Нескучный русский: март-зимобор
Тамара Скок01.03.2020
Вот и перезимовали. На дворе март. Наступает весёлое время. Почему весёлое? Потому что существительное весна и прилагательное весёлый одного корня.
Этимологические словари утверждают, что общеславянское весна (буквально – «время, когда живётся хорошо») той же основы, что и древнеиндийские слова vasantás (весна) и vasu (хороший). И действительно, с наступлением календарной весны мировосприятие становится более позитивным: в природе всё пробуждается, солнце греет сильнее. Хорошо!
Март – месяц переломный, в нём ещё много от зимы – март не весна, а предвесенье. От февраля март унаследует сильные ветры, в нём немало холодных дней и морозных ночей. Недаром говорят: пришёл марток — надевай двое порток. Но в то же время нельзя не заметить, как по-особенному чист и светел мартовский воздух, как ослепителен снег, ведь март и снегом сеет, и солнцем греет.
Зима надоела, все припасы подъела, пора её гнать со двора, вот март-зимобор с ней и борется. Воинственный месяц. И это не случайно. У древних римлян март был первым месяцем в году и получил своё название в честь Марса, бога войны (martius – буквально «месяц Марса»). В это время, как правило, римляне отправлялись в свои завоевательные походы. В славянской мифологии тоже есть сходные сюжеты: в конце марта чествовали воинственного бога Перуна-Громовержца, который убивал зиму, оплодотворял землю дождями и согревал её солнцем. После Перунова дня начинались не только первые посевы, но и ратные забавы, поскольку этот бог-воин олицетворял собой силу, мощь и воинскую доблесть, недаром его считали покровителем славянских князей и их боевых дружин. Подобно Перуну, март зиму убивает, весну зачинает.
У марта есть немало прозвищ, раскрывающих характер этого противоречивого месяца: уже упомянутый ранее зимобор, а также протальник, ибо под тёплыми лучами солнца появляются проталинки – места, свободные от снега; тает, истончается и лёд в водоёмах: на исходе марта щука хвостом лёд разбивает. Он и сухий/сухый (по-словенски март – sušec, а по-болгарски – сух), потому что осадков уже не так много, ветер подсушивает влагу, просыхает земля, и соковик (по-белорусски – сакавік), так как наступает время начала активного движения сока в деревьях. А ещё март – березень (по-чешски – březen), ибо в марте берёзы начинают наливаться сладким соком.
Март с водой, апрель с травой, а май с цветами. Это трио, именуемое предлетьем, проводит большую подготовительную работу, особенно старается март – ветронос, водотёк, грачевник, готовит плацдарм к наступлению апреля и мая, очищает от снега, питает и греет землю – где в марте вода, там в апреле трава. Считалось, что мартовская вода из талого снега обладает целебными свойствами, отбеливает кожу, избавляет от веснушек.
С мартом связано и такое понятие, как Плющиха, но не топоним, а день святой преподобной мученицы Евдокии, в народе именуемой Авдотьей Плющихой. Её именины отмечали 1 (14) марта и считали своеобразным переходом от старого к новому. В Толковом словаре В. И. Даля читаем: «Плющи́ха снег плющит настом». И действительно, под воздействием солнца, талой воды и тёплого ветра сугробы сплющиваются, делаются более плоскими. Называли Евдокию и свистуньей, есть тому два объяснения. Первое связано со свистящими звуками весеннего ветра, когда сама природа свистит, а второе – с обычаем славян дуть в глиняные свистульки, призывая тепло и птиц: жаворонков – в поля, ласточек – в дома, соловьёв – в сады. В это же время пекли маленькие булочки в виде птичек, символизировавших весну, пели призывные песенки: «Лето, лето, вылезай из подклета!». На Плющиху у женщин возобновлялись ткацкие работы, т. к. день увеличивался, света прибавлялось, да и сильная половина без дела не сидела – пришли Евдокеи – мужику затеи: соху точить, борону чинить.
Но есть у деятельного марта и другая сторона: красок у него не так много («Март – черно-белый месяц…»), погода неустойчивая, настроение переменчивое, промозгло и слякотно кругом. У людей чувствительных, ранимых, склонных к ипохондрии наступает период депрессий и душевных метаний. Как в этой связи не вспомнить гоголевские «Записки сумасшедшего», в которых свихнувшийся столоначальник, он же «испанский король Фердинанд VIII», фиксирует дату и время: «Мартобря 86 числа. Между днём и ночью». Гоголю вторит Иосиф Бродский, написавший полное любовной тоски, одиночества и отчаяния стихотворение «Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря».
Однако сила жизни неизбывна, и весной мир полон радостных надежд. В старинных весенних закличках звучат простые человеческие желания:
Ой, весна-красна, что ты нам принесла?
Короб житушка, два – пшеничушки,
Малым детушкам – по яичушку,
Красным девушкам – по перстенёчку,
Молодым молодушкам – по детёнышку,
Старым старушкам – по рублёвику.
И эти ожидания веками не меняются, хоть весна и время перемен.