EN

Новые сказки для наших детей

Сергей Виноградов24.12.2024

Фото: Е. Самарин / mos.ru (CC BY 4.0)###https://www.mos.ru/afisha/event/285702257/?utm_source=search&utm_term=serp

В уходящем году в России активизировалась дискуссия о сути современной детской литературы и вреде ряда зарубежных изданий, проталкивающих нетрадиционные ценности в, казалось бы, безобидных сюжетах. Бороться с этим поможет качественная отечественная литература, которой на полках немало.

«Русский мир» поинтересовался у российских детских писателей – победителей и призёров премии «Большая сказка», которую в декабре вручили в пятый раз, – какие сказки востребованы современными детьми и их родителями, нужны ли патриотические книги для подрастающего поколения и не страдает ли у детей фантазия из-за увлечения гаждетами. А ещё, обязательно ли автору подлаживаться под вкус маленьких читателей, многих из которых растут на заокеанских мультфильмах и кино?   

«У нас и сегодня много книг об искренней любви к родной земле»

Победительницей в номинации «Сказка» (художественные произведения для детей до 12 лет) стала москвичка Валентина Дёгтева за книгу «Чудесная мастерская у бобровой запруды».

Писательница – одна из ипостасей разностороннего таланта Валентины. Ещё она поэт, художник, драматург, педагог… Работала литературным редактором и писала сценарии для радиопередач. Так какие же сказки нужны современным детям?

– Такие же разнообразные, как сами дети: тихони и весельчаки, искатели приключений и домоседы, исследователи и романтики... Сказок должно быть много на любой вкус, но в основе своей они, конечно, должны быть искренними и глубокими, – говорит в интервью «Русскому миру» Валентина Дёгтева. – И хочется запоминающихся героев, которые не вылетают из головы, как только закрываешь книгу, а поселяются там надолго.

Некоторые авторы не любят, когда их называют детскими писателями, утверждая, что они – просто писатели. Валентина Дёгтева с радостью принимает звание детского автора.

Валентина Дегтева

– Я начала писать, когда сама была ребёнком, – на тот момент я писала просто для себя, я так играла в писателя, – вспоминает она. – И очень быстро мои рассказы взяли в печать, а сценарии – на радио, я пришла сразу в мир детской литературы и в нём осталась, хотя был велик шанс всё бросить из-за «синдрома вундеркинда». Но дальше меня окружили уже собственные дети и ученики, с ними пришло второе дыхание. Взрослым мне особенно и нечего сказать, в их мире мне не так уютно, поэтому название «детский писатель» меня совсем не обижает.

По словам писательницы, её литературная судьба началась с победы на конкурсе «Новые имена в детской литературе» на Радио России.

– Потом мою книгу отметил премией «Алиса» Кир Булычёв, а дальше всё как-то и закрутилось... – говорит она. – У меня есть бонус от природы: я умею не ждать вдохновения, а быстро работать по запросу, поэтому ко мне всегда часто обращались за сценариями или книгами на заданную тему. А когда чувствуешь себя нужной, так отчего же не продолжать.

На вопрос, на чьих книгах росла она сама, писательница отвечает так: «буквально на всех авторах, которые издавались в советское время, потому что я действительно читала круглосуточно и не вылезала из библиотеки». Но выделила творчество Кира Булычёва, Астрид Линдгрен и Эдуарда Успенского, отметив, что любит весёлые книги.

А какие пишет сама? Чего хочешь добиться, в очередной раз садясь перед чистым листом – научить, воспитать, успокоить?

– Я чаще всего пишу из чувства благодарности, – говорит Валентина Дёгтева. – Мне хочется поделиться тем, что люблю и что наполняет мою жизнь, зафиксировать образы дорогих людей, ценные находки. Если говорить о книге, которая в этот раз победила, то главный герой, бобёр Лап Лапыч, – это, конечно, мой дедушка: такой же добрый и мастеровой, умеющий найти подход даже к трудным ученикам и изобрести выход из любой ситуации. Книга – это способ сохранить и умножить хорошее.

В советской литературе было много патриотической детской литературы – о пионерах-героях, о чувстве долга и т. д. Нужны ли такие книги сегодня и готовы ли дети их воспринимать?

– Чтобы тексты о героизме создавались не для галочки, были вневременными и убедительными, нужен гений, равный, например, Борису Васильеву, который глубоко прожил то, о чём пишет, – убеждена писательница. – Но у нас и сегодня много книг об искренней любви к родной земле: о сохранении исторического прошлого, природы, о любящих семьях и помощи слабым.

Какие они, современные дети, читающие на русском языке? Писатель должен знать, для кого работает. Отличаются ли они от прежних?

– Мне кажется, дети отличаются не поколениями, а тем, сколько внимания в них вложено близкими, любимы они или заброшены, – считает Валентина Дёгтева. – И в моём поколении были дети, воспитанные улицей, есть они, к сожалению, и сейчас. Но я стараюсь видеть позитивные вещи: мне кажется, современные дети, в целом, добрее, открытее и увереннее в себе, чем были мы.

Учитывает ли автор, что его юные читатели до или после знакомства с его книгой играют в компьютерные стрелялки-бродилки, смотрят супергеройское кино и воспринимают другой сверхдинамичный продукт? И из-за этого не деформируется ли фантазия у современных детей?

– Благодаря технологиям наша жизнь так ускорилась, что восприятие изменилось не только у детей, но и у взрослых, – отмечает писательница. – Мы все страшно торопимся, и нам часто не хватает концентрации внимания. При написании книги это теперь, конечно, нужно учитывать. Я много редактирую и сокращаю, слежу за динамикой сюжета. А читая тексты с детьми на уроках, можно легко заметить места, где они «буксуют»: много проблем с постановкой ударений или устаревшими словами. А вот с фантазией у большинства всё в порядке, она не пострадала.

Нужна ли детскому писателю обратная связь и принимает ли он пожелания и советы от своих читателей?

– Я уже 12 лет преподаю в студии при Гослитмузее, веду курсы по литературе онлайн, выступаю в школах и библиотеках, дети и родители окружают меня постоянно, – говорит она. – Из этих уроков выросло несколько моих пособий: «Творческий дневник начинающего фантазёра и сочинителя», «Сочинение на 5!» и «Сочинение по литературе на 5!». Так что я стараюсь прислушиваться к потребностям и, по возможности, их удовлетворять, хотя писать учебники труднее и ответственнее, чем просто сказки, даже если учебники весёлые.

Валентина Дёгтева категорически не согласна с теми, кто утверждает, что детская литература в России умерла или дышит на ладан.

– Мне кажется, всё это транслируют люди, которые от профессионального сообщества страшно далеки, – считает она. – Достаточно зайти на сайт Российской государственной детской библиотеки или библиотеки им. А. Гайдара, например, чтобы увидеть, какое количество хороших книг выходит, премий и мероприятий проводится, а ещё есть выставки, спектакли, и заинтересованные родители всегда держат руку на пульсе... Где детской литературы, действительно, нет, так это в телевизоре. Вот передачи по всем каналам про новые детские книги нам бы не повредили, наверное.  

«Герои нужны, чтобы детям было на кого равняться»

Елена Бурак из Новосибирска была отмечена жюри «Большой сказки» в категории «Весёлый учебник» за познавательную книгу «Лицей «Морская миля».

– Сказки нужны разные, – согласна она. – Одно знаю: они должны быть с хорошим посылом, крепко написанные и интересные, чтобы не заснуть на первой же странице. Сказки должны помогать: давать веру в себя, в лучшее будущее, подсказывать и просто быть отдушиной, если вдруг тебе плохо в какой-то момент.

Елена Бурак и Григорий Гладков на церемонии награждения лауреатов "Большой сказки"

Путь в писатели у всех разный, Елена пришла в литературу из педагогики. Однажды ей предложили создать развивающее пособие для малышей в помощь родителям и педагогам, и это стало мостиком к написанию художественных текстов.

– Чувствую себя частью большой литературы, – отмечает она. – Я и сейчас расту, читаю советских писателей, например, Юрия Коваля или Владислава Крапивина, книги которых почему-то прошли мимо меня в детстве. Стихи Чуковского, Маршака, Барто, Михалкова – это моя земля, на которую я опираюсь. Обожала книгу Ефима Чеповецкого «Непоседа, Мякиш и Нетак». В нашей семейной библиотеке осталась эта книга ещё с детства моей мамы, потрёпанная, с чёрно-белыми иллюстрациями. Детям я уже купила с цветными... Люблю приключения и героев с характерами.

По словам писательницы, сочиняя очередное произведение, ею движет желание рассказать увлекательную историю. Но нередко она вкладывает смысловое зёрнышко, чтобы оно проросло в юных читателях.

– Нужны ли книги о героях? Они всегда нужны, чтобы детям было на кого равняться, некий идеал, – считает она. – Ценности, которые несут герои, общечеловеческие: взаимопомощь, добро, забота о мире, в котором мы живём.

«На чём воспитывался, то и вещаю»

У Дениса Макурина из Архангельска необычная биография для детского писателя. Участник боевых действий в Чечне, после службы работал стропальщиком и каменщиком. Более 10 лет назад он получил в ДТП тяжёлую травму позвоночника, усадившую его в коляску. Друзья и литература помогли ему справиться с депрессией. Жюри «Большой сказка» присудило Денису третью премию в номинации «Сказка» за произведение «Будь, что не бывает».    

– Сказки, рассказы и повести для детей разные нужны: и классиков, и современников, и зарубежных авторов, – считает он. – Другое дело, как во всём этом изобилии выбрать действительно хорошую литературу. В советское время была жёсткая цензура, сейчас любой грамотный человек может выпустить книгу за свой счёт, я и сам прибегал к самиздату. Тут-то как раз и помогают библиотекарям и читателям сориентироваться литературные конкурсы.

Денис Макурин с читателями

За годы писательства книги Дениса сильно изменились, и он сам это видит как никто другой.

– Если первые свои опусы я писал как бог на душу положит (чаще это были просто воспоминания, и они несли развлекательный характер), то сейчас в каждое произведение закладывается какая-то мораль, – говорит он. – Иной раз целая повесть выстраивается ради одной какой-то беспокоящей меня мысли.

Писатель убеждён, что патриотическая литература просто необходима.

– Её даже выдумывать не надо, бери реальные истории из Донбасса и приграничных регионов и описывай их без прикрас, – считает он. – Там столько героических поступков, и среди детей в том числе, столько патриотизма, сколько ни один конъюнктурщик не выдумает. И конечно, на таких примерах должны воспитываться современные дети, как наше поколение воспитывалось на книгах и фильмах о Великой Отечественной войне.

Должен ли писатель, забыв книги, на которых сам рос, подлаживаться под восприятие современной детворы?

– Множество современных авторов работает на этом поприще и доносят свои смыслы и устои через современные технологии и искусство, – говорит он. – Я не из их числа, мне роднее, ближе и понятнее советская литература, русские народные сказки, былины. На чём сам воспитывался, чем с детства напитался, на том языке и вещаю.

Также по теме

Новые публикации

«Придётся соблюдать интересы заёмщиков: что изменится в выдаче ипотеки с 1 января 2025 года?», «Туркменистан призывает Афганистан соблюдать интересы соседей при использовании трансграничных рек»… Нет ли в этих новостных заголовках ошибки?
Задумайтесь на минуту, как бы выглядели страны Центральной Азии без русского языка. Ведь он не просто «язык соседей» или память о советском прошлом, а реальная, работающая в повседневной жизни связь между людьми разных национальностей, культуры и даже поколений.
Валентин Серов оставил незабываемый след в русской культуре в первую очередь как мастер портрета. От Верочки Мамонтовой до  Иды Рубинштейн – калейдоскоп неповторимых образов, герои которых, завоевав сердце художника, остались в истории искусства.
Михаил Исаковский написал за свою жизнь 250 стихотворений. Вроде бы немного. Но – и это уникальный факт в истории мировой литературы – более сотни его стихов стали песнями. Да какими! Знаменитая «Катюша», пронзительная «Враги сожгли родную хату», проникновенная «Услышь меня, хорошая»...
Ровно двести лет назад, 18 января (по новому стилю) 1825 года, в Москве состоялось важное событие – открытие нового Большого театра, который тогда назывался Большой Петровский театр. Он стал самым большим театром Российской империи.
17 января 1945 года советские войска, в составе которых была 1-я армия Войска Польского, освободили от гитлеровских оккупантов столицу Польши Варшаву. Медаль «За освобождение Варшавы» получили более 690 тысяч человек. 600 тысяч советских солдат навсегда остались лежать в польской земле.
С 23 января по 9 февраля 2025 года в Гостином дворе пройдёт уже V Художественно-промышленная выставка-форум «Уникальная Россия». Это крупнейший проект, демонстрирующий всё разнообразие декоративно-прикладного, ювелирного искусства и народных художественных промыслов России.