауки издало приказ, который вводил сложную процедуру бюрократического согласования всех контактов российских учёных с зарубежными. Научная общественность отреагировала бурно, общее собрание РАН в ноябре 2019 года призвало отменить этот приказ, так как свободный обмен научными идеями является необходимым условием развития науки.

Новый глава министерства был категоричен: российская наука должна развиваться на принципах открытости.

– Приказ отменён..., – заявил Фальков. – безусловно, мы заинтересованы, чтобы сотрудничество развивалось на принципах открытой науки. Россия и российские учёные участвуют во всех крупнейших [международных] научных проектах.

Министр добавил, что специальный порядок взаимодействия с иностранцами всё-таки сохранится в тех отраслях и в отношении тех проектов, которые важны для обеспечения национальной безопасности. «Это мировая практика», – подчеркнул он.

Отдельно Валерий Фальков остановился на взаимодействии с ближайшими соседями России – странами СНГ. «Важно, что нас с соседями связывает общая история и судьба. Мы понимаем, что система высшего образования, образование вообще достались нам по наследству от одной страны», – отметил он.

Кроме того, с большинством этих стран уже налажено тесное взаимодействие в сфере науки и образования. Большое число студентов из стран СНГ учится в российских вузах. Например, в России учится 7,5 тыс. студентов из Киргизии, более 2,5 тыс. – из Армении, И каждый год эти цифры увеличиваются.

Развивается сотрудничество и на уровне вузов. За довольно короткий срок в одном только Узбекистане было открыто четыре филиала российских вузов, всего их там уже девять, и в ближайшее время откроется ещё четыре.

Но не СНГ единым – развиваются контакты и со странами дальнего зарубежья. Особенно активное сотрудничество, по словам министра, в ближайшие годы ожидается с Китаем. В. Фальков напомнил, что 2020-21 годы объявлены Годами российско-китайского научно-технического и инновационного развития. «Это большой проект. У нас огромное количество соглашений – несколько сотен, и уже выстроены отношения, между китайскими и российскими вузами», – отметил глава Минобрнауки.

Вообще, к задаче существенно увеличить количество иностранных студентов в России в министерстве относятся серьёзно. Министр сообщил, что количество бюджетных мест для студентов-иностранцев в российских вузах будет увеличиваться. «Мы ожидаем, что каждый год количество бюджетных мест для иностранцев будет увеличиваться», – заявил он. При этом, признаёт чиновник, пока далеко не каждый вуз, особенно в регионах, предоставляет возможность иностранцам учиться в своих стенах. Соответственно, одна из главных задач министерства, завил его руководитель, – выравнивание уровня столичных и провинциальных вузов в отношении доступности для иностранных студентов.

Это довольно серьёзный и комплексный вопрос – речь идёт и о создании конкурентоспособных образовательных программ, и об улучшении условий проживания студентов, возможностях их адаптации к новым условиям, а также упрощении процедур приезда и пребывания иностранных студентов в России. Кстати, совсем недавно, 6 февраля, Госдума приняла законопроект, разрешающий иностранным студентам-очникам работать во время обучения. Для многих из них легальная возможность заработка стала бы очень хорошим подспорьем к совсем небольшой стипендии.

И ещё один способ привлекать больше студентов – наладить прямой контакт между «потребителями» – иностранными абитуриентами – и собственно вузами. Сейчас большинство иностранных студентов в некоторых странах, как, например, в Индии, вынуждены пользоваться услугами посредников – консалтинговых агентств, даже не подозревая, что поступить в российские университеты можно напрямую, и это обойдётся значительно дешевле. Чтобы сломать эту систему, уверен министр, нужно активнее продвигать наши вузы на международных образовательных ярмарках и фестивалях.

Впрочем, для выстраивания действительно конкурентоспособной системы высшего образования России нужно привлекать не только студентов, но и учёных, компетентных преподавателей международного уровня. В министерстве эту задачу со счетов не сбрасывают. «Наши университеты становятся более конкурентоспособными, появляются масштабные проекты, которые привлекают иностранных учёных, мотивируют их. Таких крупных интересных проектов становится всё больше – создаются математические центры, три центра геномных технологий, будут создаваться научно-технические центры по приоритетным направлениям стратегии научно-технического развития – их будет не меньше девяти», – рассказал министр.

Также по теме

Новые публикации

120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
С 15 по 19 апреля в Тунисе при поддержке фонда «Русский мир» проходит Международный форум для преподавателей русского языка стран Северной Африки и Ближнего Востока TERRA RUSISTICA. Директор МАПРЯЛ Александр Коротышев рассказал, какие главные вопрос будут обсуждаться на форуме.
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.
Российские и зарубежные эксперты в области международных отношений, экономики, медиа и образования обсудили различные стороны взаимодействия России со странами Африканского континента – от сотрудничества в информационной политике до строительства АЭС и борьбы с наследием колониализма.
Как известно, Михаил Глинка, как и Пушкин,  создал «новый русский язык» – только в музыке. В год своего 220-летия великий русский композитор и европейская знаменитость Михаил Глинка получил «поздравление» от украинцев. В местном институте национальной памяти (УИНП) его объявили одним из «символов российской имперской политики».
К Международному дню движения Сопротивления в МИА «Россия сегодня» провели круглый с участием российских и зарубежных историков и экспертов. Они рассказали, что представляло собой движение Сопротивления в Европе и почему так важно сохранить память о нём.
Цветаева