EN

Александр Головин – «волшебник императорских театров»

Елена Малиновская04.09.2024

«Волшебник императорских театров Александр Головин». Выставка Бахуршинского музея в Париже. Фото: Бахуршинский театральный музей

3 сентября в Российском духовно-культурном православном центре в Париже Бахрушинский театральный музей открыл выставку «Волшебник императорских театров Александр Головин». Впервые за рубежом широко представлено творческое наследие одного из самых известных в мировой культуре российских театральных художников – живописца и сценографа Александра Головина (1863–1930). Проект организован при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и фонда «Русский мир».

Подобно импрессионистам, совершившим революцию в живописи, Александр Яковлевич Головин стал революционером в истории театрально-декорационного искусства. Неудивительно, что его работы ещё при жизни незамедлительно расходились по частным и музейным собраниям.

Посетители выставки в Париже имеют возможность увидеть эскизы декораций и костюмов к операм «Псковитянка» (Большой театр, 1901), «Руслан и Людмила» (Мариинский театр, 1902), «Кармен» (Мариинский театр, 1908), «Золото Рейна» (Мариинский театр, 1905), балетам «Лебединое озеро» и «Волшебное зеркало» (Мариинский театр, 1903) и множеству других прославленных произведений, включая эскизы, созданные им для «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Всего в составе экспозиции более 150 театральных эскизов и программ, фотопортретов Головина, а также фотографий спектаклей, поставленных при его участии.

А. Я. Головин, 1910 г. Фотопортрет рабюоты М. Шерлинга. Фото: Бахуршинский театральный музей

«Сегодня в собрании Бахрушинского музея насчитывается свыше 1300 произведений Александра Головина, включая предметы из его личного архива. Уникальность нашего собрания состоит в том, что помимо большой и разнообразной коллекции театральных эскизов художника, оно включает станковые произведения мастера, наброски и зарисовки, а также фотографии оформленных им спектаклей. Такое сочетание позволяет наиболее объёмно представить период Головина в русском и мировом театрально-декорационном искусстве», – рассказала генеральный директор Бахрушинского театрального музея Кристина Трубинова.

Головин А. Я. "Псковитянка", 1901 г. Фото: Бахуршинский театральный музей

Алексей Александрович Бахрушин, основатель Бахрушинского музея, был большим почитателем страстного, очень индивидуального театрального импрессионизма Головина. Он разыскивал и выкупал целыми сериями авторские эскизы художника к самым ярким спектаклям, поставленным на сценах знаменитых российских театров. Несмотря на огромную конкуренцию, которая существовала в те годы между государственными и частными коллекционерами в стремлении заполучить работы Головина, именно А. А. Бахрушин смог не только сформировать, но и сохранить для потомков самую разнообразную коллецию работ мастера.

Первым грандиозным успехом Александра Головина на международной арене стало участие в «Русских сезонах» Сергея Дягилева. На выставке будет представлен эскиз художника к опере «Борис Годунов» (Гранд-Опера, Париж, 1908).

Головин А. Я. "Борис Годунов", Новодевичий монастырь, 1910 г. Фото: Бахуршинский театральный музей

Сергея Дягилева привлекло умение Головина показывать русские национальные традиции через европейский модерн. Дягилев оказывал Головину большую поддержку, регулярно публиковал его работы на страницах журнала «Мир искусства» и упоминал художника в своих статьях. Именно Головин – вместе с К. Коровиным, И. Билибиным и А. Бенуа – в 1908 стал художником постановки оперы Мусоргского «Борис Годунов» для первого «Русского сезона» Дягилева в Париже. В частности, он создал знаменитый костюм царя Бориса, а затем портрет Фёдора Шаляпина в этом образе.

В 1910 Головин оформил для «Русских сезонов» балет Стравинского «Жар-птица» (за исключением двух костюмов Жар-птицы и Царевны, созданных Львом Бакстом). Художественный критик Анри Геон писал: «”Жар-птица” – плод интимного сотрудничества хореографа, композитора и художника (Фокина, Стравинского и Головина) – представляет собою чудо восхитительного равновесия между движениями, звуками и формами. Когда пролетает Птица, кажется, что ее несет музыка. Стравинский, Фокин, Головин – я вижу в них одного автора. Однако какое все это русское, то, что создают русские, и какое все это в то же время – французское! Какое чувство меры и фантазии, какая серьезная простота, какой вкус!». К слову, французское искусство оказало на Головина значительное влияние. Он восхищался французской живописью – не только классической, но и новейшей, совершенно покорившей его на Всемирной выставке в Париже, которую он посетил в 1889. Головин даже провёл затем несколько месяцев на обучении в частной художественной мастерской в Париже в поисках новых техник и приёмов, вырабатывая авторскую манеру письма.

Читайте также: Восхождение русского балета

А. Я. Головин. "Жар-птица", костюм Ивана-царевича, 1921 г. Фото: Бахуршинский театральный музей

Сотрудничество с Всеволодом Мейерхольдом Головин начал с приходом режиссёра в петербургские Императорские театры в 1908 и продолжил до 1918. Вместе они поставили более двадцати спектаклей.

Вершиной их совместного творчества стал спектакль «Маскарад». Спектакль Мейерхольда-Головина, готовившийся более 6 лет, был синтетическим действом, в котором причудливо соединились пение хора, танец, пантомима и трагедия. Головин постоянно присутствовал на репетициях, консультировал артистов при освоении ими костюмов, гримов. Мейерхольд живо интересовался процессом изготовления всех деталей оформления – от декораций до бутафории. Основной темой лермонтовского «Маскарада» в интерпретации Мейерхольда была иллюзорность жизни царской России, стремительно несущейся к краху. «Маскарад» трактовался как глобальная социальная метафора – маскарад эпохи, где подлинные человеческие чувства скрыты под покровом масок.

Читайте также: Знай наших! Всеволод Мейерхольд – создатель революционного театра

Головин А. Я. "Маскарад", игорный зал, 1917 г. Фото: Бахуршинский театральный музей

Премьера «Маскарада» состоялась 25 февраля 1917 – в день начала Февральской революции – и стала последним спектаклем императорского Александринского театра и финалом Прекрасной эпохи Серебряного века.

Экспонаты, связанные с сотрудничеством Александра Головина и Всеволода Мейерхольда, занимают в экспозиции важное место. Идеи Головина и Мейерхольда по созданию театра метафорического реализма были доведены до совершенства. Спектакль оставался в репертуаре Александринского театра вплоть до 1941 года, его играли с неизменными аншлагами около 500 раз.

Выставка «Волшебник императорских театров Александр Головин» продлится в Российском духовно-культурном православном центре в Париже с 3 до 30 сентября. Это уже пятый проект Бахрушинского музея на площадке Российского духовно-культурного православного центра за прошедшие два года. Экспозиции, посвящённые легендам балета Галине Улановой, Юрию Григоровичу и Майе Плисецкой, неизменно продлевались в связи с высоким интересом публики.

Читайте также: Александр Горский – он вдохнул новую жизнь в балеты Петипа

Фото: Бахуршинский театральный музей

Справка

Бахрушинский театральный музей основан 29 октября 1894 года московским промышленником и меценатом Алексеем Александровичем Бахрушиным (1865–1929). При поддержке Министерства культуры РФ в рамках программы комплексного развития музея создается первый в России Музейно-театральный квартал на Павелецкой. Сочетание мультимедийных, научно-исследовательских и информационных ресурсов позволит реализовывать масштабные культурные программы, творческие и социальные проекты.

Бахрушинский музей – крупнейший хранитель театрального наследия России и третий по объёму фондов после ГИМа и Эрмитажа. Более 1,5 млн экспонатов в 19 объектах и в фондах музея – это архивы прославленных театральных деятелей, эскизы костюмов и декораций знаменитых мастеров сценографии, сценические костюмы великих актеров, предметы декоративно–прикладного искусства, программы и афиши спектаклей, фотографии, портреты и редкие издания.

Главная усадьба Бахрушинского в составе 6 объектов находится в Москве, как и 10 филиалов: 3 мемориальных дома (А.Н. Островского, М.Н. Ермоловой, М.С. Щепкина), 5 музеев-квартир (Вс.Э. Мейерхольда, Г.С. Улановой, М.М. Плисецкой, В.Н. Плучека, актёрской семьи М.В., А.А. Мироновых – А.С. Менакера), музей-мастерская театрального художника Д.Л. Боровского и музей-студия Радиотеатра. В 2017 году открылся филиал музея в Зарайске – на родине Бахрушиных.  В 2021 году музей получил здание в Музейном квартале в Туле для новых объектов.

Также по теме

Новые публикации

В жюри короткометражных картин прошедшего недавно в Анапе 33 Международного кинофестиваля «Киношок» вошёл знаменитый киргизский кинорежиссёр Эрнест Абдыжапаров. После фестиваля мы поговорили с мэтром о современном кино, его героях и общем культурном пространстве наших стран.  
Как язык влияет на культуру и сознание народа? По мнению лингвистов, национально-специфические слова в разных языках могут иметь свои уникальные оттенки значения, не всегда точно переводимые на другие языки.
Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева при поддержке фонда «Русский мир» провёл Дни русской культуры в Индонезии. Партнёром проекта, который продолжался более недели, выступил Институт Секола Тингги Бизнес Руната в Денпасаре.
Часть присутствующих высказалась или высказались? Большинство москвичей выбрали или выбрало электронное голосование? При выборе формы глагола в подобных предложениях нередко возникает вопрос: когда требуется единственное, а когда множественное число?
В петербургском киноцентре «Родина» состоялся премьерный показ фильма «Петербург! Жизнь в городе…». Картину создала международная команда, в которую вошли молодые авторы из России, Аргентины, Армении, Беларуси, Египта, Испании, Италии, Китая, Мексики, Польши, Сербии, Туниса, Турции и Франции.
В одной известной молодёжной песне поётся: «Буду новой встречи ждать и скучать за блеском глаз». Узнаем, допустимо ли сочетание «скучать за…», а также какой из вариантов – «скучать по вас» или «скучать по вам» – считается сегодня нормативным.
В Год семьи в четвёртом сезоне главной просветительской премии страны «Знание. Премия» появилась новая номинация, которая сразу стала одной из самых популярных – «За вклад в семейные ценности». О важности работы просветителей и их поддержке государством «Русскому миру» рассказал заместитель генерального директора по управлению проектами Общества «Знание» Кирилл Хвиль.
Наохито Саису преподаёт русский язык и литературу в Нагойском университете иностранных исследований. Он по крупицам собирает свидетельства об одном из величайших писателей XIX в., чтобы рассказать о таланте и жизни Достоевского мировому научному сообществу.