EN
 / Главная / Публикации / «Континент Россия». Идеология российского государства

«Континент Россия». Идеология российского государства

Светлана Сметанина09.09.2020

Есть ли идеология у современного российского государства? И если есть, то какая? Ответ на этот вопрос пытаются дать авторы книги «Идеология русской государственности. Континент Россия». Многих, наверняка, удивит вывод о том, что эта идеология не только существует, но и практически не менялась за последние 500 лет.

Идеология существует всегда

В предисловии к книге её авторы – философ Тимофей Сергейцев, политолог Дмитрий Куликов и адвокат Пётр Мостовой – объясняют, что побудило их заняться поиском русской государственной идеологии. Это – желание понять, «чего мы не хотим лишиться ни при каких обстоятельствах». «Это было попыткой осмыслить, чем является история нашей страны и нашего народа для нас самих, а значит – понять и своё собственное место в ней. Необходимо знать, кто мы такие, откуда и куда идём. В противном случае ничего у нас не будет. Всё отберут чужие. Потому что только у личности, у того, кто твёрдо знает, кто он и как его звать, в принципе могут быть какие-то права», – объясняют авторы.

«Идеология русской государственности. Континент Россия». Фото: ozon.ru

На презентации книги в РИА «Новости» Тимофей Сергейцев подчеркнул, что главный тезис книги заключается в следующем: идеология – это не символ веры и не словесные формулы, а знание о том, как организовывать государство и строить общество.

По мнению Дмитрия Куликова, идеология существует всегда, она как воздух. Но по этой причине её могут не осознавать. И значит – нужно её зафиксировать, сделать заметной и понятной. В нескольких словах идеологию русской государственности можно объяснить так: «Русское государство служило, служит и должно служить в будущем делу становления и развития русской многоэтнической и многоконфессиональной цивилизации. В этом его предназначение», – уверен Куликов.

Что касается понятия русской цивилизации, то таким образом описывается самодостаточная форма существования человечества. И цивилизаций в истории человечества было не так много. По мнению Дмитрия Куликова, цивилизация всегда имеет надэтническую сущность. Поэтому в данном случае слово «русский» – это цивилизационный признак, а не этнический. Как и «китайский», например. По мнению авторов, Китай также строит свою цивилизацию. А вот США, хотя и претендуют на мировое лидерство, пока даже не приблизились к постановке такой задачи.

Знание об идеологии необходимо каждому гражданину, уверен в свою очередь Пётр Мостовой: «Каждый человек должен на что-то опираться, строя свой жизненный путь. Человек становится гражданином тогда, когда принимает на себя историю этой страны и становится её участником».

Этапы развития Российского государства

В книге приводятся четыре основных фазы единого исторического развития Российского государства, на каждой из которых решался свой комплекс задач. Первая фаза: «Долгое государство Ивана III Великого». Это строительство государства – собирание земель и формирование государственного устройства.

Территория Великого княжества московского в 1533 г. Фото: libmir.com

Вторая фаза – «Долгое государство Петра Первого Великого». На данном этапе шло осознанное имперское строительство. По словам авторов, в основе империи лежит цивилизация, общая для всех народов её составляющих. Но на данном этапе сложился разрыв между основной массой народа, составляющего основу империи, и правящими сословиями. «Не было не только взаимопонимания, но и элементарного знания об основах народной жизни. И это подрывало империю изнутри», – поясняют авторы свою мысль.

Третья – советская фаза: «Государство Ленина – Сталина». Но и здесь произошёл разрыв в общей конструкции между народным государством и политической монополией Коммунистической партии. Сегодня, уверены авторы книги, мы переживаем четвёртую фазу, которая состоит, как пояснил Тимофей Сергейцев, в процессе усвоения того позитивного, что было создано при СССР, и сохранении народного характера государства при укреплении суверенных оснований.

Авторы уверены: это своего рода открытие, что идеология оказалась единой на протяжении всего государства. И на самом деле неверно утверждать, что «в 1917 году кончилась одна история России и началась советская, а в 1991 кончилась история СССР и началась история новой России». В каждую из этих четырёх фаз запускались долгосрочные проекты развития нашего государства.

«Как цивилизация мы окончательно сложились в результате победы 1945 года. Это была точка кристаллизации и осознания себя как цивилизации. В 1945 году русский всечеловек, описанный Достоевским, победил европейского сверхчеловека, сформулированного Ницше и осуществлённого в Гитлере», – полагает Дмитрий Куликов.

Празднование победы на Красной площади. 1945 г. Фото: polkszao.ru

Неслучайные границы

Идеология русской государственности напрямую связана и с территорией России. Её размер – это следствие стратегии континентальной обороны, которая и была изобретена уже Иваном III в результате осмысления монгольского ига, объясняет Тимофей Сергейцев. «Монголы завоевали целый континент, и стало понятно, что оборонять меньшее пространство бессмысленно для нас, потому что до этого русские всё время отступали с юга на север. Иван Третий и проделал эту работу – объединил земли, потому что стало понятно, что мы сможем защититься только как большое пространство. Хотя это выглядит парадоксально – граница же больше становится. И мы доказали – в том числе и в самом беспощадном сражении в человеческой истории между гитлеровской Германией и Русской империей, которая тогда существовала как Советский Союз, – что это правильная стратегия», – уверен Сергейцев.

По словам авторов, книга написана для всех, а не только для специалистов. К примеру, в ней есть короткие части, которые кратко описывают её содержание. И также есть раздел под названием «Малая энциклопедия идеолога», где специально приведён разбор понятий и языка анализа.  

Также по теме

Новые публикации

120 лет со дня рождения выдающегося лингвиста Сергея Ожегова исполнилось 22 сентября. Главным научным достижением Ожегова стал всем известный «Словаря русского языка», который только при жизни лингвиста выдержал шесть переизданий, и продолжал совершенствоваться и пополняться даже после смерти учёного.
В истории открытия Антарктиды, 200-летие которого отмечается в 2020 – 2021 годах, ещё остались неизвестные страницы. Например, мало кто знает о человеке, без которого и экспедиция, и само открытие ледового материка могли бы не состояться. Речь о морском министре Иване Ивановиче де Траверсе.
В Эстонии, по разным причинам, с каждым годом увеличивается количество русскоязычных детей, поступающих в школы с эстонским языком обучения. Родители всё чаще встают перед проблемой – как сохранить идентичность ребёнка, дать ему хороший русский язык, знания по родной литературе и культуре. На эти вопросы отвечает директор Таллинской школы русского языка Института Пушкина Инга Мангус.
На территории Русского центра им. Н. И. Бородиной в городе Мерано провинции Альто-Адидже (Италия) прошла премьера литературно-театрального спектакля «Калейдоскоп» по рассказам Михаила Зощенко. Зрителями стали наши соотечественники и итальянцы, изучающие русский язык.
275 лет назад, 16 сентября (по старому стилю – 5 сентября) 1745 года, родился выдающийся российский военачальник и дипломат Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов. О военном таланте Кутузова, его заслугах в войнах с турками и Наполеоном знают все. Обратимся к чуть менее известным, но весьма примечательным фактам из жизни нашего великого соотечественника.
Сентябрь подтвердил опасения и тревоги учащихся бывших русских школ и их родителей в Латвии. На головы наших соотечественников в новом учебном году одновременно свалилось сразу три беды – компетентностная реформа, серьёзные языковые ограничения и перемены, связанные с эпидемиологической ситуацией.  
Член Всемирного координационного совета российских соотечественников Сильвана Ярмолюк-Строганова, с детских лет живущая в Аргентине, рассказала об истории своей семьи и отношениях в среде российских иммигрантов.