EN
 / Главная / Публикации / В стиле a la russe. В Брянске возрождают наследие княгини Тенишевой

В стиле a la russe. В Брянске возрождают наследие княгини Тенишевой

Светлана Сметанина10.03.2021

Обложка книги Р. Герра и И. Кени «Наследие М. К. Тенишевой». Фото предоставлено И. Кеней

В рамках проекта «Традиции тенишевского наследия», поддержанного фондом «Русский мир», состоялась презентация книги «Наследие М. К. Тенишевой». Один из авторов книги – основатель брянского музея меценатов Ирина Кеня – рассказала, как имя княгини Тенишевой возвращается на заслуженное место в истории и культуре России.

– Буквально на днях состоялась презентация вашей книги, посвящённой наследию М. К. Тенишевой – ваш совместный проект с французским славистом Рене Герра. Это первый проект такого рода?

– В книжном варианте это первый проект. А вообще мы с ним знакомы с 2008 года, когда в Брянске мы проводили конференцию, посвящённую Марии Клавдиевне Тенишевой и пригласили Рене Юлиановича Герра выступить на этой конференции. Тогда и состоялось наше знакомство. Через два года мы опять его пригласили – тогда как раз был перекрёстный Год России во Франции и Франции в России. С этого момента завязалась наша дружба. Зная, что у Рене Юлиановича есть архив княгини Тенишевой, я предложила ему издать совместную книгу, чтобы что-то из этого архива он представил в ней для наших российских читателей.

Р. Герра на фоне портрета М. К. Тенишевой

Он согласился, и в данной книге представлены 50 раритетов, которые впервые опубликованы в России. Это, прежде всего, письма Марии Клавдиевны Рериху, Репину, Билибину, Дягилеву и многим другим. Это и репродукция замечательной иконы, написанной художником Малютиным для храма Святого Духа в Талашкино. Это вышивки Марии Клавдиевны Тенишевой, которые были сделаны ею в 1920 году, их также впервые увидели в России, поскольку они хранились в архиве. Ну а главная задача нашей книги – показать многогранное наследие Марии Клавдиевны: педагогическое, музейное, её коллекции, её вклад в развитие эмальерного искусства, а также деятельность по созданию культурного центра в Талашкино. И плюс, конечно, отобразить большую работу княгини Тенишевой по пропаганде русской культуры, русского народного искусства в Париже.

Мария Тенишева. Фото: wikipedia.org### https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%88%D0%B5%D0%B2%D0%B0,_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%9A%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B4%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Maria_Tenisheva_(2).jpg

– Как вы увлеклись историей жизни этой выдающейся женщины? Известно, что она какое-то время проживала в Брянском уезде вместе со своим супругом – князем Тенишевым, владельцем местного завода.

– В 2007 году мы с моими единомышленниками решили создать Фонд имени братьев Могилевцевых. Это фонд, который занимается возрождением памяти известных брянских меценатов. И одни из них – это купцы Могилевцевы, подарившие городу Брянску семь школ, три больницы, церковь, водопровод и электроосвещение. Ни в одном городе Центрального федерального округа мы не найдём подобного примера. Так как эти люди были незаслуженно забыты, мы решили возродить память о них. Но говоря о брянских меценатах, мы не могли не заняться изучением деятельности Марии Клавдиевны Тенишевой, Вячеслава Николаевича Тенишева – её супруга, Петра Ивановича Губонина – основателя нашего брянского завода. То есть мы решили заняться всеми брянскими меценатами, которые имели вес и значимость не только в российской, но и в мировой истории.

Так возник интерес и к княгине Тенишевой.

Буквально в последние три года мы стали заниматься не только возрождением памяти о ней, но и дальнейшим развитием тех традиций русского народного творчества, которые возрождала Мария Клавдиевна. Мы проводим мастер-классы в нашем музее. А в усадебном парке Тенишевых – в Хотылёво – проходят Тенишевские фестивали. Эти фестивали (прошло уже три) становятся местом творчества молодёжи, как и было при Марии Клавдиевне, когда усадьба была территорией творчества, где художники писали картины. И сегодня молодые художники пишут картины в тех местах, где творили Врубель и Репин. А на мастер-классах их обучают основам русского народного творчества, русским народным промыслам, проводят экскурсии по усадьбе, устраиваются концерты и интеллектуальные игры.

Тенишевский фестиваль в Талашкино. Фото: Фонд братьев Могилевцевых / «Фейсбук»### https://www.facebook.com/FondBratevMogilevcevyh/photos/pcb.2307122546101219/2307122479434559/

– А какие ещё народные промыслы вы стараетесь возрождать таким образом?

– В первую очередь, те промыслы, которые характерны для Брянской области. Это, например, резьба по дереву, художественная роспись по дереву, плетение из лозы. Проводится мастер-класс по изготовлению изделий из глины, а также мастер-класс по изготовлению русской народной куклы. В прошлом году в сентябре мы проводили Тенишевский фестиваль в Талашкино Смоленской области, где принимали участие и брянские народные мастера, и смоленские со своими интересными работами.

– У молодёжи это вызывает интерес? Много желающих обучаться на таких мастер-классах?

– Да, им это очень интересно. Мы видим это и по количеству участников наших фестивалей, и по количеству желающих принять участие в мастер-классах в наших музеях. Так, в декабре студенты Брянского областного колледжа искусств с большим интересом приняли участие в мастер-классах в музее. Особенно их увлекает процесс создания реплик тенишевских работ. Мы проводили конкурс по изготовлению работ в стиле русских народных промыслов, и к нам поступило около 200 таких произведений из Брянской и Смоленской областей. На основе всех этих работ мы сделали очень интересную выставку в Москве – в Музее меценатов-предпринимателей и благотворителей Москвы. Такую же выставку мы сделали в Смоленской областной библиотеке. Хочу сказать, что и та и другая выставки пользовались очень большим спросом.

В Музее брянских меценатов. Фото: Фонд братьев Могилевцевых / «Фейсбук»### https://www.facebook.com/FondBratevMogilevcevyh/photos/pcb.2082492608564215/2082492395230903/

– Возвращаясь к фигуре княгини Тенишевой: она была едва ли не первой, кто стал так глубоко интересоваться русскими народными промыслами, а также пытаться их возрождать?

– Думаю, мы можем назвать её первопроходцем в этой сфере, потому что аналогичного примера не припомнить. Это по-настоящему подвижническая работа. В своей книге «Впечатления моей жизни» Мария Клавдиевна пишет: «Меня завораживала русская старина, я могла часами стоять в музее, разглядывая эти работы». У неё была тяга с детства к этим предметам русских народных промыслов. Она ездила по древним русским городам – Ярославлю, Ростову, Киеву, где собирала эти изделия русских народных промыслов для своей коллекции, которая и стала основой музея в Талашкино. А когда небольшой домик перестал вмещать все собранные ею уникальные экспонаты, Мария Клавдиевна Тенишева принимает решение построить в Смоленске музей «Русская старина». В 1911 году этот музей был открыт, и там находилось 12 тысяч единиц хранения. Это всё было передано Тенишевой Смоленску.

Музей «Русская старина» в Смоленске – здание бывшего музея М. К. Тенишевой. Фото: Mikra72 / wikipedia.org### https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B1%D1%8B%D0%B2%D1%88%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D1%8F_%D0%BA%D0%BD%D1%8F%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D0%B8_%D0%A2%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%88%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B9

– А какова судьба этой коллекции? Её можно увидеть в Смоленске?

– Да, она сохранилась частично, потому что Смоленск, как и Брянск, сильно пострадал в годы войны. Часть коллекции была увезена фашистами в Германию, и её судьба неизвестна.

– Ещё одна большая заслуга Марии Клавдиевны Тенишевой – то, что она открыла богатейшее наследие русских мастеров миру. Как возникла идея такого рода выставок в Париже?

– В 1905 году, когда в России полыхала революция, Мария Клавдиевна, опасаясь за судьбу своей коллекции, перевозит её в Париж. Она хранилась у неё в доме недалеко от Елисейских полей. К ней постоянно заходили знакомые, которые, видя уникальную коллекцию, восхищались и предлагали устроить публичную выставку. В результате четыре зала Лувра были отданы под экспозицию.

Теремок во Флёнове (Талашкино). Фото предоставлено И. Кеней

Эту выставку посетило 78 тысяч человек – очень много по тем временам. Там были выставлены балалайки, расписанные Репиным, Врубелем, Малютиным, старинные русские иконы, эмальерные работы самой Тенишевой. Потом была отдельная выставка, посвящённая русской народной вышивке. А в 1907 году в Париже был издан каталог, который назывался «Вышивки смоленских крестьян под руководством княгини Тенишевой». Там были представлены 54 вышивки. Нам удалось некоторые из них воспроизвести силами наших учениц – на мастер-классах по возрождению тенишевских традиций рукоделия.

Эмалевая шкатулка «Петух», работа М. К. Тенишевой, 1908 г. Фото предоставлена И. Кеней

– Потом, насколько известно, эти вышивки вошли в парижскую моду?

– На выставке была знаменитая в то время французская актриса Сара Бернар, которая была просто в восторге от увиденного. А сама княгиня Тенишева писала в своих воспоминаниях, что француженки стали ходить по Парижу в блузках в стиле a la russe, используя также элементы вышивок. В этом как раз и проявилось влияние русского народного искусства на французскую моду.

– А в Париже сохраняется какая-то память о княгине Тенишевой?

– О ней мало знают в Париже. Но вот сейчас у нас появились единомышленники в Российском центре науки и культуры в Париже, которые также хотят, чтобы имя Марии Клавдиевны Тенишевой звучало вновь. Благодаря им была проведена онлайн-презентация нашей книги.

Мы надеемся, что и другие наши мероприятия, поддержанные фондом «Русский мир», также осуществятся. Это, прежде всего, выставка работ по эскизам Тенишевой, выполненных школьниками и студентами; выставка фотографий «По тенишевским местам России», которые поступают на наш ежегодный конкурс. Мы также хотим их представить в Париже, показав прекрасные виды Талашкино, Смоленска, Брянска, Москвы, Петербурга, связанные с именем Марии Клавдиевны Тенишевой. Мы хотим, чтобы сохранялась память о великой женщине, которая так много сделала для дружбы и сотрудничества наших народов, для возрождения интереса к русскому народному творчеству.

Также по теме

Новые публикации

Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
Цветаева