Дюк Мишель Нгебана: Русская школа в Республике Конго должна стать базой для продвижения российского образования в Африке и мире
МДС11.08.2022
В Республике Конго надеются открыть русскую школу. Об этом проекте и о продвижении в Африке русского языка и российского образования рассказывает Дюк Мишель Нгебана – Почётный консул Российской Федерации в городе Пуэнт-Нуаре, заместитель председателя Всемирного координационного совета российских соотечественников.
– Мишель, расскажите о проекте создания русской школы в Республике Конго. Как родилась идея?
– Выполняя обязанности Почётного консула России в моём родном городе Пуэнт-Нуаре, я не мог не столкнуться с образовательной проблематикой, затрагивающей интересы нашей небольшой общины соотечественников, объединившейся в Ассоциацию «Союзник».
Получив в России образование, зная о том, как много студентов из африканских стран учились в Советском Союзе, я всегда понимал важность качественного образования – и для конголезцев и, тем более, для российских соотечественников, проживающих в зарубежье, в отрыве от исторической Отчизны.
Когда в 2018 году меня избрали во Всемирный координационный совет российских соотечественников, прислушиваясь к пожеланиям моих друзей из Ассоциации «Союзник», к мнениям соотечественников из разных стран и континентов, мной было принято решение поднять вопрос о создании в крупных регионах мира российских образовательных центров.
Такие центры предоставляли бы российские образовательные услуги как для соотечественников, так и для местного населения, причём по стандартам Российской Федерации. Они могли бы стать «мостиками» между молодёжью, заинтересованной в получении российского образования, и российскими вузами.
К 2019 году проект подразумевал создание целостного учебно-воспитательного комплекса, соответствующего требованиям Государственной программы «Русская школа за рубежом» и другим российским государственным программам и общественным инициативам.
Кроме оказания услуг средней школы, продвижения российского образования и обеспечения необходимого уровня подготовки абитуриентов для поступления в вузы России, наш проект предполагает обучение на русском и французском языках, выявление врождённых способностей к определённым предметам; раскрытие талантов и склонностей как оснований для выбора будущей трудовой деятельности.
Читайте также: Рассказать о России на «континенте возможностей»
– То есть, речь идёт не только о создании общеобразовательной школы?
– Сама идея русской школы имени Пушкина возникла немного раньше. Изначальный её смысл был именно в создании среднеобразовательного учреждения. Впоследствии, когда мне довелось включиться в работу Всемирного совета соотечественников, эта идея претерпела некоторые трансформации.
Речь идёт о предоставлении полного комплекса воспитательных и образовательных услуг на уровнях дошкольном, младшей и средней школ с частичным пансионным, интернатным содержанием воспитанников из других городов или близлежащих стран.
Предусмотрено преподавание предметов на французском и русском языках. С начальных классов воспитанники-учащиеся будут изучать русский язык, литературу, историю России и другие предметы, чтобы к завершению учёбы они могли свободно говорить и писать на русском языке, иметь возможность продолжить высшее образование в России без иной дополнительной подготовки.
Также мы планируем организовать широкую деятельность по популяризации и продвижению русского языка, российских культуры и образовательных услуг, профориентации и привлечении иностранных граждан на обучение в российские вузы. И целый ряд дополнительных опций.
Ещё одной из важнейших функций проекта должна стать просветительская работа по широчайшему спектру направлений и, обязательно, должны быть подготовительные курсы для поступления в вузы России.
Перспективным направлением считаю организацию на базе центра возможностей для получения заочного высшего образования.
– Предполагается, что школа будет принимать воспитанников из нескольких государств?
– Республика Конго имеет давние дружественные связи с Россией. Это небольшое государство, но на фоне всей Африки достаточно стабильное. Город Пуэнт-Нуар с более чем миллионным населением называют «экономической столицей» Республики Конго и «морскими воротами Конго», подразумевая не только Конго-Браззавиль, но и Демократическую Республику Конго, и ряд соседствующих государств.
В целом «география» нашего проекта – это Центральная Африка, на первом этапе – франкоговорящая. В тех случаях, когда речь будет идти о детях из семей соотечественников, то и вся Африка южнее Сахары.
– Кто участвует в реализации проекта?
– На начальном этапе проект поддерживают посольство России в Республике Конго, Всемирная ассоциация выпускников высших учебных заведений, возглавляемая моим другом Владимиром Четием, и Всемирный координационный совет российских соотечественников.
Впоследствии школа станет центром для проведения мероприятий и реализации программ для российских соотечественников и выпускников наших отечественных вузов на территории Африки южнее Сахары, а возможно, и Африки в целом, где живёт значительное количество бывших выпускников вузов СССР и РФ, среди них – высшие руководящие кадры и политики, а отношение к России в основном дружественное.
Отмечу, что отношение конголезского государства к образованию весьма серьёзное, и поддержка от Правительства Конго-Браззавиля, профильного министерства и мэрии Пуэнт-Нуара будет обеспечена.
– Кто будет учиться в русской школе? Зачем детям в Центральной Африке русский язык и российское образование? И нужны ли России такие учреждения в далеких странах?
– Как я уже говорил, школа должна привлечь детей соотечественников, иностранцев и коренного населения, проживающих в Республике Конго и из близлежащих государств.
Есть огромный опыт получения образования африканцами в СССР и в Российской Федерации. А в нынешних условиях обострения кризисных явлений в мире российское образование станет одним из наиболее привлекательных и конкурентоспособных.
При этом различные ограничения, как было во время пандемии, могут стать препятствием для перемещения студентов. Согласитесь, что для юных учеников проще ездить в один из близко расположенных регионов Африки.
Это особенно важно для перспективы развития школы в образовательный центр, в котором выпускники будут заочно проходить курсы и сдавать экзамены.
Основания для проекта очевидны – социально-экономические сложности во многих регионах Африки, а также стремление российского руководства к возобновлению многогранного сотрудничества с дружественными африканскими государствами.
Продвижение за рубежом общего образования на русском языке – важный фактор гуманитарного и политического влияния России в мире. А подготовка кадров – одно из развивающихся направлений африканско-российского сотрудничества.
Для осуществления утвержденной Президентом Российской Федерации Программы «Русская школа за рубежом» нужно создавать учебные заведения, обеспечивающие «условия проживающим за рубежом соотечественникам и иностранным гражданам для получения общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в рамках межправительственных соглашений».
Школа станет базой для продвижения российского общего и высшего образования для иностранных граждан и зарубежных соотечественников, успешным гуманитарным проектом. Верю в то, что он даст и экономический эффект.
– На какой стадии находится сейчас проект? Что нужно сделать, чтобы он имел развитие?
– К сожалению, так вышло, что начало развития проекта было замедлено пандемией и нынешним кризисом.
К тому моменту был изготовлен эскизный проект школы, сделаны необходимые расчёты и проведены предварительные собеседования с местными властями в Пуэнт-Нуаре.
Предполагается, что для компенсации эксплуатационных расходов и оплаты труда персонала учёба в школе будет для детей-соотечественников – льготная, для других желающих – платная, но дешевле, чем в частных школах западных стран.
Для продвижения проекта, до выхода его на «плановую мощность», нужно спонсорское финансирование.
Учитывая ситуацию в мире, нужна поддержка именно со стороны российского государства и/или крупных бизнес-структур.
После такой поддержки программа создания и деятельности школы по согласованию с руководством Российской Федерации и Республики Конго может получить статус «Под патронатом президентов России и Республики Конго».
Объединив в одном комплексе образование, воспитание, науку и экономический прагматизм, сможем достичь весомых результатов.
Источник: Московский дом соотечественника