Русский язык: учиться не скучно
Сергей Виноградов29.11.2024
«Часами просиживаешь в телефоне», «у тебя одни игры на уме», – с некоторых пор эти упрёки не действуют в отношении тех, кто изучает русский язык с помощью настольных игр и мобильных приложений. А таких с каждым годом становится всё больше, приложения скачивают десятки тысяч учащихся в разных странах мира. «Русский мир» поговорил с авторами нескольких полезных игр, помогающих заговорить по-русски.
«Игровые технологии не только делают процесс изучения русского языка более интересным, но и эффективным, поскольку повышают мотивацию, позволяют практиковать язык в разнообразных ситуациях и способствуют созданию комфортной и стимулирующей обучающей среды», – рассказала «Русскому миру» педагог из Чувашии Александра Никитина, игра которой обучает детей на Шри-Ланке русскому языку, фольклору и культуре.
Русская сказка в Шри-Ланке
Александра Никитина – преподаватель Чувашского государственного педагогического университета (ЧГПУ). Недавно она придумала игру «Русское поле» и адаптировала её для школьников из Шри-Ланки, изучающих русский язык. Игроки соревнуются в знании русского языка и фольклора и могут с помощью «Русского поля» развить грамматические, лексические и речевые навыки, а также подготовиться к экзамену по русскому языку
Преподаватели Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева неоднократно совершали поездки в Шри-Ланку для преподавания русского языка как иностранного в рамках проектов Минпросвещения России.
– Я работала в этих проектах и заметила, что одной из самых больших проблем преподавания русского языка как иностранного (РКИ) на острове является отсутствие методологических материалов в школах, – отмечает Александра в интервью «Русскому миру». – Конечно, это и про плакаты, и про учебники, и многое другое. Но дело в том, что, на мой взгляд, процесс изучения любого иностранного языка – это дело сложное и подчас скучное. Мне кажется, что методологические материалы должны быть не только полезными, но и интересными детям. Поэтому мне пришла в голову идея создания настольной образовательной игры. Кроме того, я являюсь руководителем молодёжной лаборатории «Центр изучения видеоигр», где мы со студентами уже разработали несколько настольных игр и методологических инструментариев.
На настольную игру выбор пал ещё и потому, что в Шри-Ланке довольно часто случаются отключения электричества, а «Русскому полю» эти аварии не страшны.
Игра по сути является стратегической. Игроки соревнуются друг с другом в захвате клеточек игрового поля. Игровое поле оформлено образами русской народной сказки. Кроме карточек с вопросами, существуют карточки с действиями, которые могут помочь команде быстрее добраться до победы – захватить 8 клеточек поля. Все команды начинают с одинакового количества карточек одной категории или смешанных категорий (на выбор учителя).
За один ход участники могут сыграть либо в карточку с вопросами, либо в карточку с действиями. Вопросы в игре направлены на разные уровни владения языком – учителя могут собрать свою колоду вопросов, ориентируясь на собственные задачи.
– Игра, с одной стороны, помогает развить грамматические, лексические и речевые навыки обучающихся, а с другой включает их в контекст русской культуры не только через соответствующие карточки, но и через визуальное оформление игры, – рассказывает создатель приложения. – Кроме того, важна и развлекательная составляющая игры. Процесс обучения русскому языку может быть оживлен посредством использования этой игры на уроках или внеклассных занятиях. Игровые технологии не только делают процесс изучения русского языка более интересным, но и эффективным, поскольку повышают мотивацию, позволяют практиковать язык в разнообразных ситуациях и способствуют созданию комфортной и стимулирующей обучающей среды.
Что важно, игра адаптирована под учебные программы школ Шри-Ланки, использованы местные контексты, имена и названия мест.
– Игра помогает готовиться к экзамену по русскому языку, – говорит Александра Никитина. – Кроме того, была проведен методологический семинар с местными учителями русского языка, в ходе которого были составлены новые вопросы по категории «Россия и Шри-Ланка: культурные связи», разработана концепция дизайна новых карточек и продуманы методологии внедрения игры и новой категории в учебный процесс. При этом игру, а точнее вопросы, можно адаптировать под любую страну, в которой изучают русский язык.
«Русское поле» разработана при Центре изучения видеоигр ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, и она по запросу может быть отправлена вместе с методологическими материалами в любую школу для работы с иностранцами, изучающими русский язык.
РКИ на монгольском и узбекском
Приложения для изучения русского языка активно создаются по всему миру, причём активную роль в этой работе играет молодёжь, российская и иностранная. Так, в Монголии разработали электронное методическое пособие для учителей русского языка как иностранного. Совместно со специалистами Уральского федерального университета над приложением работали 40 педагогов и учащихся из Монголии.
Помимо уроков по РКИ сервис знакомит с историей, культурой и сферой образования Екатеринбурга. Ролики сняты в современном формате, который может заинтересовать молодёжь.
В Улан-Удэ студенты Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления (ВСГУТУ) выступили наставниками 20 проектов программы «Сириус. Лето: начни свой проект».
Одним из её итогов станет создание мобильного приложения для совершенствования языковых навыков «Русские поговоРКИ» на основе искусственного интеллекта. Под началом российском студентов школьники разработают приложение, которое поможет иностранным студентам лучше говорить на русском языке и лучше понимать его.
– Мы, студенты, выступаем в роли наставников для школьников, и должны помогать школьникам делать это приложение, – рассказал «Русскому миру» один из наставников Максим Курган. – Пока что проект на стадии подготовки, и мы только набираем учащихся.
Выучить русский язык с нуля, не выключая смартфона? Пару лет разработчикам сервиса «IZI русский язык» (скачать можно в магазинах мобильных приложений) из Ташкента удалось доказать, что это возможно. За эти годы приложение скачали более 100 тысяч человек. Для игрового сервиса – это капля в море, но для образовательного, да ещё на узбекском языке, результат внушительный.
– Русский язык в Узбекистане очень востребован, при этом ему приходится выдерживать конкуренцию с европейскими языками, – рассказал «Русскому миру» руководитель проекта Дмитрий Онучин. – Определяя, какой сервис будем делать, мы провели опросы, и русский язык лидировал. Исследования также свидетельствовали о том, что люди хотят изучать русский язык, но зачастую не могут. Школ с преподаванием русского языка в Узбекистане не хватает, как и преподавателей. Хотелось дать людям возможность хотя бы самостоятельно учить русский язык.
По словам Дмитрия, адаптировать школьную программу русского языка как иностранного для приложения было невозможно – слишком длинный курс. Сервис нацелен на обучение русскому языку людей, которые не говорят по-русски, но планируют отправиться в Россию на работу или учёбу. Создатели приложения создали свою методику обучения русскому на узбекском языке.
– Человек может заниматься с нуля, с азов, и достигнуть уровня А2, – объясняет Дмитрий Онучин, – то есть получить базовый русский язык, выучив от 1200 до 1500 слов. Наше приложение – единственный сервис подобного рода в Узбекистане, сравнивать не с чем. Обучение разделено на четыре уровня, каждый из них имеет несколько блоков, которые состоят из 4-5 уроков. Всего порядка 100-120 уроков. Сначала мы даём лексику – несколько слов, затем идёт правило, после чего учащиеся применяют их в простейших предложениях и упражнениях. Потом вступает в дело тренажёр для проверки полученных знаний, и человек переходит к следующему уроку, а там его ждут другие слова. Поэтапно разучивая эти 1500 слов, самых употребляемых, можно познакомиться и с самыми расхожими выражениями в русском языке.
Каждый урок снабжён видео, в котором преподаватель на узбекском языке проходит это занятие, объясняя правила. Также в приложении есть чат, в котором можно задать вопросы преподавателям РКИ, получив быстрый ответ.
– Программа годится и детям, и взрослым, потому что всё очень просто объясняется, – уверен Дмитрий. – Мы планируем добавить новый функционал на основе искусственного интеллекта, разработчики думают над тем, как дальше развивать сервис. Сейчас у приложения более 100 тысяч пользователей, рост не останавливается, каждый месяц прибавляется по 2-3 %. Но это ничто по сравнению с потенциалом, который есть в Узбекистане.
«Это замечательно – изучать русский язык, спасибо, – написал один из пользователей приложения. – Через месяц напишу комментарий побольше, ещё учусь».