EN

Елена Демчик (Северная Македония): «Стараюсь донести детям мысль о родстве наших языков»

Светлана Сметанина25.09.2023

Елена Демчик, урок русского языка в македонской школе. Фото предоставлено Е. Демчик

С 1 сентября в нескольких школах Северной Македонии возобновились занятия по русскому языку. Их организует Ассоциация по обучению русскому языку и распространению русской культуры «Озарение» при поддержке фонда «Русский мир». Руководитель ассоциации «Озарение» Елена Демчик рассказала, как удалось сохранить изучение русского языка в Скопье.

– С 1 сентября продолжилось изучение русского языка в школах Северной Македонии. Какую роль в этом сыграла ваша ассоциация?

– Ассоциация «Озарение» со своим проектом смогла внедриться в государственную систему образования Македонии. Мы работаем в основных государственных школах с одобрения Министерства образования Республики Северной Македонии.

У нас комплексная программа с первого по пятый класс. То есть ученики два раза в неделю в течение пяти лет изучают русский язык и русскую культуру с 1 по 5 класс начальной школы. А дальше они продолжают изучать уже своими силами, так как проект рассчитан именно на начальную школу. По проекту проходят обучение в двух общеобразовательных государственных школах более 300 учеников.

В перспективе у нас запланировано обучение в старших классах, написаны программы по прекрасному УМК под названием «Русский язык: 5 элементов» (автор – Т. Залманова), но в свете последних событий в мире пока нет такой возможности.

– То есть русский язык в школах Республики Македония не изучают как второй или третий иностранный?

– В главном городе Скопье – нет. На периферии, в нескольких небольших городах, изучают русский язык как второй иностранный язык в государственных школах.

В 2007 году я пришла в школу им. Д. Миладинова в Скопье с инициативой – сохранить изучение русского языка. На тот момент русский язык изучался только в одной школе. Мы с директором школы обсудили этот вопрос, и было принято решение продолжить изучение русского языка.

Славянские страны очень хорошо относятся к России – русская культура и русский язык им очень близки. Своим ученикам я всегда говорю, что русский язык и другие славянские языки – это как ветви одного дерева, которые растут из одного корня. И дети очень положительно это воспринимают, сразу появляется интерес: протягивается ниточка – раз мы близкие, то и эмоции совсем другие.

Буквы у нас почти все одинаковые: в македонском языке 28 букв, и они также графически пишутся, как и русские буквы, за исключением пяти букв, которые отличаются.

Мы знаем, что македонским славистом и создателем современного македонского литературного языка Блаже Конески были использованы труды грамматического учения о слове выдающегося советского слависта академика В. В. Виноградова. Я сама окончила магистратуру в Магнитогорском педагогическом университете на филологическом факультете, и тема моей магистерской работы была «Сравнение глаголов настоящего времени сербского, македонского и русского языков», поэтому мне интерeсна и понятна тема македонского языка.

Стараюсь донести детям мысль о родстве наших языков. Дети это чувствуют, у них растёт ответное желание изучать русский язык. Свои программы мы согласовываем с Министерством образования.

Международный день мира отметили в школе им. Д. Миладинова (Скопье). Послание о мире ученики прочитали на македонском и русском языках. Фото предоставлено Е. Демчик

Для обучения детей взята разработанная в Болгарии программа по изучению русского языка с 1-го по 5-й класс. Это учебно-методический комплекс «Карусель», который был признан лучшим на европейской книжной выставке-ярмарке в 2008 году. Я связалась со школой имени А. С. Пушкина в Варне, и там мне дали рекомендации по написанию программы обучения. Таким образом была подготовлена программа для обучения детей в Македонии. Это большая работа: 72 часа занятий в год в одном классе, в течении пяти лет с 1 по 5 класс – 360 часов. В Министерстве образования посмотрели эту программу, проучили, скорректировали, что было нужно, и одобрили.

– И сегодня дети в двух школах Македонии два раза в неделю изучают русский язык и литературу?

– Да, мы стараемся не просто излагать учебный материал, но и давать сведения о культуре, истории. Мы рассказываем о праздниках, которые близки славянским народам. Первый праздник, который мы обязательно отмечаем в наших классах, – это День мира. В этот день дети пишут письма в защиту мира между народами на македонском и на русском языках. А те, кто не умеет ещё писать, рисуют своё художественное представление о защите мира, в целом представление о мире. Мы рассказываем нашим ученикам о том, что дети со всего мира, конкретно из 60-ти стран, отправили по одной монетке в Японскую ассоциацию Организации Объединённых Наций, и там из этих монет сделали колокол. Каждый год, 21 сентября, этот колокол звонит в память о всех погибших в ходе различных военных конфликтов, природных катаклизмов и техногенных катастроф.

– А какие-то мероприятия, посвящённые русской культуре, вы тоже проводите?

– Мы обязательно принимаем участие в конкурсе «Живая классика», ежегодно проводим Национальный этап конкурса в Македонии. Проводим праздник «Масленица», где знакомим учеников с русским фольклором и традициями. К Дню рождения А. С. Пушкина ежегодно проводим Творческий конкурс чтецов и детского рисунка по произведениям великого писателя. К Дню космонавтики – творческий конкурс, ученики рассказывают о первом космонавте Юрии Гагарине, читают стихи, поют песни, посвящённые первооткрывателю космоса. Ко Дню Победы ежегодно проводим акцию «Георгиевская ленточка», где дети читают стихи о войне, поют песни. В процессе обучения учеников стараемся давать им правильную картину мира.

– Российскую школьную программу используете для обучения?

– Да, для детей соотечественников, которые приходят в субботу в Школу дополнительного образования. Это в основном дети соотечественников, которые хотят сохранить русский язык.

И здесь, упор уже делаем на российскую школьную программу – учим по УМК «Учим русский язык», авторы – Л. Д. Митюшина и Е. А. Хамраева. Я знаю Елизавету Хамраеву по мастер-классам, которые она проводит для учителей русского языка. Важно, что в УМК есть учебник, рабочая тетрадь, литературное чтение и прописи.

– Сколько учеников ходит в субботнюю школу дополнительного образования?

– У нас три группы. Первая с 6 до 8 лет, вторая – с 8 до 12, третья – с 12 до 14. В каждой группе 15 человек. Если кто-то не может прийти лично, то включает урок онлайн.

Самое главное, что родители тоже хотят, чтобы их дети сохраняли русский язык. Культуру России невозможно заменить никакой другой. Это такой источник духовного богатства – и музыкального, и литературного! И все об этом знают. Так что русскую культуру вычеркнуть и запретить просто невозможно.

Также по теме

Новые публикации

Погода изменилась: подули холодные ве́тры… Или ветра́? В русском языке есть немало существительных, формы множественного числа которых в речи вариативны. Когда это соответствует норме, а когда нет? Рассмотрим на примерах популярной лексики.
В то время, когда упоминания об угрозе Третьей мировой войны не сходят со страниц СМИ и воинственная риторика в выступлениях политиков становится всё более пронзительной, российские и американские активисты проводят акции с призывом остановить это безумие.
Россия – одна из мировых культурных метрополий. Об этом ежегодно свидетельствуют тысячи молодых людей со всего мира, которые приезжают учиться балету, исполнительскому и актёрскому мастерству, живописи и другим искусствам.
Учителя из Ассоциации преподавателей-русистов Аргентины придумали проект «Моя колыбельная», в котором сами преподаватели, их дети и знакомые аргентинцы пели свои любимые мелодии из детства и читали стихи.
С эпохи позднего средневековья Смоленск находился на границе разных миров и разных культур. Именно из-за регулярных набегов и войн за город его крепостная стена, построенная в период 1595 – 1602 гг., стала одной из крупнейших крепостей мира. Но в то же время через Смоленск пролегал один из древних путей «из варяг в греки» –  как водный, так и сухопутный.
Центры открытого образования на русском языке и обучения русскому языку расширяют географию. В прошлом году к стартовавшему проекту Минпросвещения России подключились в 51 стране мира, в 2024-м году программа продолжает расти и углубляться, в ней задействовали десятки федеральных и региональных вузов России.