EN
 / Главная / Публикации / Сражался за правду. Как на Дону восстанавливают оригиналы произведений Шолохова

Сражался за правду. Как на Дону восстанавливают оригиналы произведений Шолохова

Максим Тищенко, Юлия Острогожская11.08.2020

Имя нобелевского лауреата Михаила Шолохова известно во всем мире. Особую память о нём хранят на Дону, любовью к которому Шолохов поделился с каждым своим читателем. Накануне 115-летия со дня рождения одного из самых известных писателей XX века рассказываем о его феномене и о том, как сегодня учёные воссоздают подлинники его произведений — какими они были до многочисленных цензурирований и редактирований, проведённых зачастую без участия автора.

Донские просторы

Места в районе хутора Кружилинского Вешенской станицы, где в 1905 году родился Шолохов, необыкновенные. Течение времени тут будто замедляется, а просторы и запахи трав не дают забыть о себе — побывав на Дону хотя бы один раз, понимаешь, почему Шолохов до конца жизни не променял донские степи на предлагаемое ему подмосковное Переделкино, построив семейное гнездо именно там, где родился и где до сих пор живут его потомки.

Дом, в котором родился Михаил Шолохов. Фото: Государственный музей-заповедник М. А. Шолохова

«Тяготеют ли нынешние Шолоховы к Вешенской? Безусловно, да, — рассказал внук писателя Александр Шолохов. — При первой возможности стараюсь вернуться сюда в Вешенскую и сейчас в ней нахожусь. Здесь живут моя мама, тётушка — старшая дочь Михаила Александровича. Младшая дочь живёт в Москве, но очень большое количество времени тоже проводит здесь, наши дети и внуки при первой возможности тоже стремятся попасть сюда».

Избежал смертельной опасности

В свое время считалось, что Шолохов, обласканный судьбой и властью, спокойно и благополучно прожил всю жизнь.

«Это впечатление совершенно обманчивое. На самом деле это совсем не так, — говорит Александр Шолохов. — Начиная с очень тяжёлого детства и юности, выпавших на время Гражданской войны, он столкнулся с очень тяжёлым становлением и существованием в литературе. Он писал о таких вещах, которые нужно было отстаивать, которые с трудом воспринимались многими руководителями. Вся история его произведений — это отстаивание его права на писательскую человеческую правду».

Михаил Шолохов на Лебяжьем яру в станице Вешенская, 1974 год. Фото: Государственный музей-заповедник М. А. Шолохова

Искренность, наверное, главное, за что Шолохова ценят и почему его произведения так много экранизируют даже спустя 80 лет — работу над «Тихим Доном» Шолохов закончил в 1940 году. За любовь к правде Шолохов, кстати, чуть не поплатился.

«В 1937 году от Дмитрия Гречухина, который позже станет руководителем ростовского управления НКВД, поступило поручение дать ход делу в отношении Шолохова. Шолохова обвиняли в организации восстания на Дону против советской власти. Гречухин действовал против Шолохова в связке с другим чекистом — Ефимом Евдокимовым. Он хотел "убрать" Шолохова, о чём сообщается в письме, которое хранится в фондах нашего музея. Дело разбирал сам Сталин, с Шолохова все обвинения были сняты. Но врагами народа были объявлены ближайшие соратники Михаила Александровича — Красюков, Луговой и Логачев, которых обвинили в совершении политических преступлений. Шолохов писал, заступался за них, ручался своим словом. Он вызволил их с Лубянки, и с них были сняты все обвинения, после чего их даже восстановили на своих местах работы. Спустя какое-то время Гречухина расстреляли — специально созданная комиссия установила превышение им своих полномочий. Евдокимова расстреляли в 1940 году», — рассказывает Лидия Слюсаренко, научный секретарь Музея-заповедника Шолохова.

«Читая и перечитывая "Тихий Дон" в советское время, я никак не мог понять, как коммунисты смогли допустить его публикацию, экранизацию, дать Шолохову Сталинскую премию, — говорит организатор шермиций (казачьи состязания — прим. ТАСС) Олег Николаев. — Я чувствовал, что сквозь строки читается симпатия автора к исстрадавшимся казакам, почти поголовно взявшимся за оружие, чтобы защитить свое право на жизни и отстоять свою честь».

«У меня хранится издание "Тихого Дона" 1955 года с иллюстрациями Сергея Королькова, — говорит художник, исследователь произведений Шолохова Максим Ильинов. — Я посмотрел тираж — 100 тыс. экземпляров. После всего, что произошло на Дону, после гонений, запретов, лагерей выходит огромная красивейшая книга. Это какая-то антилогика».

Тихий Дон

Несмотря на многочисленные доказательства, приведенные при жизни писателя и после его смерти, спекуляции о плагиате со стороны Шолохова при написании «Тихого Дона» не утихают до сих пор. Недоброжелатели упрекают Шолохова в чём угодно, но при этом полностью игнорируют простой факт: многое, о чём написал Шолохов, он видел своими глазами.

Скульптурная композиция Григорий и Аксинья, станица Вешенская. Фото: Государственный музей-заповедник М. А. Шолохова

«Если человек не знает ситуацию, явления, людей, профессию, очевидно, что если он и сможет что-то написать, то это будет нечто крайне поверхностное, — считает Шолохов-младший. — Это естественно в общем-то. Многие прототипы героев "Тихого Дона" вошли в роман под своими же именами и фамилиями. У нас есть очень интересное исследование, которое продолжается и сейчас, им занимаются сотрудники музея и люди, которые профессионально интересуются творчеством Шолохова».

О том, что роман буквально соткан из сотен судеб реальных людей, рассказал и краевед из Шолоховского района Юрий Карташов.

«У Григория Мелехова минимум два реальных прототипа. Первый — Харлампий Васильевич Ермаков, который в те страшные дни Верхнедонского восстания командовал 1-й дивизией восставших. Шолохов с ним неоднократно встречался и записывал его воспоминания, пока его не репрессировали, — рассказал Карташов. — Еще одним прототипом Григория Мелехова является Алексей Григорьевич Дроздов, брат которого, Павел Григорьевич, был командиром одной из сотен повстанцев. Шолохов был с ним лично знаком, хорошо знал его».

В частности, казнь Петра Мелехова и убийство большевика, которого его жена посчитала виновным в смерти мужа, взяты из реальной жизни семьи Дроздовых, говорит Карташов.

До сих пор верхнедонские хутора бьются за звание хутора Татарского. «По расстоянию он похож на хутор Семёнов Шолоховского района, а половина героев набрана из каргинских казаков, где Шолохов начинал все это писать. Мы многих своих предков узнаем в персонажах романа», — рассказывает Карташов.

Алексей Дроздов, 1910-е годы. Фото: Государственный музей-заповедник М. А. Шолохова

«Тихий Дон» и сегодня для донских казаков — практически летопись, с максимальной достоверностью повествующая о трагических событиях Гражданской войны на Дону.

«Работа по сбору исторических данных об описываемых событиях проведена просто колоссальная. Это и документы, и архивные источники, мемуары, устные воспоминания живых участников, — говорит Олег Николаев. — Все действующие исторические лица фигурируют в произведении под своими именами. Это атаманы Войска Донского Алексей Максимович Каледин, Петр Николаевич Краснов, донской партизан Василий Михайлович Чернецов, лидер повстанцев Павел Назарьевич Кудинов и многие другие герои Дона. Всё это вплетено в грандиозное полотно и запечатлено навеки для потомков».

Учёные Института мировой литературы РАН имени Горького в 2018 году выпустили научное издание романа «Тихий Дон», первый экземпляр которого передали президенту России.

«С шолоховской группой, которая есть в нашем отделе новейшей литературы, мы завершаем подготовку научного издания романа Шолохова "Поднятая целина", — рассказал ведущий научный сотрудник института Юрий Дворяшин. — Кроме того, мы запланировали юбилейную конференцию, правда, намереваемся провести её не в дни юбилея, а в начале сентября». Дворяшин добавил, что планируется издать и академическое собрание сочинений Шолохова, куда войдут «Судьба человека», рассказы, публицистика, письма писателя.

Они сражались за Родину

Еще одним произведением Шолохова, которое он пережил и неоднократно пропустил сквозь себя, и которое осталось не только на книжных страницах, но и на киноплёнке, стал роман «Они сражались за Родину».

Съёмки фильма «Они сражались за Родину». Фото: Анатолий Ковтун/ТАСС

В этом романе Шолохов тоже обратился к современному для него быту, воинской культуре и характеру казаков, считает руководитель Ростовского регионального отделения Поискового движения России Владимир Щербанов.

«Он не пишет о том, откуда все эти люди родом, но хорошо передаёт, какие это люди. Мы анализировали боевой путь казаков, которые в годы Великой Отечественной войны воевали в кавалерийских частях, а также в пехоте, артиллерии, авиации, танковых войсках, — отметил Щербанов. — И где бы они ни служили, везде проявляется вот эта боевитость, задиристость, которую когда-то подметил даже Наполеон. И Шолохов это прекрасно передаёт в своих произведениях не только о Гражданской войне, но и в романе "Они сражались за Родину"».

Скульптура «Казакам Тихого Дона», хутор Кружилинский. Фото: Государственный музей-заповедник М. А. Шолохова

«Это была его вторая война, можно сказать. Он писал эту историю, будучи уже зрелым человеком, когда и жизненный опыт побольше, и нервная система уже подрасшатанней, когда трудно переживать все те ужасы и все человеческие трагедии, которые происходят вокруг тебя, — делится Александр Шолохов. — В одном из интервью Михаил Александрович, говоря о работе над романом "Они сражались за Родину", это где-то в 70-х годах было, сказал, что трудно идёт работа».

Шолохов, который войну прошел военкором, тогда говорил, как сложно подняться над миллионами личных трагедий, чтобы начать говорить о большом полотне, об эпохальных событиях, о значении всех тех событий, которые происходили.

«Один из случаев он сам описывал. Беседовал с бойцами, среди них были отец и сын, сибиряки, охотники. Это середина войны уже была. Они прошли до этого дня без царапины, будучи охотниками-промысловиками, очень успешно воевали. Эту беседу прервал начавшийся бой, прозвучал сигнал "К атаке", они пошли в эту атаку и погибли. Вот представьте, это же надо пропустить через себя. "Осмыслить" — это какое-то очень холодное слово, именно пропустить через себя, пропустить повторно для того, чтобы описать такое. Конечно, это тяжело», — вспоминает Александр Шолохов.

Михаил Шолохов на командном пункте, 1941 год. Фото: Георгий Петрусов/ТАСС

Сегодня никто точно не скажет, сколько подобных случаев видел Шолохов за четыре года войны. Но, без сомнения, всё это прошло через душу писателя, став основой для рассказов о простой человеческой правде.

Две войны, борьба за правду и право быть писателем не прошли бесследно. «На склоне лет Михаил Александрович, например, когда какая-нибудь душевная хорошая песня или музыка начинала звучать, просил сразу выключить телевизор или радиоприёмник, потому что его начинали душить слезы. Такая обнаженная нервная система», — вспоминает Александр Шолохов.

Однако, говорит Александр, несмотря ни на что, дедушка сохранил невероятное жизнелюбие, жизнерадостность, любил юмор и ценил его в других.

Михаил Шолохов на охоте, 1975 год. Фото: Василий Турбин/ТАСС

«Общение с ним никогда не было скучным или печальным. Он совершенно не переносил какого-то мрачного настроения или тона в семье, в окружении, всегда старался это вывести на жизнеутверждающий тон. Это не дурачок-весельчак, совсем не так. А человек, который совершенно не подвержен унынию сам и не признает его в окружающих», — отметил Шолохов-младший.

Поднятая целина

Еще одним эпосом, сложенным из человеческих судеб, стал роман «Поднятая целина». Нынешней весной он вновь показал свою актуальность, на этот раз благодаря телеверсии романа Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза», который вызвал немало споров.

«"Поднятая целина" в современных условиях проявляет во всей полноте свою актуальность, я бы сказал — даже злободневность, — говорит литературовед Юрий Дворяшин. — Не случайно такое событие, как коллективизация, и в кино, и в художественной литературе привлекает особенно острое внимание читателей и зрителей. По поводу "Зулейхи" сколько разного рода суждений. Между тем "Поднятая целина" Шолохова дает ответы если не на все, то на многие вопросы, которые в этой связи возникают».

Эксперт считает роман своеобразной энциклопедией начального этапа коллективизации.

«Там отмечены буквально все самые существенные ключевые эпизоды, которые в реальности происходили на всей территории Советского Союза. Шолохов их передал с удивительной точностью и правдивостью. Если мы хотим знать ответы на многие вопросы или по крайней мере владеть материалом для размышлений об этом событии, надо читать "Поднятую целину"», — уверен Дворяшин.

С 30-х годов роман неоднократно переиздавался. «Часто без участия писателя в роман вносились какие-то коррективы, что-то сокращалось, что-то добавлялось или изменялось. Наша задача — вернуть этому роману первозданную его свежесть и красоту, — отметил литературовед. — Сейчас очень важно, это поставлено одной из приоритетных задач Института мировой литературы, подготовить комментарии к произведениям Шолохова, в первую очередь к двум его романам — "Тихому Дону" и "Поднятой целине". Задача необыкновенно увлекательная, сложная, но я думаю, что решение этой задачи позволит ответить на многие вопросы, которые есть у читателей в связи с именем Шолохова».

Казачье подворье, хутор Кружилинский. Фото: Государственный музей-заповедник М. А. Шолохова

Есть у учёных и еще одна цель — донести до широкой читательской аудитории подлинный личностный облик Шолохова, факты и обстоятельства его жизни.

«С удивлением обнаруживаю иногда людей, рассуждающих о том, кто написал "Тихий Дон". Когда спрашиваешь, читали ли они роман, оказывается, что в лучшем случае просматривали в школьные годы. Так вот надо начать с изучения творчества и его произведений, тогда всё встанет на свои места», — подчеркнул литературовед.

Роман под открытым небом

Государственный музей-заповедник М. А. Шолохова включает объекты, расположенные в трёх районах Ростовской области, а также Шолохов-Центр, который находится в Ростове-на-Дону. Постоянно действуют 17 экспозиций, меняются выставки, рассказывающие о жизни и творчестве писателя.

«За 35 лет, возраст довольно юный для хранителя вечных ценностей, мы стали одним из самых динамичных музеев не только в России, но и в мире», — рассказывает директор музея Ольга Анистратенко.

Концепция у музея красивая — роман под открытым небом. То, что здесь происходит, сложно назвать делом или ремеслом, это миссия, которую с большим трепетом исполняют музейные работники в Вешенской.

Побывав в старом доме в Вешенской, узнаешь о написании первых книг Шолохова — «Тихого Дона» и «Поднятой целины». Ещё одним знаковым местом является усадьба, где семья писателя жила с 1949 по 1984 год и где Шолохов завещал себя похоронить — на высоком берегу Дона.

«Мы завершили большие ремонтно-реставрационные работы в нашем главном объекте. Сейчас готовим его к открытию, возвращаются музейные предметы в исторические интерьеры. Как только позволит эпидемиологическая ситуация, мы откроем двери возрождённой усадьбы для наших посетителей», — отметила Анистратенко.

Станица Вешенская. Фото: Государственный музей-заповедник М. А. Шолохова

Празднование 115-летия писателя должно было стать по-настоящему масштабным, возможно, даже превзойти 100-летие, когда в Вешенскую приезжал Владимир Путин. Но пандемия внесла коррективы.

«Мы планировали и открытие усадьбы, и "Шолоховскую весну", которой в этом году исполняется 35 лет. Надеемся, что ситуация нам позволит пригласить всех в Вешенскую на празднование, возможно, "Шолоховского лета" или "Шолоховской осени". Мы не теряем надежду», — говорит Анистратенко.

Усадьба Михаила Шолохова в станице Вешенской . Фото: Государственный музей-заповедник М. А. Шолохова

Часть торжеств музей решил перенести в онлайн. 24 мая начнётся онлайн-чтение романа «Они сражались за Родину». Читают его как известные артисты, деятели культуры, политики, так и учителя, врачи. Откроют эстафету внук писателя Александр Шолохов, губернатор Ростовской области Василий Голубев и советник президента России по культуре Владимир Толстой.

«До конца 2020 года проект будет реализовываться, за ним можно будет проследить на нашем сайте и на страницах в соцсетях», — отметила директор музея.

Источник: ТАСС

Материал представлен на IV Международный конкурс молодых журналистов
«Со-Творение»
,
объявленный в 2020 году фондом «Русский мир»

Также по теме

Новые публикации

Историки стран СНГ напишут общий учебник по истории Великой Отечественной войны. Такое решение – в первый раз в 2018-м в Минске, второй раз в 2019-м Москве и в третий раз в 2020-м году в Киеве – принято Ассоциацией директоров институтов истории стран СНГ. Какой это будет учебник, и кто по нему будет учиться – вопрос остаётся открытым.
С 19 сентября по 4 октября в Лейпциге проходит Межкультурная неделя под девизом «Вместе жить, вместе расти» (Zusammen leben, zusammen wachsen), программа которой включает более 100 мероприятий: лекции, спектакли, концерты, кинопрограммы, дискуссии, консультации, встречи, ток-шоу, литературные чтения, фестивали.
Всемирный день туризма в этом году омрачён пандемией, но «охота к перемене мест» у людей неистребима. Об этом свидетельствуют письма, дневники, заметки отважных и наблюдательных людей, в разное время и с разными целями рискнувших отправиться в далёкое путешествие.
В Херсоне местное управление СБУ призвало городские власти отказаться от проведения музыкального фестиваля-конкурса «Бархатный сезон». Ситуацию прокомментировал организатор фестиваля Александр Кондряков  – руководитель украинской общественной организации «Русская школа» и президент Международного педагогического клуба.  
120 лет со дня рождения выдающегося лингвиста Сергея Ожегова исполнилось 22 сентября. Главным научным достижением Ожегова стал всем известный «Словаря русского языка», который только при жизни лингвиста выдержал шесть переизданий, и продолжал совершенствоваться и пополняться даже после смерти учёного.
В истории открытия Антарктиды, 200-летие которого отмечается в 2020 – 2021 годах, ещё остались неизвестные страницы. Например, мало кто знает о человеке, без которого и экспедиция, и само открытие ледового материка могли бы не состояться. Речь о морском министре Иване Ивановиче де Траверсе.
В Эстонии, по разным причинам, с каждым годом увеличивается количество русскоязычных детей, поступающих в школы с эстонским языком обучения. Родители всё чаще встают перед проблемой – как сохранить идентичность ребёнка, дать ему хороший русский язык, знания по родной литературе и культуре. На эти вопросы отвечает директор Таллинской школы русского языка Института Пушкина Инга Мангус.