EN
 / Главная / Публикации / Детские школы искусств поднимут на новый уровень

Детские школы искусств поднимут на новый уровень

Светлана Заверняева21.01.2021

Фото: rodnikart.ru

Музыкальные и художественные школы получат особый статус, который не позволит приравнять их к обычным кружкам. Президентская инициатива позволит сохранить традиционную трёхуровневую систему образования, воспитавшую не одно поколение выдающихся музыкантов, художников, танцоров, и возвращает балльную оценку абитуриентов при поступлении. Законопроект об особом статусе детских школ искусств Госдума единогласно поддержала на пленарном заседании 20 января.

Это вам не кружок

Сегодня количество детских школ в стране с каждым годом растёт, однако действующее законодательство не учитывает разницу между любительскими кружками и профессиональными школами искусств. По словам главы Комитета Госдумы по культуре Елены Ямпольской, им шлют письма педагоги из самых разных регионов страны — они бьют тревогу из-за того, что происходит в предпрофессиональном образовании в культуре. Многих взбудоражило внедрение сертификатов так называемого персонифицированного финансирования дополнительного образования, которые в ряде регионов стали применять к художественным и музыкальным школам.

По мнению Ямпольской, невозможно красивую формулу «деньги идут за ребёнком» использовать в искусстве: «Кружковая, досуговая деятельность — замечательная история, воспитывающая человека. Но когда мы говорим об одарённых детях, о капитале страны, мы должны подходить к этому гораздо серьёзнее и ответственнее». О том, что детские школы искусств недопустимо превращать в «кружки при домах пионеров», говорил и президент Владимир Путин на встрече с министром культуры Ольгой Любимовой в декабре прошлого года.

Через творческий конкурс

Внесённый главой государства законопроект переносит детские школы искусств с муниципального на региональный уровень. Таким образом, местные органы исполнительной власти в области культуры смогут разрабатывать и устанавливать требования к оснащению, кадровому составу, а также обеспечивать организационно-методическое сопровождение деятельности таких школ. По словам Ольги Любимовой, которая представляла инициативу в Госдуме, это поможет в разработке методических рекомендаций и мониторинге ситуации, ускорит решение различных проблем.

Согласно законопроекту, школы могут создаваться по видам искусств и иметь специальные наименования: «детская музыкальная школа», «детская хоровая школа», «детская художественная школа» и так далее. Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств также предусмотрят в вузах и профессиональных образовательных организациях.

Законопроект возвращает балльную систему при поступлении в училища на программы среднего профобразования.

«Сейчас учитывают экзамены, которые сдавались в школе, — ОГЭ, ЕГЭ, в то время как нужны творческие качества, которые могут оценить только преподаватели при вступительных испытаниях», — сказал глава Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов, выступая на пленарном заседании.

Как раз президентские поправки и дают возможность при приёме учитывать творческие способности детей, результаты международных, российских и региональных конкурсов. Также могут быть введены балльные оценки экзаменов в школах искусств.

Кроме того, законопроект наделяет Минкультуры правом устанавливать контрольные цифры приёма в вузы на специальности в области искусств за счёт федерального бюджета.

Главное конкурентное преимущество страны

По мнению Вячеслава Никонова, этот законопроект исключительно важный – для сохранения главного конкурентного преимущества России: «Большой театр старше Соединённых Штатов Америки. Наша страна стоит на могучем фундаменте нашей культуры, нашей цивилизации».

Депутат отметил, что с приданием детским школам искусств особого статуса и переводом их на субъектовый уровень может увеличиться нагрузка на регионы. Но при помощи законодателей эту нагрузку можно облегчить, допустил Никонов. При этом и сами субъекты должны быть заинтересованы в развитии таких учебных заведений. «Ни один ребёнок, который занимается в музыкальной школе, не состоит на учёте в детской комнате ОВД», — привёл он аргумент в пользу строительства новых школ искусств.

Елена Ямпольская уверена, что законопроект сохранит «нашу традиционную трёхуровневую систему художественного образования, которая подарила миру огромное количество талантов».

Если закон будет принят, то предлагаемые им нормы вступят в силу с 2022/23 учебного года.

Источник: «Парламентская газета» 

Также по теме

Новые публикации

Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
С 15 по 19 апреля в Тунисе при поддержке фонда «Русский мир» проходит Международный форум для преподавателей русского языка стран Северной Африки и Ближнего Востока TERRA RUSISTICA. Директор МАПРЯЛ Александр Коротышев рассказал, какие главные вопрос будут обсуждаться на форуме.
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.
Цветаева