Наталья Вензон: «Учим детей любить свои корни»
Юлия Горячева15.06.2020
В мае 2020 года состоялось первое заседание новой общественной организации – Ассоциации русских школ в США. Организатором ассоциации выступил Координационный совет российских соотечественников в США совместно с культурно-образовательным центром для русскоязычных семей в Кремниевой долине «Россинка» (Rossinca). О новой организации и её задачах мы поговорили с президентом «Россинки», членом КСОРС США Натальей Вензон. В 2020 году она вошла в список ста самых влиятельных женщин Кремниевой долины согласно рейтингу издания Silicon Valley Business Journal.
– В 2020 году начала работу Ассоциации русских школ в США. В чём идея Ассоциации? Почему, на Ваш взгляд, сегодня назрела необходимость в объединении русских школ Америки?
– Ассоциация русских школ в США – некоммерческая ассоциация русскоязычных образовательных учреждений, основанная в 2019 году при содействии Координационного совета организаций российских соотечественников США (КСОРС).
Основные цели и задачи Ассоциации русских школ в США фокусируются на вопросах сохранения и развития русского языка в семьях соотечественников, ознакомления жителей других стран с богатством русской культуры, а также распространении идей о взаимопонимании культур, которое ведёт к сохранению мира на Земле.
Мы хотим, чтобы запросы семей соотечественников, проживающих за границей, по обучению детей и взрослых русскому языку, истории и культуре были осуществимы вне зависимости от места проживания, наличия или отсутствия развитого русскоязычного сообщества, наличия или отсутствия школ, педагогов или материальных возможностей.
– Сколько на сегодня членов в Ассоциации? Какие штаты они представляют?
– На сегодняшний день в Ассоциацию вошли 33 школы из штатов Аляска, Вирджиния, Джорджия, Дистрикт Колумбия, Иллинойс, Калифорния, Нью-Джерси, Нью-Йорк, Массачусетс, Мэриленд, Мичиган, Орегон, Северная Каролина, Техас.
– Что в ближайших планах Ассоциации?
– Создание базы данных русскоязычных образовательных учреждений; организация курсов повышения квалификации, конференций, семинаров и вебинаров для педагогов и администраторов русских школ; создание и распространение учебных материалов, соответствующих современным методикам преподавания, учебникам, методической литературе; создание виртуальной библиотеки в помощь педагогам, студентам и родителям, а также проведение ежегодной международной олимпиады по трём направлениям: русский язык, математика, естественные науки.
Мы убеждены, что, объединившись, сможем существенно помогать русскоязычным семьям и сообществам посредством образовательных и культурных программ, (включающих как долгосрочные проекты, так и отдельные мероприятия) в стремлении сохранить культурно-языковую идентичность.
Поэтому приглашаем вступать к нам в Ассоциацию билингвальные школы полного дня; государственные, чартерные, частные школы; субботние и воскресные школы; школы дополнительного образования, а также дошкольные учреждения (детские сады и группы подготовки к школе).
– Вы возглавляете Культурно-образовательный центр «Россинка», который выступил сооснователем Ассоциации. Расскажите о вашей школе.
– Школа наследия и культурно-образовательный центр «Россинка» объединяют более 120 семей. Все занятия у нас ведутся исключительно на русском языке.
«Россинка» была создана 11 лет назад в результате проекта по сохранению и дальнейшему развитию русского языка у детей дошкольного и школьного возраста Силиконовой долины. Мы с Эриком Вензоном, моим супругом, обратили внимание на то, что и в Сан-Франциско, и в Сан Хосе, а также других городах Силиконовой долины и залива успешно работают многочисленные русскоязычные сетевые и домашние детские сады, в которых дети говорят и занимаются только на русском языке. И на то, что, к сожалению, с началом обучения в общеобразовательных школах (с 5 лет) английский язык становится превалирующим. В русском же стремительно снижается словарный запас, появляется акцент, кальки с английских конструкций. Вообще резко снижается мотивация к использованию языка, а в некоторых случаях русский язык уходит совсем.
Супруг в течение последних 25 лет уделяет много времени развитию бизнес-проектов в разных странах, направленных на развитие и улучшение общественно значимых сторон жизни, в первую очередь, в области образования и заботы о детях. Он активно поддержал меня в стремлении создать образовательное пространство нового типа, направленное на изучение и поддержание высокого уровня русского языка. Сейчас муж является членом совета директоров школы «Россинка».
Наша основная задача – создание русскоязычного сообщества детей, родителей и педагогов. Мы хотим, чтобы наши воспитанники от двух лет и старше могли не только свободно говорить, читать и писать по-русски, но и, познакомившись с литературой, историей, музыкой и фольклором русскоязычных стран, народными традициями и обычаями, полюбили бы славянскую культуру и пронесли эту любовь через свою жизнь, передавая полученные знания детям и внукам. Мы учим детей не только красиво и правильно говорить на русском языке, но и любить свои корни и гордиться своим историческим наследием.
Помимо русскоязычных семьей Силиконовой долины, в нашу целевую аудиторию входят семьи, для которых русский язык является иностранным, и которые проявляют активный интерес к языку и культуре славянских народов.
– Как поддержать этот интерес?
– Англоговорящее население Силиконовой долины мы стараемся познакомить с красотой русской культуры, её традициями, музыкальным и литературным наследием; представители же русскоязычного населения могут с нашей помощью расширить свой кругозор, научиться уважительному и толерантному отношению к другим культурам.
Школа даёт возможность детям, для которых русский был первым и основным языком, продолжать обучение на высоком уровне. Вне зависимости от степени владения языком активный и пассивный словарный запас наших учеников расширяется, ведь они могут заниматься на русском языке музыкой, танцами, театром, природоведением, легоробототехникой, математикой, шахматами и фехтованием.
– Вы подчеркнули, что «Россинка» является культурно-образовательным центром для семей Кремниевой долины, где проживает немало состоятельных русских семей. А насколько сами русские мамы и папы озабочены сохранением русского языка и русского культурного бэкграунда у своих чад?
– Ещё 15 лет назад главной целью семей иммигрантов в Силиконовой долине была скорейшая ассимиляция на новом месте: изучение английского языка, законов, местной культуры, часто за счёт полного обрыва связей со страной происхождения. За последние восемь лет эта тенденция кардинально изменилась – всё больше и больше семей стремится к тому, чтобы их дети не только умели разговаривать на русском языке, но и хорошо читать и грамотно писать, а также знать историю, культуру и обычаи славянских стран.
– Как вы добиваетесь того, чтобы ребёнок, посещая основную американскую школу, захотел совершенствовать свой родной язык?
– Чтобы сохранять и совершенствовать язык, важно не только заниматься по специальной программе для детей-билингвов, а также уделять этому достаточно времени, когда ребенок активно говорит по-русски.
Время – это не только наиболее ценный, но и самый сложный ресурс для всех семей, особенно для детей-подростков, которые много времени проводят в общеобразовательных школах, серьёзно занимаются в спортивных секциях и посещают разнообразные кружки.
Для решения этой проблемы в «Россинке» была разработана концепция русскоязычной «программы продлённого дня», которая предполагает не только большое количество академических и творческих классов и программ, но также организацию довоза детей из общеобразовательных школ, горячий обед и помощь с выполнением домашнего задания. Для семей с работающими родителями важен тот факт, что к окончанию рабочего дня ребенок накормлен, домашнее задание сделано, дополнительные занятия прошли в одном здании. И дети продолжают учить и совершенствовать родной язык, общаться со сверстниками, узнавать свою историю и культуру, праздники и традиции, читать и обсуждать русскоязычную литературу: классиков и современников, играть в русском детском театре, изучать народный и современный танец и многое другое.