EN
 / Главная / Публикации / «Открываем Россию заново»: молодёжь меняет мир к лучшему

«Открываем Россию заново»: молодёжь меняет мир к лучшему

Елена Хрулёва27.07.2022

Всероссийская межуниверситетская программа студенческих экспедиций «Открываем Россию заново» реализуется в Высшей школе экономики с 2017 года. За 5 лет 3500 студентов и преподавателей приняли участие в более чем 300 экспедициях. В 2022 году программа вошла в число проектов президентской платформы «Россия – страна возможностей» и вышла на новый уровень.

Для студентов это уникальная возможность применить полученные в вузе профессиональные навыки на практике, принять участие в социально значимых проектах, а для регионов – получить поддержку лучших молодых специалистов страны.

Согласно опросу, недавно проведённому платформой «Россия – страна возможностей», 96 % учащихся отмечают, что им интересны путешествия по России. А по данным ВЦИОМ, большая часть студентов самым важным во время учёбы в вузе считает получение навыков самостоятельной жизни, взрослого поведения и ответственности за себя. И проект «Открываем Россию заново» становится ответом на запрос молодёжи, которая стремится стать реальным участником действий по развитию нашей страны.

По словам первого заместителя генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Алексея Агафонова, в этом году запланировано 50 экспедиций в разных регионах нашей страны по направлениям «Образование», «Экология», «Социальная сфера», «Урбанистика и развитие территорий», «Культура» и «Технологии».

Как проходит экспедиция? Группа студентов из 8 – 15 человек под руководством наставников отправляется в одно из мест в России, чтобы принять участие в долгосрочных проектах регионального развития: провести исследование или воплотить на практике идею.

На сегодняшний день существует два формата участия в проекте. Первый – когда университет инициирует собственную программу экспедиции в тот регион, у которого есть запрос. Университет отвечает за отбор студентов и содержательное сопровождение. Все организационные вопросы решает АНО «Россия – страна возможностей». И второй вариант – студенты университета могут принять участие в открытом конкурсе, чтобы присоединиться к уже заявленным экспедициям.

Фото: Сайт «Республиканцы на выезде»###https://thumb.tildacdn.com/tild3631-3466-4334-b866-313534643262/-/format/webp/6VnxWWdCQFw_1.jpg


Подать заявку от университетов и региональных партнёров на проведение экспедиции можно до 10 августа на сайте проекта. Студенты приглашаются к участию в экспедициях до 31 октября 2022 года.

Говоря об опыте похожих проектов, Алексей Агафонов рассказал об «Обучающих экспедициях», второй сезон которых стартовал в июле в рамках работы сообщества выпускников конкурса «Лидеры России» – клуба «Эльбрус». Эти экспедиции формируются из финалистов и победителей конкурса «Лидеры России» и команд губернаторов регионов. Проект создан для того, чтобы члены клуба «Эльбрус» смогли на практике познакомиться с принципами работы на госслужбе, а управленческая команда органов власти смогла сформировать кадровый актив на временной или постоянной основе.

У любого современного университета есть очень важная миссия, помимо образовательной и научной, – это общественное развитие, уверен проректор НИУ ВШЭ, председатель Совета межуниверситетской платформы «Открываем Россию заново» Дмитрий Земцов. Если речь идёт о российском университете, то это развитие своих регионов и территорий. И студенты, учащиеся в столичных университетах, имеют возможность принять в этом участие.

Программа, созданная в НИУ ВШЭ в 2017 году, позволяет молодёжи ещё во время обучения почувствовать, что они могут менять мир к лучшему. Все участники подчёркивают, что это уникальный опыт – не только приложения профессиональных навыков, но и знакомства со своей страной.

Главное требование к экспедициям – общественная значимость. Участники экспедиции либо исследуют, либо решают актуальную для регионов проблему. Например, коллеги из МГИМО проводят в Тамбовской и Костромской областях наставнические выезды студентов в детские дома, где помогают ребятам социализироваться. Дальневосточный университет организует выезды медицинских волонтёров на Сахалин для передачи опыта. Представители МИСиС едут оцифровывать Владивостокскую крепость, потому что у них есть развитая программа «Цифровое искусство» и они помогают музею идти в ногу со временем.

Фото: Сайт «Республиканцы на выезде»###https://thumb.tildacdn.com/tild3437-3661-4834-b431-613634303232/-/format/webp/11.JPG

Каждая экспедиция – это больше, чем путешествие. Это реальная возможность повлиять на качество жизни в регионах, на их развитие, культурный потенциал, оставить свой след в истории страны. Дмитрий Земцов уверен, что проект будет развиваться и привлекать всё большее количество новых участников.

Для Андриана Влахова, научного сотрудника Лаборатории социогуманитарных исследований Севера и Арктики НИУ ВШЭ, экспедиции всегда представляли прежде всего научный интерес: собрать важные данные, приобщить студентов к науке, воспитать новое поколение исследователей.

Изначально в качестве руководителя экспедиций по Русскому Северу он хотел посмотреть, как живут люди, исследовать их культуру, язык, помочь студентам собрать данные для своих курсовых и дипломов. Но довольно часто местные жители задавали вопрос: «А что дальше? Как ваша работа поможет нам жить лучше?» Проект «Открывая Россию заново» помогает выстраивать двустороннее партнёрство с региональными университетами, сообществом, властями, решать актуальные проблемы, улучшить жизнь местного населения, уверен Влахов.

Фото: Сайт «Республиканцы на выезде»###https://thumb.tildacdn.com/tild3536-6538-4437-a539-333463303036/-/resize/836x/-/format/webp/38.jpg

По словам учёного, это хорошо видно на примере экспедиций в регионы Русского Севера, где существуют проблемы, связанные с сохранением языка, культуры, образа жизни коренного населения. Участники экспедиции не только собирают информацию, но и дают местным жителям почувствовать интерес к их культуре со стороны людей, которые не живут там. Это создаёт позитивное восприятие себя, и люди начинают понимать ценность собственной культуры и языка, стремиться сохранить их.

Студентка Гюзель Орлова участвовала уже в восьми экспедициях проекта. Совсем недавно она вернулась из Хакасии, которую местные жители называют «маленькой Швейцарией». Столичные студенты на месте изучали миграционные процессы, общались с местными жителями, проводили опросы, посещали школы, университеты, районные администрации, посёлки. По её словам, видеть, как ребята открывают для себя Россию, узнают новое и участвовать в этом – очень приятно. Ведь каждая экспедиция уникальна, приносит много впечатлений, которые остаются на всю жизнь.

Пользу данного проекта невозможно переоценить. Например, студенты-управленцы могут на практике увидеть, как работают местные власти, социологи – применить методы, изучаемые в университете, провести собственное полевое исследование, взять интервью и многое другое. Для молодёжи это реальная возможность преодолеть разрыв между получаемой в вузе теорией и российской действительностью. А это залог успешного развития нашей страны в будущем. 

Также по теме

Новые публикации

120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
С 15 по 19 апреля в Тунисе при поддержке фонда «Русский мир» проходит Международный форум для преподавателей русского языка стран Северной Африки и Ближнего Востока TERRA RUSISTICA. Директор МАПРЯЛ Александр Коротышев рассказал, какие главные вопрос будут обсуждаться на форуме.
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.
Российские и зарубежные эксперты в области международных отношений, экономики, медиа и образования обсудили различные стороны взаимодействия России со странами Африканского континента – от сотрудничества в информационной политике до строительства АЭС и борьбы с наследием колониализма.
Как известно, Михаил Глинка, как и Пушкин,  создал «новый русский язык» – только в музыке. В год своего 220-летия великий русский композитор и европейская знаменитость Михаил Глинка получил «поздравление» от украинцев. В местном институте национальной памяти (УИНП) его объявили одним из «символов российской имперской политики».
К Международному дню движения Сопротивления в МИА «Россия сегодня» провели круглый с участием российских и зарубежных историков и экспертов. Они рассказали, что представляло собой движение Сопротивления в Европе и почему так важно сохранить память о нём.
Цветаева