«Дистант» как новая возможность: школы, у которых получилось
Светлана Сметанина27.04.2020
Московский международный салон образования, который регулярно проводится в конце апреля в Москве, открылся и в этом году, но – в режиме онлайн. Понятно, что одной из главных тем стало обсуждение того, как школы перешли на новый формат работы в дистанционном режиме. На круглом столе «И вот мы вышли в дистант: школы, у которых получилось» ведущие школы Москвы и Санкт-Петербурга рассказали о своём опыте работы.
Модератор дискуссии заместитель министра образования Московской области, учитель математики Наталия Киселёва предложила подвести своеобразные итоги прошедших 42 дней в самоизоляции. На её взгляд, происходящий сегодня переход на обучение в онлайн-режиме уже не остановить, и он продолжится в будущем, когда ситуация нормализуется. А школы, директора которых собрались ранним утром в онлайне, чтобы поделиться своими практиками, продолжат задавать тон в дистанционном обучении.
Отвечая на вопрос модератора, на что в первую очередь пришлось обратить внимание, директор московской Новой школы Кирилл Медведев отметил несколько важных моментов. Школа должна выступать как лидер с точки зрения эмоциональной устойчивости. «Очень быстро стало ясно, насколько важна школа как институт для ребят и родителей», – считает Кирилл Медведев. В Новой школе сразу после перехода на дистанционное образование запустили канал в «Инстаграм» для учеников, чтобы сфокусировать энергию на совместном творчестве. Также в онлайн перешла вся внеклассная деятельность – кураторские встречи, защита проектов, театральный фестиваль.
Кроме того, по словам директора Новой школы, большая роль отводится системе разносторонней поддержки – психологическая служба, тьюторская, институт кураторов. «Первые недели нагрузка на них возросла в разы. Эти службы работали в авральном режиме и закрыли огромное количество тревоги», – подчеркнул директор. Стало ясно, что далеко не каждый человек готов к таким переменам. Поэтому регулярно проводились онлайн-встречи с детьми и собрания с родителями, а также педагогические семинары с учителями, которым тоже была нужна поддержка. «Очень важно сохранение ритма в течение дня, недели и образовательного модуля в целом. Это нужно, чтобы было проще в новых реалиях сохранять наработанные навыки. Также важно делать спортивные паузы», – поделился Медведев.
Директор Гимназии имени Е. М. Примакова Майя Майсурадзе рассказала, что вся школа охвачена дистанционным образованием, включая и дошкольное отделение. Это 600 занятий, на которых присутствуют более 120 тысяч пользователей. Сразу стало ясно, что онлайн-формат не равен офлайну – это касается и длительности урока, и пауз для глаз.
Читайте также: «Мы с нетерпением ждём живой встречи с нашими детьми»
«Потребовалась поддержка педагогам, поскольку не каждый был готов выйти в эфир, понимая, что на него сморит огромная аудитория. Мы ввели чек-лист урока и просмотр его несколько раз в неделю со стороны администрации, чтобы оказать методическую помощь по перестройке урока», – рассказывает Майсурадзе.
Очень важно не терять контроль над тем, как чувствует себя ребёнок в процессе занятий. Для этого в гимназии разработали модель измерения включённости в образовательный процесс.
На взгляд директора примаковской гимназии, нынешний период вполне может стать временем возможностей: «Это время поверить, что онлайн-форматы имеют право на существование. Это взгляд в будущее – в новый учебный год и понимание, что часть программы может проходить в удобном режиме, а также выстраивание внутренних дедлайнов в онлайн-формате». Новой находкой оказалось и проведение приёмной кампании онлайн.
И ещё очень важный момент: начиная с этой недели на Общественном телевидении стартуют телеуроки, которые записаны учителями примаковской гимназии. Это более 350 занятий для 9–11 класса, которые позволят подготовиться к предстоящей итоговой аттестации.
Директор Президентского физико-математического лицея № 239 из Санкт-Петербурга Максим Пратусевич считает, что очень важно сохранять привычное расписание: «Не стали переделывать расписание: в 9.15 первый звонок как обычно. Должна быть константа, когда всё рушится».
Эффект от перевода в онлайн – резко повысилось взаимообщение учителей. Они организовали чат, где общаются и обмениваются решениями и историями. После первых двух недель перенесли в онлайн и творческие активности. Также он уверен, что онлайн-обучение останется как дополнительное, но не основное образование. «Раньше были идеи по поводу того, как всё перейдёт в онлайн. А сейчас происходит крушение иллюзий по этому поводу. Дети хотят ходить в класс. Это важный психологический момент», – уверен Пратусевич.
Директор Лицея НИУ ВШЭ Дмитрий Фишбейн признался: пока не очень понятно, что является измерителем того, что получилось и что не получилось. «Хотел бы сказать про свои наблюдения и эффекты. Дети и родители жалуются на перегруженность в дистанционном обучении. Но на наш взгляд, учителя просто стали делать всё, что должны делать. Поскольку дистант дисциплинирует. История прозрачная – в каждый момент можно посмотреть, какие материалы давались и так далее», – отмечает Фишбейн.
Как это влияет на участников процесса? На его взгляд, есть перегруженность из-за того, что очень много даётся заданий. «Мы считаем, чем больше, тем лучше – это наша российская традиция. Но в этой ситуации дистанта надо проанализировать объём, который мы даём детям и нужно ли это», – полагает он.
Дополнительная нагрузка появилась и у учителей – организация урока, внесение задания в электронный журнал, проверка заданий. И в лицее придумали приглашать студентов университета, которые могли бы разгрузить преподавателей от дополнительной нагрузки.
Также Дмитрий Фишбейн призвал не драматизировать происходящее: «Убеждён, что всё зависит от нашего отношения к этим сложным временам. Как известно, Гашек и Кафка жили в Праге в одно время. Но их восприятие мира было противоположным. Нужно смотреть на сегодняшнюю ситуацию как на возможность».
Модератор Наталия Киселёва в свою очередь отметила, что Министерство образования Московской области находится на связи со своими коллегами практически со всего мира: «Еженедельно созваниваемся с учителями из 160 стран, пишем рекомендации совместные, обмениваемся опытом, рассказываем, с какими сложностями сталкиваемся.
Генеральный директор образовательной платформы «Лекториум» (Санкт-Петербург) Яков Сомов считает, что в нынешней ситуации есть две истории. С одной стороны, всё происходит в пожарном режиме – всех пытаются научить проводить вебинары. Но если все вернутся опять в классы, непонятно зачем это делать. Есть, однако, и другой важный момент: за этот период работы в онлайне все получат привычку к новому инструменту. А как только что-то становится привычкой, появляется запрос на долгосрочную стратегию.
«Раньше дистанционное образование было уделом энтузиастов и тех, кто учился таким образом вынужденно. А сейчас лучшие учителя работают с лучшими учениками. И значит, появятся новые практики работы в таком формате», – уверен Сомов. Возможно, именно лучшие школы начнут создавать собственный контент, который потом могут использовать все остальные. А возможно, и сами эти ведущие школы откроют для себя новые возможности, как изменять образовательный ландшафт под задачи работы с талантливыми детьми.