EN
 / Главная / Публикации / «Жигули» на авеню, «Волга» на штрассе

«Жигули» на авеню, «Волга» на штрассе

Сергей Виноградов26.03.2021

Советские автомобили вызывают приветственные клаксоны на улицах Нью-Йорка, Берлина или Токио. Прошли те времена, когда «Жигули» покупали немецкие студенты, а «Нивы» приобретались французскими фермерами. Сегодня за «Волгами», «Победами» и «Москвичами» гоняются коллекционеры, их выставляют в музеях и на площадях.

Для многих иностранцев советские машины – диковинка и новинка, а для российских соотечественников – ностальгия и связь с родиной. «Редкая заправка обходится без того, чтобы кто-нибудь не предложил купить мои "Жигули"», – рассказал «Русскому миру» наш соотечественник Роман, живущий в Нью-Йорке.

Фото предоставлено Романом Грудининым

Мечта не продаётся

Роман Грудинин, которому нет ещё и 30-ти, ездит по Нью-Йорку на синих «Жигулях» (ВАЗ-2103) с одесскими номерами старого советского образца. Номера бутафорские и юридической силы не имеют (американские лежат за стеклом), но в глаза бросаются. В том числе полицейским, которые обычно реагируют поднятым вверх пальцем.

В «Жигулях» вмонтирована старая советская магнитола, которая ловит лишь те частоты, на которых в США ничего не передают. Но владелец переделал её так, чтобы она ловила нью-йоркские станции. Сюда бы ещё вмонтировать кондиционер, чтобы ездить по раскалённому асфальту летнего Нью-Йорка, но уроженец Одессы этого делать не хочет.

Он слишком много времени и денег потратил, добиваясь детального соответствия классическому ВАЗ-2103, и готов за это попотеть в жаркие дни. Свою машину он перевёз с Украины и не скрывает, что перевоз стоит втрое больше, чем сам автомобиль, и потребовал оформления множества документов. Позднее ещё и запчасти пришлось возить. «Покупал редкие детали в Одессе на базаре и вёз в Нью-Йорк, – рассказывает Роман. – Помню, как брал бампер в ручную кладь». Дорого и сложно? «Но это же моя мечта», – говорит он.

Приверженность к классике советского автопрома принесла Роману Грудинину семь лет назад победу в одной из номинаций конкурса в Гринвиче, входящего в число самых престижных среди ретроавтомобилей. О Романе, которому тогда было 19 лет, и его «Жигулях» писали тиражные автомобильные журналы, предлагали продать машину, но… мечты не продаются.

Как реагируют в Нью-Йорке на «Жигули? «Представьте себе на секунду, что вы видите эту машину в первый раз, ничего о ней не знаете, и никаких ассоциаций с ней у вас нет, – говорит он. – Представили? Она же стильная, красивая машина. Это правда. Так американцы и реагируют – "вау, какая классная машина". Поверьте, реакция всегда такая, никогда никакого негатива я не встречал».

Роман признаёт, что встретить советскую машину в США непросто, но случается – многих владельцев он знает лично. «В Нью-Йорке есть один горбатый "Запорожец", это я знаю точно, а ещё один – в музее во Флориде, – говорит он. – У одного моего здешнего знакомого есть КамАЗ, у другого – военный ЗИЛ. У третьего, калифорнийца, УАЗ-"бобик". Нас таких "сумасшедших" много, и не только русскоязычные на этом повёрнуты. Я знаю латиноамериканца, который приехал с каких-то островов. Он здесь ездит на "Ниве", потому что у его дедушки была такая, и он её запомнил с детства».

Роман Грудинин со своей верной «трёшкой»

Тяга к технике появилась у Романа с детства, особенно привлекали автобусы. В то время как сверстники бежали на стадион или к компьютеру, юный одессит шагал в автобусный парк. Интересующегося школьника приметили механики, и скоро он вместе с ними копался в двигателях. Позднее даже на завод по выпуску автобусов попал.

Ни механиком, ни водителем он не стал, и в США работает в компании-дилере известного автопроизводителя, но интерес к советским автомобилям, кажется, только вырос. «Сейчас ищу дом с большим гаражом, в Нью-Йорке это проблема, – рассказывает Роман. – Если всё получится, хочу собрать коллекцию – по одному автомобилю всех советских заводов. И автобус, конечно».

Цена и качество

Учитель труда из Великобритании Эд Хьюджес увлёкся коллекционированием советских автомобилей не из-за их красоты, а потому что неприхотливые и надёжные. У его отца было несколько советских автомобилей, а собственное собрание Эда началось с покупки ВАЗ-2107, позднее к нему добавились ещё четыре модели «Жигулей», а также «Москвич» и «Запорожец». Он мечтает о покупке «Волги-21», потому что она красива, мощна и подчёркивает чувство собственного достоинства владельца. Лишь один раз британец побывал за рулём «Волги» и ощутил именно эти чувства.

В интервью журналистам коллекционер называет изделия советского автопрома лучшими в соотношении «цена – качество», также он отмечает их простоту, проходимость и приспособленность к эксплуатации в сложных условиях. По словам Хьюджеса, советские автомобили пользовались спросом в Великобритании как в прошлом, так и в настоящем.

Да и в станах Балтии, несмотря на всю антисоветскую пропаганду, интерес к изделиям с надписью «Made in USSR», кажется, только растёт. Редкий город Прибалтики не имеет музея советского быта или не проводит периодически выставок на эту тему. И автомобили играют важную роль в этом движении.

В последние годы открылось несколько музеев с советской техникой. В Даугавпилсе начал работу ретрогараж, в церемонии открытия приняли участие власти города и сотрудники российского посольства. В музее представлена одна из крупнейших на постсоветском пространстве коллекций «Москвичей».

А в эстонском городе Турба открыли музей советского мотоспорта, главными экспонатами которого стали гоночные мотоциклы, на которых гонщики из СССР ковали мировую спортивную славу.

«Какие красивые машины в СССР делали»

Если хотите воочию увидеть близость России и Германии, отправляйтесь на одну и выставок ретроавтомобилей. До пандемии они становились заметным событием в жизни немецких городов. Посмотреть на «Волги», «Победы», «Запорожцы» и «Москвичи», а также советские мотоциклы, установленные в центре Франкфурта и Дортмунда, приходили тысячи горожан.

Как писала местная пресса, русскоязычные гости вспоминали детство и словно дети просили покрутить руль, а также рассказывали собственным отпрыскам о том, что «у дедушки такой был». Немцы, в особенности выходцы из восточных земель Германии, проявляли не меньшую ностальгию, и с лёгкостью жонглировали русскими названиями.

Парад советских автомобилей в Дортмунде. Фото: Мария Татарникова / «Русское поле»###http://russkoepole.de/ru/nashi-blogery/vera-tatarnikova/5165-retro-v-dortmunde-da-zdravstvuet-sovetskij-avtoprom.html

В Дортмунде существует клуб «Автоклассика», объединяющий, в основном, владельцев автомобилей советской сборки. Сегодня в клуб входят более 60 русскоязычных жителей разных городов Германии, Швейцарии и Польши. Профессии у них самые разные – от шофёров до врачей. Встречаются, проводят мероприятия, обмениваются опытом, помогают друг другу с ремонтом и запчастями.

На всех – 156 единиц техники, включая 22 мотоцикла. У клуба имеется официальный статус, он является общественно-полезной организацией, сохраняющей раритеты, представляющие историческую ценность. Автомобильных клубов в Германии великое множество, и их члены нередко встречаются. Советские автомобили можно увидеть на выставках и массовых мероприятиях. Например, они желанные гости в Музее техники города Зинсхайма. Ежегодно там проводятся выставки автомобилей из бывших соцстран, и советские машины традиционно составляют костяк экспозиции.

Откуда машины? Перегнали из России и других бывших республик СССР?

– Не обязательно, в Германии и других странах Европы довольно много советских автомобилей, – рассказал «Русскому миру» один из председателей клуба Андрей Сайк из Дортмунда, владелец «Волги ГАЗ-24». – В особенности в бывшей ГДР и Прибалтике. К слову, ГДРовцы и сами очень любят советские автомобили, у них есть немало своих клубов, объединяющих владельцев «Волг», «Жигулей». Там есть и молодые, которые помнят, как родители ездили на советских машинах. Жители западной Германии хуже знакомы с советским автопромом. Например, принимают «ГАЗ-24» за «Опель» или «Форд». Говоришь им, что это советская машина, удивляются: «Какие красивые машины в СССР делали».

По словам Андрея, свою «Волгу» он не только ради мероприятий выгоняет из гаража, нередко ездит на ней на работу и в магазин. «Полиция ещё ни разу не останавливала, – говорит он. – Обычно такие машины если и останавливают, то чтобы посмотреть».

Фото: Мария Татарникова / «Русское поле»###http://russkoepole.de/ru/nashi-blogery/vera-tatarnikova/5165-retro-v-dortmunde-da-zdravstvuet-sovetskij-avtoprom.html

В Германии и других европейских странах сложился рынок советских автомобилей. По словам Андрея Сайка, «ГАЗ-24» на ходу можно приобрести за сумму до 10 тысяч евро. Впрочем, в последнее время авто из СССР подорожали. Цена на «ГАЗ-21» доходит до 20 – 30 тысяч, а «Чайка» в хорошем состоянии может обойтись и в 100 тысяч евро.

Сложностей с ремонтом в Германии нет, поскольку в стране множество автомастерских, открытых выходцами из СССР. Заказывать запчасти в России не требуется, в Германии есть фирмы, в которых не удивятся заказу глушителя для ВАЗ-2101 или элементов подвески для «Москвича».

На своём увлечении германские поклонники советских автомобилей хотят доехать дальше выставок и пробегов. «Ведём переговоры с властями Дортмунда об открытии музея СССР, – рассказал Андрей Сайк. – В нём будут представлены экспонаты, связанные с Советским Союзом, и, в первую очередь, автомобили».

Также по теме

Новые публикации

Славянские языки схожи между собой, поэтому некоторые слова путешественникам могут показаться понятными. Однако тут легко попасть впросак, ибо знакомые слова зачастую означают совсем не то, что первым приходит на ум.
23 июня отмечают День балалайки, самого популярного русского музыкального инструмента. Звучит она хорошо и соло, и в компании с другими «народниками»: пыжаткой, кугиклами, зубанкой…
В Великой Отечественной войне с врагом сражались не только бойцы Красной Армии. Не менее сильным оружием по своему воздействию на моральный дух солдат стали сотни песен, написанные в это время и вошедшие в золотой фонд советского песенного искусства. А главной из них, бесспорно, является великая по праву песня – «Священная война».
В годы войны публицистика играла наиважнейшую роль. Газеты военных лет не просто информировали население о том, что происходило в тылу и на фронтах, они формировали в обществе единый настрой, пробуждали праведный гнев и желание бороться с коварным врагом, не жалея сил и собственных жизней.
Волгоградец Олег Максимов, волею судеб оказавшийся на другом конце света, открыл клуб военно-исторической реконструкции в новозеландском Гамильтоне. Реконструкция, которой он увлёкся после переезда за рубеж, стала ответом россиянина, выросшего в семье военного, на отношение к СССР и Красной армии, с которым он столкнулся в Новой Зеландии.
Болгарский знаток русской литературы, театровед и публицист Орлин Стефанов в разгар лета не прекращает активно проводить онлайн-встречи, посвящённые русский классике. В интервью «Русскому миру» профессор Стефанов рассказал, за что Софокл мог бы обидеться на современных переводчиков, какова главная идея романа о Дон Кихоте и в чём причина популярности Остапа Бендера.
Глава Комитета Госдумы по образованию и науке, председатель правления фонда «Русский мир»  – в программе «Коридоры власти с Александром Гамовым» на Радио «Комсомольская правда».