EN
 / Главная / Публикации / «История России является одной из наиболее интересных глав всемирной истории»

«История России является одной из наиболее интересных глав всемирной истории»

Светлана Сметанина21.12.2020

В Печском университете (Венгрия) уже более 15 лет работает научно-исследовательская группа МОСТ по изучению современной истории России и СССР. Её руководитель доцент Дьёрдь Бебеши не только преподаёт студентам российскую историю, но и организовал для них бесплатные курсы русского языка.

– Вы возглавляете научно-исследовательскую группу по изучению современной истории России и СССР. Это была ваша инициатива – создать такую группу? Почему возникла такая идея?

– Инициатива принадлежит ныне покойной Марии Ормош, академику, профессору, основательнице докторской школы по историческим наукам Печского университета. Она ещё в 2004 г. выдвинула идею создания исследовательского центра в области русистики-советологии под эгидой её докторской программы с целью иметь таковой и «в провинции». Дело в том, что историческая русистика после смены политического строя в Венгрии находилась в неблагоприятном положении, считалась «пасынком». Институт русистики Будапештского университета ЭЛТЕ остался особняком, там образование и подготовка нового поколения учёных продолжались на достаточно высоком уровне, но центры по советологии-русистике в провинции были упразднены или меняли свой профиль.

Члены центра МОСТ на презентации книг

Профессор Ормош поручила мне создание этого центра и руководство им. Я сам с начала 2000-х годов преподавал на кафедре истории новой эры университета, свою диссертацию защитил в 1998 г. Я занимаюсь историей черносотенства и крайних правых политических движений в России на рубеже XIX – XX столетий. В 2002 г. я успешно прошёл процедуру хабилитации. В то время мне было 44 года, и, считая, что у меня достаточно научного и педагогического опыта, согласился взять на себя задачу создания этого центра.

С самого начала большую помощь в этой работе мне оказывал мой друг и прежний ученик Аттила Колонтари, мой преемник на педагогическом факультете в городе Сексард. Мы вместе выработали принципы функцирования и придумали название центра, которое выражает открытость и подчёркивает важность сотрудничества с нашими отечественными и российскими партнёрами. Само название МОСТ (по-венгерски MOSZT) было придумано специально, оно является аббревиатурой Modernkori Oroszország és Szovjetunió Történeti Kutatócsoport (Центр по изучению истории современной России и Советского Союза), в итоге мы получили слово мост, связывающий нас с Русским миром.

Одним из основных принципов нашей деятельности является то, что у нас нет обязанностей, только возможности – возможность участвовать в работе центра, выступать на конференциях, публиковать статьи, подавать заявки на гранты. Наш центр является «автономным обществом независимых исследователей». Любой человек может присоединиться к нам, будучи исследователем, преподавателем или студентом, если его интересует история России, и он имеет, как минимум, одну публикацию и одно выступление на конференции по истории России, владеет русским языком или, по крайней мере, изучает его. Также свободно он может заявить и о своём выходе из центра.

После создания нашего центра Печский университет стал одним из немногих вузов, где история России преподаётся в полном спектре, т. е. от самого начала – от Киевской Руси до современной России. Историю Киевской Руси преподаёт проф. Марта Фонт, проф. Эндре Шашхалми преподаёт историю Московского государства, а я сам – историю современной России с петровских до нынешних времён (включая и историю СССР).

– Чем история России и СССР интересна для современных венгерских студентов?

– Члены нашего центра изучают и преподают русскую и советскую историю, потому что находят её интересной. По моему мнению, история России является одной из наиболее интересных глав всемирной истории, имеет свои универсальные и специфические черты.

Честно говоря, мы находимся в непростом положении, так как для венгерского общества по целому ряду исторических причин (подавление венгерских революций 1848 и 1956 гг.) характерна некая доля русофобии. Но если мы можем передать интерес к этой дисциплине нашим студентам, если мы можем возбудить их внимание, если они находят для себя интересные, волнующие темы из истории России, то мы уже добились своего.

И они, несомненно, находят, ведь наш центр по сегодняшний день насчитывает 30 членов по всей стране, среди них есть преподаватели разных вузов и средних школ, исследователи, наши бывшие выпускники. Да и сегодня около полутора десятков студентов активно работают в нашей организации. Из этой работы они могут извлечь и практическую пользу: мы предлагаем им интересные темы для дипломной работы, из этих предложений часто рождаются весьма ценные работы, с которыми они потом могут участвовать в разных конкурсах, на конференциях, наилучшие из них могут быть опубликованы.

– Вы также ввели курсы русского языка для студентов, причём бесплатные – как вам удалось это организовать? И кто на них преподаёт?

– Изучение истории России в Венгрии имеет своё объективное препятствие, и мы были вынуждены найти решение своими средствами. Дело в том, что после смены политического строя обязательное преподавание русского языка было отменено (да оно и так имело очень низкую эффективность), преподаватели русского языка проходили переподготовку, в стране вообще осталось мало мест, где можно было учиться русскому языку и сдавать по нему экзамен.

В то же время без знания языка невозможно изучать историю и культуру данной страны. Мы постоянно сталкивались с проблемой, что к нам обращались студенты, интересовавшиеся историей России, желавшие её изучать, но они не знали язык. А при изучении истории России одни венгерские, английские или немецкие работы недостаточны, из них невозможно создать достоверную картину того или иного сюжета, не говоря уже о правильной транскрипции имён. Но самое главное, что без знания языка оригинальные источники, которые представляют основу любых исследований, остаются для них недоступными.

Дьёрдь Бебеши

Поэтому мы решили открыть специальные языковые курсы для тех, кто в средней школе уже изучал русский язык, имеет минимальный опыт в нём, знает хотя бы азбуку. Мы готовим не лингвистов, мы стараемся добиться того, чтобы члены нашего центра научились читать, работать с источниками и общаться на русском языке. Но у кого есть желание, тот может развить свои знания и навыки в рамках других образовательных программ и языковых курсов.

В самом начале я сам преподавал студентам русский язык, но со временем эту задачу взяли на себя мои студенты, сдавшие языковой экзамен.

– На ваш взгляд, у сегодняшней молодёжи в Венгрии есть интерес к России? Это как-то заметно по числу ваших студентов?

– Это очень сложный вопрос. Часть студентов по семейным традициям или под влиянием существующей в венгерском обществе скрытой русофобии заведомо относится отрицательно к изучению истории России. Другая часть студентов питает истинный интерес к истории «большого медведя», попадаются и такие, которые не располагают достаточными знаниями по этой теме, но хотели бы узнать больше. Тут многое зависит от того, из каких средних школ пришли к нам эти студенты, и кто им там преподавал историю. Личность преподавателя является здесь решающим фактором.

Наша задача заключается в том, чтобы возбудить в них интерес к нашей дисциплине – по сути дела, каждый преподаватель стремится к этому, независимо от своего предмета – и если студенты проявляют желание более подробно ознакомиться с русистикой, мы их можем только приветствовать в качестве членов нашего центра, если они, конечно, соответствуют вышеупомянутым минимальным требованиям.

– Какова мотивация у студентов, изучающих русский язык и историю России? Это может им как-то пригодиться при устройстве на работу?

– Студенты с более зрелым мышлением и широким кругозором увидят перспективы в русской культуре, истории, да и в самом русском языке. В городе Пакш Росатом строит новый энергоблок, российское предприятие осуществляет ремонт вагонов будапештского метро, а ныне в условиях пандемии, по всей вероятности, впервые русская вакцина становится доступной в Венгрии, и перечисление таких примеров можно продолжать.

Сегодня в Венгрии знание русского языка является уже редкостью, немногие говорят на нём, хотя, очевидно, он становится всё более важным. Английским языком должны владеть почти все, к этому студенты ещё выбирают второй иностранный язык. Языкознание в целом, однако, является «больным вопросом» в Венгрии, ежегодно тысячи выпускников не могут получить свой диплом из-за невыполнения языковых требований. Некоторые считают, что наряду с арабским и китайским русский язык тоже является языком будущего. Я сам не берусь судить о правдоподобности таких высказываний, но я всегда рад, когда наши студенты полученные у нас знания могут применять в других сферах жизни.

Позвольте мне привести один конкретный пример. Один из наших студентов, член центра МОСТ, отвечающий за вопросы информатики в нашей организации, в этом году получит у нас уже свой третий вузовский диплом. Недавно он устроился на работу в международную фирму по стриминговому сервису со штаб-квартирой в Париже. Интервью на работу у него было взято вице-директором компании, по происхождению русской. В ходе интервью он мимоходом упомянул и тот факт, что он изучает русский язык в нашем центре. Возможно, что, кроме его выдающихся профессиональных качеств и навыков, это обстоятельство тоже сыграло свою роль в том, что работу получил именно он.

– Какие темы по русской истории выбирают студенты для своих магистерских диссертаций?

– Это зависит от преподавателя. Если кто-то хочет выбирать себе тему по средневековой истории России, то он может выбирать из тем профессоров М. Фонт и Э. Шашхалми. Я могу предлагать им темы по истории России XIX в, главным образом из тех, которые изучал и изучаю я сам. Например, история декабристского движения, анализ проектов декабристских конституций, спор между западниками и славянофилами во время царствования императора Николая I, история русского анархизма и партии социал-революционеров, история охранки, история первой русской революции и не в последнюю очередь моя самая узкая, основная тема: история черносотенства. Конечно, студенты могут выбрать для себя и советские темы, у нас историю Советского Союза преподаю я, но как исследователь этим периодом я не занимаюсь, по нему я научных статей не публикую.

Издания членов группы МОСТ по российской истории

– Ваша научно-исследовательская группа также выпускает и книги по российской истории?

– Да, это та отрасль нашей деятельности, которой мы гордимся больше всего. За 16 лет нашего существования мы издали 18 книг (сборников, монографий) и 5 тетрадей. Все наши издания вышли как минимум в 250 – 300 экземплярах, плюс их текст сразу выкладывается в интернет, на наш сайт, таким образом, они становятся доступными для широкого круга читателей, причём бесплатно, без предварительной регистрации. Всего этого мы добивались и добиваемся, работая в очень скудных материальных условиях. При издании все фазы работы от начала до самого конца (корректура, проверка текста, вёрстка, проектирование обложки) выполняются членами центра «МОСТ», таким образом нам надо оплачивать только расходы на печать. Для нас особенно важно, чтобы студентам, молодым исследователям нашего центра мы предоставили возможность опубликовать свои статьи в наших изданиях.

Но были у нас и другие проекты, например от российского издательства «ТЕРРА» мы безвозмездно получили право публикации сборника «Письма Азефа». Издание этих писем на венгерском языке после двух лет напряжённой работы над переводом у нас стало настоящей сенсацией в научной сфере.

– Поддерживаете ли вы связь с российскими университетами?

– Да, само собой разумеется, и в поддержании таких связей важную роль играет доцент Аттила Колонтари, отвечающий за международные отношения в центре МОСТ. Особенно активное и плодотворное сотрудничество у нас складывалось с Северокавказским федеральным университетом в Ставрополе. Мы принимаем участие в издании альманаха «Россия и Венгрия на перекрёстке европейской истории», уже вышли три номера. Мы также сотрудничаем с АИРО-XXI (Ассоциацией исследователей российского общества), я сам являюсь членом Международного совета ассоциации.

Мы с Аттилой Колонтари оба входим в Совместную комиссию историков Российской и Венгерской академий наук. Данная комиссия ежегодно организует крупные международные конференции, поочерёдно в Будапеште и Москве. Кроме этого, мы входим в редколлегии других российских изданий, также как и в научных советах и в редколлегиях наших изданий можно найти наших российских коллег, с которыми мы имеем очень хорошие профессиональные и личные отношения.

Ответы были подготовлены при участии д-р. Аттилы Колонтари, хабилитированного доцента, сопредседателя исследовательского центра МОСТ.

Также по теме

Новые публикации

В Высшей школе экономики (ВШЭ) состоялась стратегическая сессия «Сотрудничество России и стран Африки в области высшего образования в меняющемся мире», в которой приняли участие министры высшего образования Республики Бурунди, Республики Мали, Республики Нигер и Гвинейской Республики.
Каналы о России глазами иностранцев множатся в интернете, собирая сотни тысяч подписчиков по всему миру. Видеоролики о российских городах, образе жизни, русской культуре и кухне смотрят и комментируют. Достаточно подписаться на двух-трёх таких блогеров, чтобы очень скоро понять, благодаря системе интернет-рекомендаций, как много молодых, образованных и любопытных иностранцев выбрали Россию для проживания.
Осенью 2023 года власти Латвии, которые уже давно пытаются выдавить русскоязычных жителей из страны, пригрозили, что заявления на выдачу вида на жительство россияне должны подать до 1 апреля 2024 года. После этой даты всех, у кого есть российский паспорт и кто не сделал этого, обещают депортировать из страны.
Российско-германское движение городов-партнёров не сведено на нет, хотя и сталкивается с серьёзными препятствиями, считает вице-президент общества «Россия – Германия», член правления Международной ассоциации «Породнённые города» Анатолий Блинов. Об этом он заявил в рамках российско-германского круглого стола, состоявшегося 26 марта 2024 г.
Школа в киргизской деревне Достук известна на всю округу благодаря российским учителям, которые в ней работают. Родители школьников из других посёлков нанимают автобус, чтобы их дети могли учиться у российских специалистов. Супруги Юсуповы из Башкирии преподают здесь географию и биологию.
Сегодня обратим внимание на правописание аббревиатур, связанных со словом министерство. Как правильно: минкульт или минкультуры? Минобороны заявил или заявило? С прописной или со строчной буквы нужно писать эти сокращения?
В приграничных районах Финляндии резко сократилось население, закрываются магазины, школы, население бросает свои дома из-за отсутствия работы. Финский журналист Кости Хейсканен рассказал, как обернулись дела в Финляндии из-за разгула русофобии и почему при всём том политики не намерены сворачивать с антироссийского курса.
Цветаева