Знай наших! Александр Репин – главный инженер Военно-воздушных сил Красной армии
Елена Хрулёва12.09.2023
120 лет назад, 12 сентября 1903 года, родился Александр Константинович Репин – главный инженер Военно-воздушных сил Красной армии в годы Великой Отечественной войны, заместитель командующего и член Военного совета ВВС, глава советской военной миссии в США, генерал-полковник инженерно-авиационной службы.
Коллеги А. К. Репина отмечали высочайший уровень его инженерного образования, талант быстро вникать в передовые разработки конструкторской мысли, выдающиеся организаторские способности по улучшению эксплуатации и ремонта самолётов и боевой техники частей ВВС.
Будущий советский военачальник родился 12 сентября 1903 года в Брянске в семье железнодорожного мастера. Во время Гражданской войны А. К. Репин принимал участие в боевых действиях против Юденича. В 1920 году окончил Карачевские артиллерийские курсы комсостава РККА (Брянская область). В марте 1921 года был направлен на учёбу в 5-ю Томскую военно-инженерную школу и радиотехнический класс при томском радиодивизионе, после окончания которых служил на различных должностях в войсках связи: начальником радиостанции в Якутске в отдельном радиодивизионе Сибирского военного округа, начальником радиомастерских в Хабаровске. В 1927 году окончил Московские химические курсы усовершенствования комсостава РККА, в марте 1930 года поступил на воздушно-технический факультет Военно-воздушной академии им. проф. Жуковского и в 1934 году с отличием закончил учёбу.
С мая 1937 по март 1938 года в должности советника по авиации – Главного инженера ВВС республиканской Испании Репин принял участие в национально-революционной войне.
Известно, что уже с октября 1936 года в Испанию стала поступать закупленная республиканским правительством советская военная техника. С кораблей сгружались танки, самолёты, пушки, пулемёты и боеприпасы; с них же сходили на берег советские добровольцы: лётчики, танкисты, инженеры, техники, пулемётчики и артиллеристы.
Силами испанских механиков и инженеров Репин организовал эксплуатацию и ремонт авиационной техники (истребителей И-15 и И-16), а затем в условиях постоянных бомбардировок противником крупных промышленных центров, таких как Барселона, Валенсия и другие, и производство И-16 в горных туннелях недалеко от Аликанте. Советским специалистам пришлось проявить все инженерные знания и навыки, находчивость и смекалку, чтобы в полевых условиях обеспечить надёжную работу самолётов и их восстановление после тяжёлых и многочисленных воздушных боёв с фашистской авиацией.
С началом Великой Отечественно войны одной из важнейших внешнеполитических задач СССР становится налаживание союзнических отношений, а также поставок техники и вооружений. Для решения этого вопроса Государственный комитет обороны СССР принимает решение об отправке Советской военной миссии в Великобританию и США.
Одним из главных опасений американцев было то, что Советский Союз не выстоит под ударами немецких войск. Военное и военно-морское ведомство США считали шансы Советского Союза на выживание ничтожно малыми, а продолжительность сопротивления СССР гитлеровской Германии оценивали в полтора – три месяца. Многие представители правящей элиты США откровенно опасались, что в случае быстрого поражения СССР в войне вся оказанная стране помощь окажется в распоряжении германской армии. Такая позиция американских военных препятствовала налаживанию взаимодействия в первые месяцы войны.
Вначале советскую военную миссию возглавлял генерал-лейтенант Фёдор Голиков, бывший перед войной начальником Главного разведывательного управления. Однако решение технических вопросов, связанных с поставками конкретных видов вооружений и стратегических материалов, было поручено генерал-майору инженерно-технической службы А. К. Репину. Американские политики и военные отмечали его блестящую образованность, деловые качества, умение держать себя и общаться с прессой.
Более того, поскольку генерал Репин в конце июля – начале сентября 1941 г. совершает многочисленные поездки, посещая оборонные заводы США в Сан-Диего, Лос-Анжелесе, Риверсайде Индианаполисе, Балтиморе и других американских городах, именно он находится в фокусе внимания американских средств массовой информации. В 1942 году для более эффективного решения вопросов поставок вооружений и стратегических материалов А. К. Репин был назначен главой советской военной миссии в США.
Важнейшей задачей представителей советской военной миссии в США было убедить американское руководство в том, что военное положение СССР не является катастрофическим, а Красная армия сохраняет свою боеспособность. «Оба генерала (А. К. Репин и Ф. И. Голиков – прим. ред.) подчёркивали необходимость быстрых действий, но они были абсолютно уверены в том, что Красная армия не будет разгромлена летом и, более того, что у неё хватит сил для захвата инициативы с началом зимы», – писал в своих воспоминаниях первый руководитель администрации ленд-лиза Эдвард Стеттиниус.
Инспектируя американские авиационные заводы, разбросанные по всей стране, и отвечая на многочисленные вопросы американских журналистов, генерал Репин неизменно выражал уверенность в победе Советского Союза над Германией, отмечал «оптимизм русского народа», при этом подчёркивал, что «эффективная помощь Америки ускорит победу».
– Моральный дух народа СССР силён. Никто в России не сомневается в скорой победе над Германией, – приводили в сентябре 1941 года слова генерала The Los Angeles Times. Представляя советские военно-воздушные силы, Александр Репин назвал гитлеровской пропагандой информацию о «тотальном уничтожении русских самолётов». Он также заявил: «Мы победим быстрее, если другие страны нам помогут, но разница только во времени».
В результате переговоров представителей американской администрации и лично президента Рузвельта с членами советской военной миссии были достигнуты первые результаты, которые открыли возможности оказания экономической помощи СССР (пока вне поля действия программы ленд-лиза). На Советский Союз перестали распространяться ограничения на поставки вооружений, оговоренные законом о нейтралитете, были разблокированы счета СССР в американских банках и снят запрет на финансовые операции с СССР.
В октябре 1941 года правительство США распространило действие закона о ленд-лизе на поставки для Советского Союза. Однако в деле реализации программы ленд-лиза в отношении СССР было множество сложностей. Для того чтобы сдвинуть с мёртвой точки временно забуксовавшую программу, большое значение имела личная встреча главы советской военной миссии в США Александра Репина с президентом США Франклином Рузвельтом в феврале 1942 года. В частности, советский генерал проинформировал президента о систематическом нарушении как сроков, так и объёмов поставок в СССР военного оборудования и стратегических материалов, оговоренных в Первом (Московском) протоколе программы ленд-лиза в отношении Советского Союза. Так, например, количество танков, посланных в СССР, составило только 283 вместо 1271, установленных Московским протоколом, противовоздушных пушек – отправлено 4 вместо 30, минометов – 165 вместо 460.
Важным результатом встречи Репина с президентом США было то, что Рузвельт взял под свой личный контроль выполнение поставок в СССР и соблюдение сроков. Меняется и тональность публикаций в американской прессе, освещавших приезд генерала Репина в США. Многие издания опубликовали интересные детали неформального общения американского президента с главой советской военной миссии, свидетельствующие о качественно новом уровне отношений между двумя государствами. «Репин нанёс визит в Белый дом, чтобы попрощаться с президентом, так как собирается вскоре улететь в Советский Союз», – писали The New York Times в феврале 1942 года.
После возвращения из командировки в США Александра Репина назначают главным инженером Военно-воздушных сил Красной армии, заместителем народного комиссара авиационной промышленности СССР, заместителем командующего и членом Военного совета ВВС, начальником Главного управления инженерно-авиационной службы Красной армии. В тяжёлые военные годы генерал Репин смог организовать всесторонние испытания и отбор новых образцов авиатехники, а также технически грамотную эксплуатацию материальной части ВВС. На вооружение советских Военно-воздушных сил поступили новые самолёты советского и иностранного производства, различные образцы оборудования и вооружения. А. К. Репин неоднократно направлялся Военным советом ВВС Красной армии на фронт для улучшения эксплуатации и ремонта самолётов в боевых условиях.
В апреле 1946 года по сфабрикованному обвинению А. К. Репин был арестован (вместе с Главнокомандующим ВВС А. А. Новиковым, наркомом авиационной промышленности А. И. Шахуриным и рядом других генералов), снят с должности и необоснованно репрессирован по так называемому авиационному делу. Долгих шесть лет – до апреля 1952 года – он находился в одиночной камере Лубянской тюрьмы. Несмотря на тяжёлые условия содержания, на допросах он не дал возможности оговорить надуманными обвинениями руководителей Наркомата обороны СССР, в том числе Г. К. Жукова, в связи с готовившейся кампанией по его компрометации.
25 мая 1953 года определением Военной коллегии Верховного суда СССР приговор в отношении генерала Репина был отменён и дело прекращено за отсутствием состава преступления. 12 июня 1953 года постановлением ЦК КПСС А. К. Репин был полностью реабилитирован, в этом же месяце он был восстановлен в рядах КПСС.
С июля 1953 по сентябрь 1954 года генерал Репин занимает пост заместителя начальника Военно-воздушной академии имени профессора Жуковского по науке, с сентября 1954 до апреля 1955 года – помощника командующего Дальней авиацией по спецслужбе, в 1955 – 1957 гг. – заместителя председателя Военно-промышленного комитета при Совете министров СССР, после чего уходит в отставку по состоянию здоровья.
Генерал-полковник Александр Репин был награждён двумя орденами Ленина, двумя орденами Кутузова 1-й степени, тремя орденами Красного Знамени, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, испанскими и американскими наградами, многочисленными медалями.
В качестве признания особых заслуг в организации успешных поставок современного вооружения в рамках ленд-лиза Репин был удостоен степени командора ордена «Легион почёта» (США), который был передан для вручения президентом США Рузвельтом маршалу Сталину на закрытии Ялтинской конференции в 1945 году.
Читайте также: Знай наших! Андрей Хрулёв – великий труженик Победы