EN

Знай русский! Почему снова, а не сново?

Тамара Скок, Елена Подгорная24.09.2024

Блок08.jpg

«У Volkswagen есть в запасе один или два года, чтобы сново стать прибыльным брендом», прогнозирует автомобильный портал. В этом заголовке допущена серьёзная орфографическая ошибка. Во избежание подобных казусов предлагаем подробнее рассмотреть тему правописания гласных на конце наречий.

В русском языке существуют специальные правила, регулирующие написание безударных конечных гласных у наречий. Кстати, изучаются эти орфограммы ещё в школе, но всё же у пишущих нередко возникают вопросы, почему правильно справА, а не справО; запростО, а не запростА, досытА, а не досытО и т. д.

Во-первых, следует различать буквы -о, -е, -у, -а (-я ) на конце наречий, образованных соединением предлогов с местоимениями и прилагательными. Так, наречия поровну, понемногу, поскольку, постольку, подолгу следует писать с буквой у на конце, а не с о. Это связано с тем, что при образовании слова конечная гласная о производящей основы (ровно, немного, сколько, столько, долго) усекается, а к основе присоединяются приставка по- и суффикс .

«Мне иногда очень грустно, что подолгу не имею от вас известий, и иногда боюсь забыть вас» (Л. Толстой).

Во-вторых, вспоминаем, что наречия с приставками в-, на-, за- обычно оканчиваются на : засветло, замертво, запросто, заново, заодно; направо, налево, насухо, насколько, настолько; влево, вправо (но вкратце, вчуже, вскоре).

«Василиса Егоровна приняла нас запросто и радушно, и обошлась со мною как бы век была знакома» (А. Пушкин).

В-третьих, гласные -а (-я) пишутся на конце наречий, которые образованы от имён прилагательных при помощи приставок из- (ис-), до-, с- (со-): иссиня, изжелта (в составе сложных прилагательных), издавна, издалека; слева, справа, сполна, снова; досыта, досиня, досуха, дочерна. Однако нужно учитывать, что вместе с образованиями на -a (снова, сполна и т. п.) существуют параллельные им образования на (смолодy, сослепу и др.), поэтому в случае затруднения с выбором финальной гласной лучше все же обратиться к орфографическому словарю.

«Наболтавшись досыта и наполнившись чувством удовлетворения, словно мы что-то сделали, успели в чём-то, вернулись мы домой» (И. Тургенев); «Гордость людскую очень трудно уничтожить: только заштопал одну дыру – не успел оглянуться, она снова выглядывает из другой...» (Л. Толстой); «Блажен, кто смолоду был молод, / Блажен, кто вовремя созрел…» (А. Пушкин).

Не лишним будет вспомнить и о наречии времени впоследствии, которое образовалось из предлога в и существительного в предложном падеже и пишется с -и на конце. Написание впоследствие является ошибочным. 

Также по теме

Новые публикации

Погода изменилась: подули холодные ве́тры… Или ветра́? В русском языке есть немало существительных, формы множественного числа которых в речи вариативны. Когда это соответствует норме, а когда нет? Рассмотрим на примерах популярной лексики.
В то время, когда упоминания об угрозе Третьей мировой войны не сходят со страниц СМИ и воинственная риторика в выступлениях политиков становится всё более пронзительной, российские и американские активисты проводят акции с призывом остановить это безумие.
Россия – одна из мировых культурных метрополий. Об этом ежегодно свидетельствуют тысячи молодых людей со всего мира, которые приезжают учиться балету, исполнительскому и актёрскому мастерству, живописи и другим искусствам.
Учителя из Ассоциации преподавателей-русистов Аргентины придумали проект «Моя колыбельная», в котором сами преподаватели, их дети и знакомые аргентинцы пели свои любимые мелодии из детства и читали стихи.
С эпохи позднего средневековья Смоленск находился на границе разных миров и разных культур. Именно из-за регулярных набегов и войн за город его крепостная стена, построенная в период 1595 – 1602 гг., стала одной из крупнейших крепостей мира. Но в то же время через Смоленск пролегал один из древних путей «из варяг в греки» –  как водный, так и сухопутный.
Центры открытого образования на русском языке и обучения русскому языку расширяют географию. В прошлом году к стартовавшему проекту Минпросвещения России подключились в 51 стране мира, в 2024-м году программа продолжает расти и углубляться, в ней задействовали десятки федеральных и региональных вузов России.