EN
 / Главная / Публикации / По местам Рахманинова в Копенгагене

По местам Рахманинова в Копенгагене

Валерий Лихачёв 29.03.2021

Рахманинов за роялем фирмы «Steinway & Sons». Фото: wikipedia.org### https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D1%85%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2,_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Rachmaninoff_Seated_at_Steinway_Bain.jpg (фрагмент)

2023-й год объявлен в России годом празднования 150-летия со дня рождения Сергея Рахманинова (20.03.1873 г. (01.04.1873 г.) – 28.03.1943 г.). Будут отмечать эту дату и за рубежом. В Копенгагене, где я проживаю в настоящее время, хранят память о Рахманинове и его недолгом пребывании на скандинавской земле.

Известно, что 21 февраля 1917 года в Петрограде состоялось последнее концертное выступление Рахманинова в России. Октябрьская pеволюция, гибель имперской России, разрушение устоев стали для Рахманинова настоящей трагедией. Всё eгo творчество было неразрывно связано с Россией, её природой, её культурой. Он был, и сам прекрасно осознавал это – русским композитором: «Музыка композитора должна выражать дух страны, в которой он родился, его любовь, его веру и мысли, возникшие под впечатлением книг, картин, которые он любит. Она должна стать обобщением всего жизненного опыта композитора» (С. B. Рахманинов, «Музыка должна идти от сердца»).

Однако Рахманинов должен был обеспечивать семью и расплачиваться с долгами. Поэтому композитор воспользовался неожиданно пришедшим из Швеции предложением выступить на концерте в Стокгольме, и в конце 1917 года вместе с женой Натальей Сатиной и их двумя дочерьми Ириной 15 лет и Татьяной 11 лет, оставив всё своё имущество, покинул Россию практически без средств к существованию. Это был самый трудный поворот в жизни Рахманинова.

Через Мальме Рахманинов с семьёй прибыл в Копенгаген 1 января 1918 года. Их дальнейшее пребывание в Копенгагене было окружено некой мистикой, поэтому историкам пришлось потрудиться, чтобы документально подтвердить различные предположения. Слухи о том, что Рахманинов жил в Гентофте (Gentofte), были официально подтверждены только в 2008 году. А точнее, Рахманинов жил со своей семьёй на вилле, арендованной у лейтенанта Георга Йеpинга, по адресу Ingeborgvej 1, Charlottenlund.

В письме другу М. И. Альтшулеру, Рахманинов пишет: «Переехали мы сюда, в Копенгаген, две недели назад. В начале осени я было думал ехать в Америку, рассчитывая там найти какой-нибудь заработок. Но меня отговорил американский консул в Москве, сказав, что в Америке сейчас занимаются только войной, а не концертами. Я и раздумал. Сижу сейчас здесь и, может быть, до лета кое-где и сыграю здесь, хотя тут не много подходящих городов для игры, да и музыка тут представлена слабо. Немножко успокоюсь, отдохну и, может, начну работать. Тут хоть покой есть, если нет денег...»

Виллa нa Ingeborgvej 1, в которой проживал Рахманинов, не сохранилaсь. Сегодня по этому адресу находится детский сад-ясли Kastaniegården.

Фото автора


Фото автора

Поняв, что заработать средства он сможет только как пианист, Рахманинов начал усиленно заниматься. Из писем известно, что Рахманинов занимался большую часть дня на рояле хозяина виллы. В зимнее время он сам расчищал дорожки от снега и разжигал изразцовую печь. Дочери ходили в ближайшую школу.

Предположительно именно в это время он переработал произведение «Вокализ».

Организацией концертов Рахманинова занимался датский музыкальный издатель Вильгельм Хансен. 15 февраля 1918 года Рахманинов сыграл свой Второй концерт с дирижёром Георгом Хёэбергом. До конца сезона Рахманинов сыграл целый ряд симфонических и камерных концертов в Копенгагене, Стокгольме, Осло, Бергене, Мальме и Лунде, что дало ему возможность расплатиться с долгами и стать известным и востребованным.

Из воспоминаний дирижёра Н. А. Малько известно, что Рахманинов был знаком c королём Дании Фредериком IX, который сам был дирижёром-любителем. Рахманинов передал королю партитуру «Патетической симфонии» Чайковского со своими пометками. Там были пометки, которые, по словам Рахманинова, соответствовали намерениям Чайковского. Все они были логичными, простыми –не ради эффекта, а подчёркивающие логический текст музыки, и указывали на пристальное и благоговейное внимание Рахманинова к музыке Чайковского.

B Дании Рахманинов дал одно единственное интервью журналу Masken («Маска») в отеле D’Angleterre. В интервью репортёр описывает Рахманинова как «крайне скромного человека, окутанного в клубах сигаретного дыма».

Летом 1918 г. лейтенант Йеринг продал дом на Ingeborgvej 1 муниципалитету Гентофте, и Рахманиновым пришлось переехать в другой дом на Skovvej 7. Этот дом сохранился почти что в первозданном виде.

Когда я подъехал по адресу, из соседнего дома вышла женщина, которой стало любопытно, что это я там рассматриваю. Услышав, что речь идёт о Рахманинове и доме, в котором он жил, она радостно закивала и сказала:

Да, я часто думаю о том, что великий русский композитор смотрел каждый день на мой дом.

Ещё она рассказала, что в церкви неподалёку был концерт с произведениями Рахманинова, а потом посетители концерта были приглашены в «дом Рахманинова» нa небольшую экскурсию.

Фото Фото автора

Но жить в этом доме Рахманинову пришлось совсем недолго. Bскоре в судьбу композитора снова вмешались события мирового масштаба. Осенью 1918 года в Копенгагене началась самая массовая пандемия испанского гриппа (испанка). За два года эпидемии в мире было заражено 550 миллионов человек (около 30% населения планеты). Число умерших оценивают от 17 млн. В Копенгагене закрылись все общественные места, школы, университеты, кинотеатры. Все запланированые концерты Рахманинова были отменены.

Вместе с тем уже c марта 1918 года Рахманинов получал много привлекательных предложений о концертах в качестве дирижёра и пианиста в США. Поэтому 1 ноября 1918 года Рахманинов вместе с семьёй отплыл из Осло в Нью-Йорк. В Нью-Йорк семья прибыла 10 ноября, за 1 день до официального окончания Первой мировой войны.

В дальнейшем Рахманинов не прекращал выступать с концертами вплоть до конца жизни, давая их по несколько десятков за сезон. Популярность Рахманинова как пианиста была огромной. Практически с самого его приезда и до последних дней за ним ходили толпы репортёров, хотя внимание к себе он не любил, и репортёры немало ему досаждали, подчас выводя из себя. Чтобы скрыться от излишнего внимания во время гастролей по Америке, Рахманинов одно время даже жил в персональном железнодорожном вагоне вместо гостиниц.


Вплоть до 1926 года Рахманинов не писал значительных произведений. Творческий кризис, таким образом, продолжался около 10 лет. Многие знакомые связывают это с глубокой тоской по Родине, которую он ощущал. Рахманинов, несмотря на славу и многочисленные приглашения, общался в основном в среде русских эмигрантов, окружил себя русскими друзьями и русской прислугой, предметами, напоминавшими о Родине. По воспоминаниям родственников, только общаясь с русскими, он был весел и доволен. За все годы в эмиграции у Рахманинова почти не было друзей-иностранцев, одним из немногих исключений был Фредерик Стейнвей – глава фирмы «Стейнвей и сыновья», производитель роялей.


Рахманинов за роялем фирмы «Steinway & Sons». Фото: wikipedia.org### https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D1%85%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2,_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Rachmaninoff_Seated_at_Steinway_Bain.jpg

Лишь в 1926 – 1927 годах появляются новые произведения: Четвёртый концерт и три русские песни. В течение жизни в эмиграции (1918 – 1943) Рахманинов создал всего шесть произведений, которые, однако, принадлежат к вершинам русской и мировой музыки.

Живя и выступая в основном в США, с 1930 по 1940 год Рахманинов много времени проводил в Швейцарии, где построил роскошную виллу «Сенар» с большим садом и с видом на Фирвальдштетское озеро и гору Пилатус. В это время Рахманинов часто гастролировал по Европе. Вскоре был признан одним из величайших пианистов своей эпохи и крупнейшим дирижёром, хотя дирижировал не часто.

Зарубежный период творчества отмечен исключительным своеобразием. Стиль Рахманинова складывается из цельного соединения самых различных, порой противоположных стилистических элементов: традиций русской музыки, древнерусского знаменного распева, джаза, «ресторанной» эстрады 1930-х годов, виртуозного стиля XIX века и жёсткой токкатности авангарда. В самой разнородности стилистических предпосылок заключён философский смысл – абсурдность, жестокость бытия в современном мире, утрата духовных ценностей. Произведения этого периода отличаются загадочной символикой, смысловой полифонией, глубоким философским подтекстом.

Последнее произведение Рахманинова – «Симфонические танцы» (1941), ярко воплощающее все эти особенности, многие сравнивают с романом М. Булгакова «Мастер и Маргарита», законченным в это же время и признанное многими как величайшее его создание. Это произведение было самым любимым и для самого Рахманинова.

Валерий Лихачёв – оперный певец, руководитель общественной организации «Русский дом» в Копенгагене

Также по теме

Новые публикации

Примета нового времени – «вакцинный» туризм в Россию. Именно в нашей стране иностранцам официально разрешено делать прививку от коронавируса. Желающих купить такой необычный тур оказалось предостаточно. Первыми в Москву за спасительной вакциной приехали немцы.
Глава Комитета Госдумы по образованию и науке, председатель правления фонда «Русский мир» выступил на радио «Комсомольская правда», где рассказал о ближайшем будущем российско-американских отношений.
Народный писатель Чувашии Михаил Юхма написал более двухсот книг на исторические и современные темы на русском и чувашском языках (переведены на многие языки), его пьесы ставились в драматических и кукольных театрах разных российских городов и стран. Среди его многочисленных наград немало международных – премия Андерсена за достижения в детской литературе и золотая медаль ООН.
В День космонавтики обратим внимание на профессиональную лексику покорителей космоса. Как в любой профессиональной сфере, где используются сложные системы и оборудование, в космонавтике множество аббревиатур. Их употребление позволяет экономить время, но для зарубежных специалистов на орбите это представляет определённую трудность.
С 10 по 12 апреля на ВДНХ проходит международный фестиваль «Пора в космос!», приуроченный к 60-летию полёта первого космонавта Юрия Гагарина. Одним из участников фестиваля стал космонавт-испытатель Олег Блинов, который рассказывает студентам из разных стран, обучающимся в России, о своём опыте пребывания в отряде космонавтов.
Началась подготовка к Всероссийской переписи населения – 2021. Последняя перепись была в 2010-м. Очередь следующей должны была настать в 2020-м, однако из-за коронавируса её перенесли на сентябрь 2021-го. Что ожидать от новой переписи и как она будет проходить, в интервью «Русскому миру» рассказывает член Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ Владимир Зорин.  
Каждый год в апреле мы возвращаемся к славному дню 12 апреля 1961 года. В тот день корабль «Восток-1» поднял на околоземную орбиту первого человека новой космической эры – Юрия Гагарина. Полёт продолжительностью чуть более полутора часа сделал его фигурой, которой до сих пор восхищаются во всем мире. А нам совершённый Гагариным ровно 60 лет назад подвиг позволяет вспомнить невероятную связь его истории с прекрасным персонажем из Аргентины – певицей и актрисой Лолитой Торрес.
Полёт первого землянина – Юрия Гагарина – в космос стал эпохальным не только для нашей страны, но и для всего человечества. А сегодня без космических исследований не может обойтись практически ни одна сфера народного хозяйства. О своём опыте работы в космосе рассказывает Герой Советского Союза, лётчик-космонавт Владимир Титов.