EN
 / Главная / Публикации / Митрофан Пятницкий: спасти русскую песню

Митрофан Пятницкий: спасти русскую песню

Анна Генова03.07.2024

Митрофан Пятницкий и народный хор

Есть люди, которые создают историю не благодаря, а вопреки. Именно таким человеком был Митрофан Ефимович Пятницкий. Выдающийся музыкант, фольклорист и этнограф, Пятницкий был беззаветно предан своему делу. Именно благодаря ему большая часть русского фольклорного наследия не просто сохранена, но и донесена до большой аудитории. 3 июля исполняется 160 лет со дня рождения этого великого человека.

 Увлечение итальянской оперой и авторитет Шаляпина

Митрофан Ефимович Пятницкий родился 21 июня 1864 года в селе Александровка Воронежской губернии. Был он девятым из 12 детей в семье священнослужителя. Семья была набожная и очень большая. Ещё будучи совсем маленьким, ребёнок убегал, чтобы послушать пение местных крестьян.

Увлечение музыкой в набожной семье не приняли всерьёз и отправили сына учиться в Воронежское духовное училище. Митрофан купил сборник русских народных песен и там начал его изучать и петь с друзьями. Подобное увлечение не соответствовало кодексу училища, информация дошла до начальства. Перед отъездом на каникулы наставник написал письмо отцу мальчика с просьбой выпороть того за увлечение русскими песнями. Сегодня это звучит дико, но в те времена исполнение любой нерелигиозной музыки в рамках духовной семинарии строго пресекалось. К счастью, родители поняли ситуацию и оставили мальчика дома.

В город Пятницкий вернулся учиться уже в педагогическом училище. Однако музыка – отнюдь не русская, а на сей раз итальянская – захватила его. Митрофан начал учиться итальянской манере пения и достиг довольно серьёзного уровня, даже прошёл прослушивание в Московской консерватории.

Настоятель Иоанн, тот самый который отругал его в духовном училище, понял настоящее призвание ученика и стал хлопотать за него, чтобы помочь с жильём. Однако Митрофан неожиданно влюбился в девушку, которая его вскоре бросила, что повергло молодого человека в сильнейшую депрессию. Когда он, наконец, пришёл в себя и поехал в Москву, шанс учиться в консерватории был упущен. Вместо учёбы на певца Митрофана устроили работать делопроизводителем в психоневрологический диспансер. На этом месте он официально проработал почти 25 лет!

Пятницкий не хотел расставаться с мечтой о музыке. Параллельно со службой он начал брать дорогостоящие частные вокальные уроки у преподавателя Московской консерватории Камилло Эверарди. Определённый прогресс был, Пятницкий иногда даже выступал на благотворительных концертах. Но дальше произошло то, что поставило его на новый и окончательный путь – встреча с Фёдором Шаляпиным. Знаменитый бас, билеты на выступления которого раскупали не только на родине, но и в самой Италии, убедил начинающего певца в том, что стоит сконцентрироваться на русской песне и русском стиле вместо подражания итальянцам. Пятницкий был невероятно тронут тем, что великий певец подсказал ему путь к любимому делу. Заложенная с детства преданность русской народной песне и авторитет гения сработали. Так Пятницкий окончательно обращается к своему предназначению.

Собиратель песен

В начале 1900-х Митрофан Пятницкий приезжает к своему брату-священнослужителю в село Козловка и записывает на фонограф местных крестьян. Вскоре он создаёт и свой первый ансамбль народной песни.

В 1903 году Шаляпин приводит приятеля в музыкально-этнографическую комиссию при Императорском обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии. Пятницкий становится действительным членом этого общества и на этот раз практически официально приступает к собирательству русских народных песен. Он путешествует по разным регионам России, приезжает и в родную Александровку. Результат этих поездок – более 400 песен, сгруппированных по жанрам и областям. Также он собирал целые коллекции народных инструментов и костюмов.

Максим Горький, Митрофан Пятницкий (в центре), Степан Петров (Скиталец)

В 1904 году Пятницкий выпускает первый сборник «12 песен Воронежского уезда» на собственные средства. Он также собирает вокруг себя молодёжь, занимается с желающими русским фольклором. Чуть позже выходит второй сборник «Жемчужины старинной песни Великой Руси», который приносит Пятницкому настоящую известность.

В 1910 году в родном селе Пятницкий знакомится с творчеством крестьянки Арины Колобаевой, которая с двумя дочерьми замечательно исполняла русские песни. Митрофан Ефимович приглашает 70-летнюю женщину в Москву, и она соглашается – по тем временам шаг очень серьёзный для пожилой женщины – полностью сменить среду, приехав в огромный город из деревни. Выступление Аринушки, как её все называли, получило восторженный отзыв в профессиональной среде.


Хор Пятницкого

В 1910 году Пятницкий основал Русский народный хор, который позже стал известен как Государственный академический русский народный хор имени М. Е. Пятницкого. Этот легендарный ансамбль в будущем станет первым профессиональным коллективом, исполняющим аутентичные народные песни и танцы.

Когда хор начал выступать, он состоял целиком и полностью из непрофессионалов из Воронежской, Рязанской и Смоленской губерний, среди которых были инвалиды войны (встреченные Пятницким на работе в психоневрологическом диспансере) и крестьяне.

Первые гастроли «певческой артели» (как они сами себя называли) в Москве прошли с огромным успехом. Исполнители, специально выписанные из нескольких российских губерний, исполняли плясовые, календарные, былины в сопровождении настоящих гуслей и жалеек, а также свадебные плакательные песни, поразившие в самое сердце горожан, никогда не сталкивавшихся с обрядовыми песнями. Среди восторженных слушателей были Фёдор Шаляпин, Сергей Рахманинов, Иван Бунин.

Одна из первых фото: М. Пятницкий с участниками «песенной артели»

В 1914 в коллективе наступил кризис – ушла из жизни всеми любимая Арина Колобаева. А далее всё стало ещё трагичнее: началась Первая мировая война. Многих участников забрали на фронт. Пятницкий старался уберечь оставшихся членов коллектива – устраивал их на работу в Москве, продолжая с ними репетировать. Однако следующий удар не заставил себя долго ждать: в 1917 в стране свершилась Октябрьская революция. Это окончательно разрушило изначальный коллектив. Многие уехали, но Пятницкий остался, надеясь на то, что всё образуется. И стал собирать новый хор на обломках старого. И действительно, через два года новый хор Пятницкого услышал сам Владимир Ленин. В результате участники хора получили официальное трудоустройство в Москве.

«Пойте, как у себя на завалинке»

Пятницкий меж тем не останавливался на достигнутом, продолжая, помимо выступлений, ездить по России. Он пополнял репертуарную «копилку» ещё дважды: в 1920 и 1925 годах. Митрофан Ефимович торопился – он считал, и не без основания, что русская песня вымирает с каждым днём, и её буквально надо спасать. Пятницкий утверждал, что создаёт «летопись русской народной песни». Он принципиально не заставлял участников репетировать. Когда его спросили, почему, Пятницкий аргументировал так: «В том-то и вся прелесть народной песни, что певцы исполняют её “как умеют”. Я делаю им только два указания: потише и погромче. Я их только об одном прошу: пойте, как у себя на завалинке и в хороводе поёте».

Хор Пятницкого часто принимал участие в благотворительных выступлениях. Достоверно известно, что глава коллектива был категорически против коммерческих выступлений. Известен его ответ владельцу ресторана, который предложил хору спеть за деньги: «Наше искусство ситцевое – оно не продаётся!». Перед смертью он оставил завет своему наследнику, племяннику Петру Казьмину: не петь в ресторанах, а уж если петь, то не упоминать его имя.

После смерти Пятницкого в 1927 году хор продолжал существование. Отличный коллектив, исполняющий русскую народную музыку, снискал расположение новых властей СССР. Хору был присвоен статус государственного; вскоре прибавились оркестр народных инструментов и танцевальная группа. Во время Великой Отечественной войны хор имени Пятницкого выступал в составе фронтовых концертных бригад. Остались в памяти и на плёнке прямые трансляции концертов из Государственного дома радиовещания и звукозаписи. Новый руководитель коллектива Владимир Захаров сочинил песню «Ох туманы мои, растуманы» на стихи М. Исаковского, которая стала гимном партизанского движения.


 

О народной музыке

«Музыку сочиняет народ, а мы, композиторы: только лишь её обрабатываем», сказал основоположник русской классической музыки Михаил Иванович Глинка, а примерно век спустя великий джазист Луи Армстронг продолжил: «Вся музыка – народная. Я никогда не слышал, чтобы лошадь пела песню». Конечно, Армстронг понимал прекрасно, что большую часть известной нам музыки сочиняет кто-то конкретный, но в известном смысле он шёл больше в ногу с сегодняшним днём, полагая, что музыкальный материал «висит в воздухе».

Сегодня искусственный интеллект обрабатывает и генерирует «новое», а во времена Пятницкого народные мелодии переписывались в согласии с новой аранжировкой, чтобы быть ближе к современникам, которые уже давно не проживали в сёлах и не распевали ангемитонику на завалинке. Ведь не только Пятницкий занимался обработкой песен, но и его гораздо более профессиональные коллеги – Чайковский, Римский-Корсаков, Мусоргский, Лядов; особая заслуга в создании церковного хорового наследия, основанного на русской традиции, принадлежит Анатолию Кастальскому. Последний, кстати, был в восторге от хора Пятницкого. «Эти никому неведомые Николаи Ивановичи, Аринушки, Прасковьи Фёдоровны зачастую так владеют своим искусством в его целом (мелодия, гармония, контрапункт, музыкальная экспрессия), что нам трудно понять, как, занимаясь этим искусством между делом, можно так артистично его передавать слушателям, притом в совершенно необычной для исполнителей обстановке», писал Кастальский.


«Песня не прощается с тобой»

С момента создания коллектива уже давно прошло более века. Хор имени М. Е. Пятницкого продолжает оставаться одним из самых известных и уважаемых хоровых коллективов России. Хор удостоен множества наград и премий.

Хор Пятницкого, современный состав. Фото: Хор Пятницкого, официальный сайт###https://pyatnitsky.ru/ru-media/ru-foto/

О коллективе сняты художественные и документальные фильмы, написаны книги. Особенно запомнился всем образ Пятницкого в интерпретации Юрия Соломина в биографическом фильме «Певучая Россия».


Легендарный коллектив не просто вошёл в историю, но и продолжает активно развиваться и участвовать во всех значительных фестивалях и концертах на родине и за границей под руководством Александры Андреевны Пермяковой, которая бессменно работает в коллективе более 50 лет.

На сегодняшний день коллектив состоит из очень молодых артистов – их средний возраст 19 лет. Несмотря на это, среди них очень много лауреатов региональных, всероссийских и международных конкурсов молодых исполнителей. Артисты с гордостью и по сей день продолжают нести миссию Митрофана Пятницкого, который представил русскую народную песню и обряды в их настоящем виде на большой сцене.

Также по теме

Новые публикации

С начала конфликта на Украине русофобия стала составной частью идеологии Запада, пишет Myśl Polska. Из театров выбрасывали русскую классику, исчезли книги русских авторов, устраивалась травля деятелей искусства. Сейчас так же стали поступать с российскими спортсменами. Очень напоминает мрачные страницы истории.
«Муха по полю пошла, Муха денежку нашла…». С недавних пор дети в Греции знают, что было дальше с Мухой из сказки Корнея Чуковского благодаря переводам, сделанным переводчицей Александрой Никольской. Мы поговорили с ней об отличиях русской и греческой литературы для детей, о том, сложно ли переводить «Евгения Онегина» на греческий, и каких российских писателей знают и читают в Греции.
«Нам не/за/чем спорить», «Наблюдать было не/за/чем» – как правильно писать не/за/чем в подобных конструкциях? В первую очередь необходимо понять, какая перед нами часть речи, поскольку от этого и будет зависеть слитное или раздельное написание.
Журналистка Людмила Ларкина из Брисбена более 20 лет занимается изучением старой  русской эмиграции в Австралии. Свои изыскания публикует в книгах и статьях на русском и английском языках. Много лет назад к ее исследовательской работе добавилась розыскная – Людмила находит по всему миру родственников русских австралийцев, связь с которыми была потеряна в историческом круговороте XX века.
Сезон летних овощей и фруктов в полном разгаре. Выбирая спелые и ароматные плоды, необходимо прислушиваться не только к мнению продавцов, но и к рекомендациям лингвистов. Как корректно произнести окончания в названиях даров природы?
8 июля исполняется 130 лет со дня рождения выдающегося советского физика с мировым именем, создателя русской физической школы Петра Леонидовича Капицы. Он прожил долгую жизнь – 90 лет, в течение которой ему несколько раз приходилось всё начинать с нуля. И всё же его вывод после всех испытаний звучит довольно оптимистично: «Не горюй и не печалься, нет таких тяжёлых положений, из которых жизнь не нашла бы выход – надо только дать ей время».
Испанцы называли Елену Образцову лучшей Кармен в истории оперы, американцы – лучшей Амнерис в «Аиде». Сама она больше всего любила свою роль Марфы из «Хованщины». Но поклонники и любители оперы называли певицу просто: Елена Великая. 7 июля исполняется 85 лет со дня рождения звезды русской и мировой оперы.