EN
 / Главная / Публикации / От чего зависит грамотность?

От чего зависит грамотность?

Редакция портала «Русский мир»08.09.2020

Фото: inlearno.ru

8 сентября во многих странах отмечают Международный день грамотности. Праздник этот был установлен ЮНЕСКО ещё в 1966 году для борьбы с неграмотностью. Хотя и не так остро, эта проблема стоит перед человечеством и сейчас. Нам, привыкшим к тому, что все вокруг как минимум посещали школу, трудно осознать, что до сих пор каждый пятый человек в мире не умеет ни читать, ни писать.

По данным ООН, неграмотными остаются почти 800 млн. взрослых. Проблема состоит ещё в том, что темпы прироста грамотных людей заметно снизились. За сорок лет XX века, С 1950 по 1990 год, мировая грамотность увеличилась сразу на 20% - с 56 до 76%, а в конце прошлого столетия достигла 82%. Однако начиная с 2000 года этот показатель прибавил лишь 2%.

Исследователи объясняют этот показатель крайне низким уровнем развития стран Африки и Азии, где живёт подавляющее число неграмотных.

Однако есть и обнадёживающий фактор: среди молодёжи показатель грамотности значительно выше. На данный момент грамотными являются более 90% юношей и девушек, а ведь будущее за ними.

В России благодаря серьёзным усилиям, предпринятым ещё в Советском Союзе, неграмотность практически ликвидирована. Поэтому говорить можно лишь об относительной грамотности или неграмотности – о допускаемых в речи и на письме ошибках, но не только.

В наши дни важнее стало понятие функциональной неграмотности. Под этим термином понимается неспособность людей читать и писать на уровне, необходимом для выполнения простейших общественных задач. То есть человек может уметь читать и писать, однако с трудом излагает свои мысли и зачастую неспособен понять смысл текста, даже короткого, который не относится к его повседневной жизни. Такие люди часто плохо применяют полученные знания в жизни, а также отличаются общей культурной ограниченностью и даже настороженным отношением к культурной жизни. Именно функциональная неграмотность зачастую приводит к серьёзным техногенным катастрофам.

Знакомы с этой проблемой и в России. Начиная с 90-х годов в нашей стране началось снижение грамотности. По данным на 2011 год лишь треть выпускников 11-х классов понимают содержание научных и литературных текстов. Оказывается, что школьники 50 – 60-х годов XX века читали больше и писали много грамотнее, чем современные. А значит, были более образованными людьми. А ведь не было тогда ни репетиторов, ни всевозможных обучающих программ и сервисов. Таковы реалии наших дней.

Итак, формально всеобщая грамотность вроде бы достигнута, но результат как-то не радует.

Для того, чтобы справиться с функциональной неграмотностью, уверены специалисты, нужно перестраивать учебные программы, чтобы от учеников требовалось меньше формальных и больше содержательных усилий; повышать уровень подготовки учителей и т. д.

Если же мы говорим о грамотности в повседневном смысле, то и здесь есть выход.

К примеру, во Франции на протяжении последних лет ежегодно публикуются показатели «Барометра Вольтер» (российский аналог мог бы называться «Барометр Пушкина» или как-то в этом роде). Это исследование, основанное на данных онлайн-сервиса, предлагающего возможность для заинтересованных людей повысить свою грамотность. А это тысячи пользователей.

Данные французских лингвистов довольно интересны – они поморгают понять, от чего вообще зависит грамотность. Оказывается, грамотность зависит от пола. Как правило, женщины грамотнее мужчин (50% против 46%). Есть и другие, порой странные, зависимости. Например,  более грамотны те, кто хуже ориентируется на местности. Ожидаемо чаще ошибки совершают те, кто привык проводить время перед телевизором, а вот владеющие древними языками, наоборот, реже, что тоже понятно.

Но главный вывод состоит в том, что принципиально важна младшая школа – именно в начальных классах формируется основа грамотности.

Добавим кое-что ещё. Конечно, грамотность зависит от многих факторов, но совершенно точно, и это признают все специалисты, не лишней будет привычка детей к регулярному чтению. Оно и внутренний мир развивает, и грамотность, а значит и успеваемость в школе, улучшает.

В России эту проблему понимают и активно борются с ней – в стране проводятся самые разные, от локальных до федеральных, конкурсы и фестивали, задачей которых является приобщение детей к чтению. Никуда, разумеется, не делась и школа с её уроками русского, литературы и рекомендованным списком книг для чтения летом.

И всё же главной в этой борьбе всегда будет семья. От родителей и их усилий по преимуществу зависит то, вырастет ли ребёнок грамотным и образованным или не очень. Здесь, несмотря на все современные технологии, а часто вопреки им всё осталось по-прежнему. Как сто и двести лет назад. И, наверное, по-своему это неплохо.

Также по теме

Новые публикации

Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
Цветаева