EN
 / Главная / Публикации / Августовский Спас

Августовский Спас

Тамара Скок19.08.2021

Фото: markik.ru###https://markik.ru/raznoe/sort-yablok-na-a-baza-dannyh-sortov-yabloni-fgbnu-vniispk.html

В пору активного сбора летнего урожая отмечают три Спаса: Медовый, Яблочный и Ореховый. Все три Спаса связаны, конечно, со Спасителем и соотносятся с событиями Священного Писания. Кроме того, в русском языке о Спасах сохранилось немало пословиц и поговорок, отражающих быт, традиции и народные приметы.

Медовый Спас приходится на 14 августа, первый день Успенского поста, когда почитаются три святыни: Животворящий Крест Господень, образ Спасителя и икона Владимирской Божьей Матери. Медовый Спас соотносится со временем сбора и освящения мёда, с одариванием бедных: На первый Спас и нищий медку отведает. Второе название этого Спаса – Мокрый – связано с водосвятием на реках и с последующим купанием в освящённой воде. Считалось, что омовение несёт здоровье, защищает от немощи. В этот день обливали или окропляли домашнюю скотину, а также освящали старые или копали новые источники воды: Пришёл первый Спас – святи колодцы.

Второй Спас – Яблочный – отмечают 19 августа, в Преображение Господне. Согласно поговорке, первый Спас — на воде стоят, второй Спас — яблоки едят. И действительно, к этому времени поспевают в садах антоновка, грушовка, боровинка… Прихожане несут в церковь румяные плоды для освящения, одаривают бедных, угощают детей. Но не только яблоки несли в церковь в этот день. Этнограф и фольклорист С. В. Максимов в книге «Нечистая, неведомая и крестная сила» (1899 г.) отмечал, что «вся паперть в приходских церквах бывает заставлена столами, на которых навалены горы гороха, картофелю, огурцов, репы, брюквы, ржи, ячменя и проч. Все эти плоды урожая священник благословляет после обедни и читает над ними молитву, за что благодарные прихожане ссыпают ему в особые корзины, так называемые, “начатки”, т. е. понемногу от каждого сорта принесённых плодов».

Исследователь отмечает и тот факт, что в некоторых местах, например в Вельском уезде Вологодской губернии, люди не ограничивались подношением священникам или одариванием нескольких нищих, а устраивали настоящие народные гуляния с обильным угощением: «С днём Преображения Господня связывается особый обычай, известный в народе под именем “столованья”. На площади, перед церковью, ставят длинный ряд столов, покрывают их чистыми скатертями, и все деревенские хозяйки принимают на себя обязанность наполнить эти столы всевозможной снедью, которая и поедается прихожанами после обедни и крестного хода».

У И. Шмелева в «Лете Господнем» это время запечатлено через призму умиротворения и любования природой: «Преображение Господне… Ласковый, тихий свет от него в душе — доныне. Должно быть, от утреннего сада, от светлого голубого неба, от ворохов соломы, от яблочков грушовки, хоронящихся в зелени… Подсолнухи уже переросли заборы и выглядывают на улицу, — не идет ли крестный ход? Скоро их шапки срежут и понесут под пенье на золотых хоругвях. Первое яблочко, грушовка в нашем саду, — поспела, закраснелась… Зажмуришься и вдыхаешь, — такая радость! Такая свежесть, вливающаяся тонко-тонко, такая душистая сладость-крепость — со всеми запахами согревшегося сада… Нежаркое уже солнце и нежное голубое небо, сияющее в ветвях».

С этим днём связано несколько народных примет. Считалось, что, если Яблочный Спас выдастся сухим, осень будет холодной, суровой, а если дождливым, то и осенью жди слякоти да сырости. Ясный день на Яблочный Спас сулил зиму с трескучими морозами, а ещё примечали: Каков второй Спас – таков и Покров; Каков день второй Спас – таков и январь. Похолодание, особенно по ночам, замирающий ветер, сонное состояние природы – это всё подтверждает наблюдение, что со Спаса Преображенья погода преображается, меняется её характер в преддверии скорой смены времен года. Со второго Спаса засевай озимь – ещё одна подсказка для земледельцев и напоминание о приближающихся холодах.

29 августа отмечают Ореховый Спас, он же Хлебный, или Спас на холстах. Этот день в христианской традиции связан со Спасом Нерукотворным, ставшим по сути первой иконой. «Третий Спас хлеба припас», – говорили в народе и в этот торжественный день пекли караваи уже из свежемолотого зерна нового урожая. К этому времени поля уже опустели (жатва заканчивалась к Успению Пресвятой Богородицы, к 28 августа), зато в лесу ещё было чем поживиться, самое время собирать орехи. В средней полосе России – лещину, а в южных регионах – грецкий орех.

И на праздничном столе ядра орехов были соседями свежему хлебу, и для детишек лакомством, да и в девичьей светёлке вкусной забавой: орехи – девичьи потехи. Одна из таких забав – гадание на орехах. Каким окажется первый орех, таким будет и следующий год: вкусный и сладкий орешек сулил большую любовь, недозрелый обещал важную весть или перемену, гнилой – беду, а горький – тревожные события. А ещё считалось, что с помощью орехов можно от человека отвести порчу. Для этого нужно съесть первый орешек самому, а второй отдать первому встречному.

Интересный факт: в народе подметили, что в один год не бывает богатого урожая и хлеба, и орехов. Как правило, обилие орехов в лесу указывало на то, что следующий год будет хлебным: Много орехов на Спас – через год запасёшь хлеба про запас. А ещё третий Спас был временем продажи сотканного ранее домашнего полотна. От него старались избавиться, ведь впереди осень и зима – время создания новой партии домотканой материи. Оттого в одной поговорке нашли отражение и хлебная, и полотняная темы: Третий Спас на полотне, а хлебушек на гумне.

Успение и Ореховый Спас – время прощания с улетающими в тёплые края ласточками и журавлями, грустная осенняя пора всё ближе: Успение пришло – солнце на осень пошло. Но в то же время третий Спас был началом периода активного сватовства, и девушки на выданье пребывали в радостном оживлении и трепете: а вдруг не просватают, тогда всю зиму в девках просидишь. Подступающее бабье лето молодые люди старались использовать для завязывания романтических отношений, а природа была их союзником. Не зря классик подметил:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Также по теме

Новые публикации

120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
С 15 по 19 апреля в Тунисе при поддержке фонда «Русский мир» проходит Международный форум для преподавателей русского языка стран Северной Африки и Ближнего Востока TERRA RUSISTICA. Директор МАПРЯЛ Александр Коротышев рассказал, какие главные вопрос будут обсуждаться на форуме.
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.
Российские и зарубежные эксперты в области международных отношений, экономики, медиа и образования обсудили различные стороны взаимодействия России со странами Африканского континента – от сотрудничества в информационной политике до строительства АЭС и борьбы с наследием колониализма.
Как известно, Михаил Глинка, как и Пушкин,  создал «новый русский язык» – только в музыке. В год своего 220-летия великий русский композитор и европейская знаменитость Михаил Глинка получил «поздравление» от украинцев. В местном институте национальной памяти (УИНП) его объявили одним из «символов российской имперской политики».
К Международному дню движения Сопротивления в МИА «Россия сегодня» провели круглый с участием российских и зарубежных историков и экспертов. Они рассказали, что представляло собой движение Сопротивления в Европе и почему так важно сохранить память о нём.
Цветаева