XVII Всероссийская олимпиада для студентов по русскому языку как иностранному «Россия – страна профессиональных возможностей». Итоги
Редакция портала «Русский мир»10.12.2021
C 13 ноября по 8 декабря 2021 г. при информационной поддержке фонда «Русский мир» и Ассоциации преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ) на базе кафедры русского языка и методики его преподавания филологического факультета Российского университета дружбы народов состоялась XVII Всероссийская олимпиада для студентов по русскому языку как иностранному «Россия – страна профессиональных возможностей».
Основные задачи данного мероприятия, в первую очередь, состояли в популяризации русского языка и культуры, повышении интереса к России, поддержке талантливой молодёжи, а также в выявлении сформированности коммуникативной компетенции иностранных граждан, получающих образование в России на русском языке, с учётом новых международных контактов в сфере наукоемких профессий. Так, олимпиада сыграла большую роль для понимания значимости русского языка в получении образования в России.
В этом году олимпиада впервые прошла в дистанционном формате. Использование платформы Teams, видеохостинга Youtube (канал «Русский в фокусе»), социальных сетей Instagram и Facebook позволили максимально сохранить концепцию проведения олимпиады и методические принципы её организации, предложив мероприятия и задания, разработанные на основе новых инфолингводидактических подходов.
Отличительной особенностью олимпиады стала и продолжительность её проведения. В течение трёх недель студенты собирались на электронной площадке для участия в различных мероприятиях: писали эссе, в устных турах демонстрировали и обсуждали свои презентационные видеопроекты, состязались за звание лучшего знатока русского языка, участвовали в викторинах, позволивших им не только показать обширные знания русской культуры и истории, современных российских реалий, но и проявить свои таланты и креативность в решении нестандартных заданий на русском языке, что позволило проявить себя каждому и стать победителями в дополнительных номинациях.
Председателем оргкомитета стал декан филологического факультета профессор В. В. Барабаш, заместителем председателя – заведующий кафедрой русского языка и методики его преподавания профессор В. М. Шаклеин. Секретарь и администратор процесса – доцент кафедры русского языка и методики его преподавания Е. А. Рубцова.
В качестве членов жюри выступили руководители всех команд-участниц – научно-педагогические работники вузов-участников, специалисты в области русистики и методики преподавания русского языка как иностранного. Председатель жюри – доцент кафедры русского языка и методики его преподавания Е. Н. Барышникова.
Несмотря на ограничения, связанные со сложной эпидемиологической ситуацией, в состязаниях смогли принять участие иностранные студенты из 28 стран (Бангладеш, Босния и Герцеговина, Ботсвана, Вьетнам, Гаити, Гвинея, Замбия, Зимбабве, Индия, Камерун, КНДР, КНР, Колумбия, Конго (Демократическая Республика), Ливан, Мозамбик, Нигерия, Перу, Северная Македония, Таджикистан, Узбекистан, Сербия, Того, Тунис, Чад, Черногория, Шри-Ланка, Эквадор), которые обучаются в высших учебных заведениях в разных городах России: Белгороде, Владимире, Иркутске, Кирове, Краснодаре, Курске, Москве, Омске, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Тамбове, Томске, Уфе.
Конкурс проводился по двум направлениям.
По итогам заключительного этапа в число трёх лучших конкурсантов вошли:
среди студентов общегуманитарного профиля:
1 место – Буларэс Жасэм (Тунис, Институт туризма и предпринимательства, специальность «Туризм», Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых);
2 место – Нгуен Чань Лыонг (Вьетнам, филологический факультет, специальность «Филология», Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина);
3 место – Хашем Нассар (Ливан, филологический факультет, специальность «Лингвистика», Российский университет дружбы народов);
среди студентов естественно-научного и технических профилей:
1 место – Мусонда Кетура (Замбия, Медицинский институт, специальность «Лечебное дело», Российский университет дружбы народов);
2 место – Дорсенвиль Ги Дональд (Гаити, Инженерная академия, специальность «Энергетическое машиностроение», Российский университет дружбы народов);
3 место – Роджер Иван Айяла Онья (Эквадор, физический факультет, специальность «Физика», Южный федеральный университет).
Участники XVII Всероссийской олимпиады продемонстрировали высокий уровень языковой подготовки, профессиональные навыки, знание исторических и современных реалий, креативность и дружеское отношение друг к другу.
Мероприятия завершились общим праздничным концертом.