EN

Знай русский! На снеге или на снегу, в мёде или в меду?

Тамара Скок, Елена Подгорная03.01.2025

Блок03.jpg
  Выбор той или иной формы существительного в сочетании с предлогом порой вызывает затруднения, поскольку в живой речи можно встретить разные варианты: в снеге и в снегу, на пухе и на пуху, в мёде и в меду... Равноправны ли эти конструкции?

В спорных ситуациях лучше всего обращаться к справочникам и словарям. Возьмём для примера слово снег. Словари выделяют несколько падежных форм существительного. В форме Р. п. – нет сне́га и (в количественном значении) нет сне́гу. В форме Д. п. возможно двойное ударение: по́ снегу и по сне́гу. В П. п. нормативно следующее употребление: о сне́ге, в снегу́ и на снегу́: Думать о сне́ге; Воротник весь в снегу; На снегу видна лыжня. «Наскуча напрасным ожиданием, сделал я несколько шагов там, где, казалось, шла тропинка, и вдруг увяз по пояс в снегу» (А. Пушкин); «Я стал спускаться с дерева: на снегу действительно было много следов…» (Н. Лесков). Формы в сне́ге и на сне́ге признаются устаревшими.

Со словом пух особых затруднений не возникнет, если запомнить предложные сочетания и окончания сущ. в них. Так, в П. п. с предлогами в и на должна употребляться форма на -у – в пуху́ и на пуху́: «Костюм его всегда был в пуху, и кадеты прозвали его Куропаткой» (Ю. Ерофеев); Рыльце в пуху́ (фразеол.): «Она села на широкую низкую постель, небрежно накрытую голубым, стеганым на пуху одеялом» (П. Краснов). С предлогом о в П. п. верным будет только один вариант, оканчивающийся на -е, – о пу́хе: «В “Василии Тёркине” есть показательная фраза о пухе перин, который вьется по дорогам» (В. Березин).

Существительное мёд в Р. п. имеет форму мёда и (в колич. знач.) мёду. С предлогами о и на в П. п. верно употреблять формы о мёде и на меду́: «Предания о мёде восходят у германцев до мифической древности» (Ф. Буслаев); «Побежали покупать пироги, пить горячий, на меду, сбитень» (А. Толстой). По поводу использования слова в П. п. с предлогом в информация в справочниках разнится. Так, «Словарь трудностей русского языка» М. А. Штудинера считает равноправными варианты в мёде и в меду́. В «Русском орфографическом словаре» В. В. Лопатина и О. Е. Ивановой фиксируется одна форма: в меду́. «Русское словесное ударение» М. В. Зарвы приводит варианты: в мёде и в меду́. Следовательно, выбрав один из вариантов, вы не сделаете ошибки. «На подносе были травник, наливки… сотовой мёд, мёд вареный и шипучий, яблоки, орехи сырые и каленые и орехи в меду» (Л. Толстой); «Весной они вместе собирали эти листья и вместе варили их в мёде» (Е. Водолазкин).

Вопрос, что выбрать – в мёде или в меду, касается ещё и стилистики. Например, в текстах научных чаще встречается вариант «в мёде»: «Помимо углеводов и воды, в мёде находят более 300 различных химических соединений» (Г. Михайлов). В кулинарных рецептах – «в мёду, на меду»: тесто на меду, курица в меду; уваренный в меду. Эту же форму можно чаще встретить и в текстах художественных: «Дед мой (царство ему небесное! чтоб ему на том свете елись одни только буханцы пшеничные да маковники в меду!) умел чудно рассказывать» (Н. Гоголь).

Также по теме

Новые публикации

«Безотносительно тебя, прости за любовь… Безотносительно меня, прости, обожгло, нам нужно что-то поменять, и всё хорошо», – поёт Полина Гагарина. Так давайте поменяем, но для начала разберемся, безотносительно чего или к чему? Относительно кого или к кому?
«Придётся соблюдать интересы заёмщиков: что изменится в выдаче ипотеки с 1 января 2025 года?», «Туркменистан призывает Афганистан соблюдать интересы соседей при использовании трансграничных рек»… Нет ли в этих новостных заголовках ошибки?
Задумайтесь на минуту, как бы выглядели страны Центральной Азии без русского языка. Ведь он не просто «язык соседей» или память о советском прошлом, а реальная, работающая в повседневной жизни связь между людьми разных национальностей, культуры и даже поколений.
Валентин Серов оставил незабываемый след в русской культуре в первую очередь как мастер портрета. От Верочки Мамонтовой до  Иды Рубинштейн – калейдоскоп неповторимых образов, герои которых, завоевав сердце художника, остались в истории искусства.
Михаил Исаковский написал за свою жизнь 250 стихотворений. Вроде бы немного. Но – и это уникальный факт в истории мировой литературы – более сотни его стихов стали песнями. Да какими! Знаменитая «Катюша», пронзительная «Враги сожгли родную хату», проникновенная «Услышь меня, хорошая»...
Ровно двести лет назад, 18 января (по новому стилю) 1825 года, в Москве состоялось важное событие – открытие нового Большого театра, который тогда назывался Большой Петровский театр. Он стал самым большим театром Российской империи.
17 января 1945 года советские войска, в составе которых была 1-я армия Войска Польского, освободили от гитлеровских оккупантов столицу Польши Варшаву. Медаль «За освобождение Варшавы» получили более 690 тысяч человек. 600 тысяч советских солдат навсегда остались лежать в польской земле.