EN
 / Главная / Публикации / Нескучный русский: зумиться на удалёнке

Нескучный русский: зумиться на удалёнке

Тамара Скок09.04.2020

Фото: thesib.ru

Современная система образования переживает непростые времена. Консервативные методы преподавания, которые ещё держались на плаву в традиционной школе, резко обнаружили свою неактуальность. Жизнь требует новых результативных форм обучения.

Вынужденные карантикулы закончились и появились новые форматы деятельности - учёба на удалёнке, бизнес на удалёнке, школа на диване, школа в пижаме. Оценки и «домашка» стали менее значимыми, самое важное теперь – получить знания. Самоизоляция сыграла на руку самообразованию.

На первый план выходят те ресурсы, которые способны эффективно работать. Стало ясно, что нужны новые, во-первых, надёжные технически, не зависающие от объёма информации, а во-вторых, удобные и с отличным контентом платформы для школьников и студентов. Если до недавнего времени интернет-ресурсы были альтернативными образовательными площадками, то теперь стали основными. Программисты шутят, что этот рывок обеспечен на 20% IT-специалистами и на 80% - коронавирусом. И наверняка в ближайшее время появятся принципиально новые образовательные платформы, дающие возможность получать целый комплекс нужных сведений по тем или иным предметам, темам, направлениям обучения.

В этих условиях в образовательной среде приходится пересматривать и нормы общения, потому что привычные формы взаимодействия оказываются неактуальными. К примеру, объяснение новой темы полусонной учительницей по старинке, без использования наглядности и приёмов дистанционного обучения вызывает зевоту у учеников и справедливые нарекания со стороны родителей, которые сегодня стали активными участниками образовательного процесса, причём сразу в нескольких ипостасях: как тьюторы, как обучающие и как учащиеся. Если ребёнку непонятна тема, родители находят в интернете видеоуроки, учебные фильмы, выбирая самые интересные и качественные, и нередко сами заново в ходе совместного просмотра с детьми осваивают (и не без удовольствия) школьный материал.

Технические сложности объединяют, заставляют работать в команде, договариваться, например, сколько времени за компьютером проводит работающая на удалёнке мама, а сколько ребенок, или как лучше отправить домашнее задание на проверку учителю – через портал, по электронной почте или в WhatsApp. У преподавателей и учащихся, пользующихся конференц-связью Zoom, в лексиконе появились глаголы зумить, зумиться по аналогии со скайпиться, чатиться. Эти новые глаголы в зависимости от контекста обрастают приставками: пора пойти ПОзумить, надо ЗАзумиться, мы уже ОТзумились. Появилось шутливое существительное беззумие, когда видеосвязь по каким-либо причинам прерывается. От переизбытка информации зум за разум заходит.

Новые формы образования, новая лексика, новые роли участников образовательного процесса – всё это сложно и очень интересно. А ещё самообразование требует осознанной самоорганизации. Теперь нужно самому выбирать, в какое время выполнять задания, вычислять для себя наиболее продуктивные часы работы, выстраивать режим. Не надо рано вставать, тратить время на сборы и дорогу. Можно позволить себе работать в своём темпе, сосредоточиться на деталях, остановить своё внимание на сложных элементах и т.д. Сознательные школьники и студенты отмечают, что свободного времени у них стало больше, а эффективность работы увеличилась. Многие поняли, что самоизоляция может быть не только тотальной, жёсткой, строгой, полной или вынужденной, но и полезной.  

Также по теме

Новые публикации

В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
Цветаева