EN
 / Главная / Публикации / Тукдам – жизнь после смерти?

Тукдам – жизнь после смерти?

Редакция портала «Русский мир»23.11.2020

Многие, наверное, слышали разные чудеса о буддистских монахах – замедлении обмена веществ, регулировании температуры тела усилием воли, даже о левитации. О левитации не знаем, но работать с собственным сознанием буддисты уметь должны – в этом, собственно, и состоит их практика на пути к просветлению. Одним из таких «чудес», которые приписываются тибетским монахам, занялись российские нейрофизиологи. И недавно обнародовали интересные результаты своих исследований.

Фото: www.sunhome.ru

А началось всё в 2017 году, когда в Дели состоялась встреча представителей Российской академии наук с Далай-ламой. Встреча была посвящена природе сознания – фундаментального для буддизма знания и предмета научного интереса российских специалистов, изучающих мозг. Тогда обе стороны решили продолжить диалог и развивать сотрудничество в будущем.

Российскую науку в этих дискуссиях представляли ведущие учёные: академик Святослав Медведев, доктор биологических и филологических наук нейролингвист Татьяна Черниговская, член-корреспондент РАН и РАМН нейробиолог Константин Анохин, руководитель Института общей генетики имени Н. И. Вавилова РАН академик Николай Янковский, профессор МГУ, заведующий лабораторией нейрофизиологии и нейрокомпьютерных интерфейсов Александр Каплан.

Результатом встреч стала научная программа изучения медитации, провести которую российским учёным предложил сам Далай-лама. В двух буддистских монастырях, расположенных в индийском штате Карнатака, были созданы лаборатории, оборудованные привезёнными из России приборами. Здесь с помощью электроэнцефалографии учёные исследуют электрическую активность головного мозга монахов во время глубокой медитации. Программа рассчитана на годы, и в будущем предполагается открыть третий исследовательский центр – в предгорье Гималаев на севере Индии.

Руководит группой учёных академик Святослав Медведев, ранее много лет возглавлявший Институт мозга человека РАН. Вот что он сам говорит об этом эксперименте: «В 2018 году я участвовал в диалоге Далай-ламы и российских учёных на тему "Понимание мира". Он вспомнил нашу предыдущую встречу, мы долго беседовали, и он вдруг сказал: "Мне очень хотелось бы, чтобы вы попытались изучить состояние посмертной медитации – тукдам, с позиций западной науки"».

Что такое тукдам? Это особое состояние, объясняет С. Медведев, «когда тело опытного практика после его физической смерти не разлагается в течение многих дней и даже нескольких недель. Считается, что это происходит, когда практик умирает во время "глубокой" медитации. Собственно, слово "тукдам" и обозначает посмертную медитацию».

В том, что Далай-лама сам предложил провести такое исследование, нет ничего удивительного: склонность духовного лидера буддистов соединить древнее знание и современную науку хорошо известна.

Задача состояла в том, чтобы понять, что происходит с мозгом и телом во время тукдама, опираясь на объективные научные данные.

«Я слышал об этом и раньше, до нашего разговора, но, честно говоря, не верил, считал, что это мистика. В религии часто выдают желаемое за действительное. Но потом, в процессе работы в монастырях, мы начали собирать свидетельства очевидцев, монахов, которые наблюдали этот феномен. Настоятель одного из монастырей рассказал, что его учитель, поняв, что уже пришло время покинуть этот мир, собрал учеников, начал медитировать и примерно в течение часа ушёл. Причём как сидел в позе лотоса, так в ней и остался – с прямой спиной и головой. Позже наша научная группа получила возможность непосредственно наблюдать и исследовать эти состояния. Я сам видел тела умерших практиков – у них не было никаких трупных признаков, полное впечатление, что живой человек просто заснул, даже можно взять его за руку, поднять, опустить», – рассказал Медведев.

Таких историй, на самом деле, немало, и у тибетцев они не считаются чем-то удивительным. Вот, например, как описывает смерть своего отца известный учитель медитации Йонге Мингьюр Ринпоче в своей книге «Превращая заблуждение в ясность»: «Вернувшись в постель, он сел в позу медитации… Он улыбался и казался совершенно спокойным. А потом его дыхание начало замедляться… – выдохи становились всё длиннее, а вдохи короче, – пока совсем не остановилось. Его лицо было совершенно расслабленным, в нём было что-то радужное, перламутровое с красноватым оттенком. Вся комната наполнилась покоем. Его тело оставалось в позе медитации три дня, а затем постепенно начало крениться направо, пока не упало на бок. Мой отец часто повторял: “Для йогина болезнь – это наслаждение, а смерть – хорошая новость”».

Российские учёными проводят исследования в Центре исследований медитации и измененных состояний сознания (Индия). Фото: savetibet.ru

Помогают россиянам в их исследованиях сами монахи, и это значительно облегчает задачу учёных, поскольку работа ведётся в довольно закрытых сообществах и в очень интимной сфере. Помимо десятков волонтёров, учёные отобрали восемь монахов-добровольцев, которые были приглашены в Россию и прошли здесь стажировку в области нейро- и психофизиологии. Монахи-исследователи теперь и сами проводят некоторые исследования – пока под контролем российских нейрофизиологов. В исследовательскую группу, помимо руководителя проекта Святослава Медведева, также входят профессор биологического факультета МГУ Александр Каплан, руководитель отдела психологии и психофизиологии Института медико-биологических проблем РАН профессор Юрий Бубеев и другие российские учёные.

Каковы результаты эксперимента? Российские исследователи получили объективные данные в пользу существования феномена «посмертной медитации».

Святослав Медведев объясняет, что никакой мистики или лженауки в проводимых исследованиях нет: «По сути, мы говорим о патологоанатомическом исследовании мёртвых тел. Мы исследуем не жизнь после смерти, не буддийские состояния сознания, а объективно существующее состояние человеческого тела после зафиксированной медиками смерти».

Особенность тукдама заключается в том, что в течение какого-то времени после зафиксированной смерти распад тканей не происходит или происходит крайне медленно.

По словам учёного, объяснить этот феномен тем, что мозг на самом деле не умер и в нём происходит какая-то остаточная деятельность, которая и поддерживает организм в тонусе, нельзя: никакой мозговой активности нет, это подтвердили опыты.

Но учёные в чудеса не верят и сдаваться не намерены – на очереди новые исследования, на этот раз инвазивные (анализы крови, жидкостей тела и т. д.). По словам учёного, сейчас гипотеза заключается в том, что под влиянием медитации в организме монаха выделяются какие-то вещества, которые предохраняют клетки от разложения. Вот её и предстоит проверить в ближайшем будущем.

Выявлены и другие необычные способности монахов во время медитации: некоторые из них так глубоко уходят в себя, что вовсе перестают реагировать на внешние раздражители. Учёные лишь пожимают плечами, отвечая на вопрос, как им это удаётся. Ведь реакция на внешний раздражитель – один из основных эволюционных механизмов, который зашит на подкорке и, по идее, контролю не поддаётся. «Древний человек настораживался при любом неожиданном звуке, это был сигнал опасности. Такой механизм заложен в нас природой, он действует – и это показано в том числе во время исследований в нашем институте – даже у людей в состоянии комы. И самое важное, данный механизм, как считалось прежде, абсолютно не управляется сознанием. Никаким волевым усилием вы не можете его отключить. И вот мы впервые увидели, что это происходит при определённых медитациях», – рассказал Медведев.

Можно задаться вопросом, зачем нам все эти знания: каков практический результат? Учёные отвечают: во-первых, новое знание – само по себе ценность. А кроме того, разобравшись в механизмах медитации, мы сможем понять, как обычному человеку самому эффективно контролировать своё эмоциональное состояние, а возможно и состояние всего организма.

Известный нейролингвист, профессор СПбГУ Татьяна Черниговская уверена, что подобные исследования очень важны: благодаря им мы перекидываем мостик между миром идеального, миром сознания, и миром материального.

Пока учёные не в состоянии объяснить природу сознания – «откуда мысли берутся». Всё, что мы знаем, – это «просто констатация, что в то время, как человек думает то-то, в мозгу происходит то-то. Но каузальности (причинности) не выявлено, и непонятно, как это вообще сделать», –утверждает Черниговская. И вот именно такие «тонкие вещи» – как взаимодействуют тело и сознание – в конечном счёте и исследуют российские нейрофизиологи.

Также по теме

Новые публикации

Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
Цветаева