EN

«Надо это временами – нет-нет да малость и спятить. А то ничего не выйдет». 160 лет Валентину Серову

Анна Генова20.01.2025

Серов В. А., 1890-е гг. Фото: wikipedia.org###https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2,_%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D...

Валентин Серов оставил незабываемый след в русской культуре в первую очередь как мастер портрета. От Верочки Мамонтовой до Иды Рубинштейн – калейдоскоп неповторимых образов, герои которых, завоевав сердце художника, остались в истории искусства. Реализм, импрессионизм и модернизм слились воедино в одной большой картине мира, которой мы восхищаемся, когда любуемся картинами художника.

 Богемное детство

Будущий живописец рос в артистическом окружении. Отец Александр Николаевич был известным композитором и музыкальным критиком, большим другом Владимира Стасова, одним словом, частью культурной элиты. Его жена Валентина Семёновна Бергман была пианисткой, композитором и очень честолюбивой, сильной личностью.

 Оба супруга придерживались передовых взглядов. Илья Репин, часто бывавший в доме Серовых, вспоминал, как однажды он попытался уступить хозяйке место, но она лишь поджала губы и молча ушла, ведь художник посягнул на святое – равенство полов.

 В доме Серовых можно было встретить Достоевского, Тургенева, Алексея Толстого, Марка Антокольского. Известные гости нередко принимали участие в домашних спектаклях, где маленький Валентин часто изображал ангела. Во время путешествия по Швейцарии четырёхлетний мальчик катался на ньюфаундленде Рихарда Вагнера. Это было особое детство, полное головокружительных впечатлений, пейзажей, интерьеров, удивительных персонажей, путешествий, взрослых споров об искусстве, но с минимальным общением со сверстниками.

В. Серов. Дети (Саша и Юра Серовы). Фото: wikipedia.org###https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2,_%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D...Последнее Валентин наверстал по трагическому стечению обстоятельств – скоропостижно скончался отец, и в шестилетнем возрасте ребёнок на год попал в трудовую коммуну в Смоленской губернии. Мать тем временем уехала в Мюнхен, чтобы продолжить там своё музыкальное образование. Через год коммуна закрылась, и мальчика доставили к ней, однако Валентин большей частью был предоставлен самому себе. Мать занималась оттачиванием музыкального мастерства и борьбой за права женщин – забота о ребёнке в список её интересов не входила. К счастью, она заметила стремление сына к рисованию и отдала его на учёбу к немецкому художнику и гравёру Карл Кёппингу. Будучи не просто учителем, а просветителем, Кёппинг начал знакомить Валентина с историей старинной живописи и антиквариата. Технику рисунка они нередко оттачивали, рассматривая шедевры мюнхенской Пинакотеки.

 Уже будучи подростком, Серов поступит в Императорскую Академию художеств в класс портретиста Павла Чистякова, но пока расскажем про художника, который оказывал на Серова бесценное влияние не только в начале, но и на всем продолжении его творческого пути.

 Репин и Серов

 Встреча с наставником, другом и учителем Ильёй Репиным состоялась в Париже в 1874 году. Мать Серова, как пишут биографы, одобрила с подачи Антокольского кандидатуру Репина для учительства. Репин вспоминал, что ученик «с самозабвением впивался в свою работу».

 Илья Ефимович прежде всего учил, как писать с натуры и стремиться к точной передаче реальности. При этом его собственное творчество обладало широчайшим диапазоном: такие работы, как «Бурлаки на Волге» или «Запорожцы», выходили далеко за грань передвижничества и академизма. Это вызывало восторг далеко не у всех коллег из арт-цеха. Серов не замахивался на такой масштаб, но, безусловно, преклонялся перед мастером. Ему лучше всего удавались портрет и пейзажи, а, помня уроки Кёппинга, ещё офорт и литография.

Через год Серовы вернулись в Россию, и уроки временно прекратились. Несколько лет они прожили в провинции, откуда Валентин вернулся, когда ему исполнилось уже 14 лет. С этого возраста он практически поселился в мастерской Репина. В 1880 году вместе с наставником они совершили поездку на Украину. Серов помогал учителю в сборе материала для полотна «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

В. Серов. Портрет художника Ильи Репина. Фото: wikipedia.org###https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2,_%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D...Репин не только обучал юношу живописи, но и окружил его отеческой заботой, заменяя рано ушедшего отца. Репин вспоминал: «Первую свою картину он начал в Москве, живя у меня в 1878-1879 году. На уроки по наукам… ему надо было ходить почти от Девичьего поля (Зубово) к Каменному мосту на Замоскворечье. Спустившись к Москве-реке, он пленился одним пролётом моста, заваленным, по-зимнему, всяким хламом вроде старых лодок, бревен от шлюзов и пр. … и он долго-долго засиживался над лоскутком бумаги, перетирая его до дыр, переходя на свежие листки, но неуклонно преследуя композицию своей картины. <…> Ещё мальчиком Серов не пропускал ни одного мотива живой действительности, чтобы не схватиться за него оружием художника…».

В. Серов. Октябрь. Домотканово. Фото: wikipedia.org###https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2,_%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D...В какой-то момент Валентин открыл для себя карикатуру. Поняв, что преувеличение характерных черт придаёт изображению ещё большее сходство, он с энтузиазмом рисовал одноклассников и учителей, подчёркивая их особенности, однако не все реагировали смехом. Своими рисунками Серов поделился с Ильёй Репиным, который похвалил ученика и прочитал ему лекцию о тонкостях жанра карикатуры. Репин объяснил, что важны не только юмор, но и такт: карикатура должна вызывать улыбку, а не обиду.

Они вместе писали с натуры, работали над этюдами и натурщиками. Летом художники жили в Абрамцеве, где участвовали в домашних спектаклях семьи Саввы Ивановича Мамонтова. Именно там у Серова появилась «вторая семья». В окружении симпатизирующих ему людей и, конечно, друга и учителя Репина, он начал активно раскрываться как художник. Стали один за другим появляться карандашные портреты Саввы Мамонтова, его супруги и дочери, их друзей и гостей.

О своих портретах Серов уверенно заявлял: «Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное…», возможно, компенсируя не самое счастливое детство с безразличной матерью и раннюю смерть отца от сердечного приступа (кстати, Валентина Александровича настигнет ранняя смерть по той же причине). И учителю, и ученику в работе над портретами были свойственны тонкая выразительность и глубокий психологизм в передачи сути характера героев.

В 1880 году Серов с рекомендательным письмом от Репина отправился В Санкт-Петербург, где был зачислен вольнослушателем в Императорскую Академию художеств, где учился под руководством блестящего академиста П. П. Чистякова.

В. Серов. Портрет княгини З. Н. Юсуповой. Фото: wikipedia.org###https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2,_%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D...Вкусы учителя и ученика разошлись к началу ХХ века. Серову было близко движение «Мир искусства», чего нельзя было сказать о Репине. Портреты княгини Зинаиды Юсуповой и княгини Ольги Орловой, «Похищение Европы» известные работы первого десятилетия ХХ века, которые ярко отражают новый модернистский стиль. Репин нелицеприятно отозвался о «Портрете Иды Рубинштейн» (1910), а Серов, конечно, болезненно отреагировал на эту критику. Но, несмотря на явную антипатию к поздним «модернистским» взглядам младшего коллеги, о самой картине Репин написал так: «…и, как Венера из раковины, предстала Ида Рубинштейн… Мне показалось, что потолок нашего щепочного павильона обрушился на меня и придавил к земле; я стоял с языком, прилипнувшим к гортани…».

В. Серов. Ида Рубинштейн. Фото: wikipedia.org###https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2,_%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D...Через год Серов скончался; Репин пережил своего ученика на целых 20 лет.

Сложные портреты

Портреты Серова, как музыка Чайковского, известны всем, даже если имя автора забыли. Количество портретов, созданных Валентином Серовым, приближается к 300, включая акварельные работы и угольные наброски.

Художник обладал одновременно абсолютно противоположными качествами – застенчивостью и резкостью, до такой степени, что его за глаза называли «беспощадным художником». Его любовь к карикатуре иногда подталкивала к тому, чтобы преувеличить, а не приукрасить, что нередко вызывало недовольство заказчиков, хотя они сами стояли в очереди к Серову.

Однажды Валентин Александрович написал «домашний» портрет Николая II, на который супруга царя отреагировала ремаркой, что его «надо поправить» и указала даже, в каких местах. На это Серов незамедлительно предложил ей самой этим заняться, предложив краски и кисти. Дама удалилась, а царь тактично промолчал. Когда же ему в следующий раз предложили написать портрет Романова, он сообщил, что больше не работает в «этом доме».

В. Серов. Коронация Николая II. Фото: wikipedia.org###https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2,_%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D...

Стоит заметить, что Серов зарабатывал именно заказными портретами – в основном на эти деньги он содержал жену Ольгу и шестеро детей. Даже в период славы, когда его работы стали символом роскоши, художник нередко испытывал нужду. Он работал очень скрупулёзно и потому медленно и к тому же совершенно не умел быть «переговорщиком», по воспоминаниям Репина.

Несмотря на признание, Валентин Серов долго оставался в тени своего отца, так что в рецензиях его имя часто сопровождали уточнением «сын известного композитора». Медлительность в работе и отказ рисовать с фотографий отпугивали клиентов, что усугубляло его финансовые трудности и общий стресс. Известен случай, когда художник попросил задаток у мецената Павла Третьякова, и, уловив недовольную интонацию, буквально сбежал, пока заказчик ходил за деньгами. В другой раз маэстро назначил символическую цену за портрет семьи Юсуповых, почему-то опасаясь показаться корыстным.

Серов был известен тем, что ужасно мучил своих моделей долгими изнуряющими сеансами. Остаётся только удивляться, как он написал, например, маленького Мику Морозова, и откуда столько живости в каждом его холсте.

«Всё, чего я добивался, это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил её, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, вот как у старых мастеров», вспоминал идеалист-Серов свою работу с Верой Мамонтовой. Усилия оказались небесполезными эта картина является одним из символов русского импрессионизма. И русского искусства в целом. Полотно «Девочка с персиками» появилось в усадьбе Абрамцево, где любил бывать Серов с самого детства. Там все лето 1887 года ему позировала Верочка.

В. Серов. Девочка с персиками. Фото: wikipedia.org###https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2,_%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D...«Девочка с персиками» стала одним из первых образцов русского импрессионизма. Тонко прорисованные черты лица Веры контрастируют с широкими, динамичными мазками, которыми Серов изобразил её блузу, скатерть и лёгкий, воздушный фон. Он добился именно того, чего хотел – законченности и свежести. Глядя на портрет, кажется, что через пару минут девочка вскочит и выбежит из комнаты.

Интересно, что сам художник к концу жизни считал лучшим своим портретом отнюдь не эту, а другую картину того же периода. Это «Девушка, освещенная солнцем», где изображена двоюродная сестра художника Мария Симонович.

В. Серов. «Девушка, освещённая солнцем». Фото: wikipedia.org###https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2,_%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D...Женщина вспоминала, как позировала Серову: «После долгих поисков в саду для выбора места, наконец, остановились под деревом, где была врыта в землю деревянная скамья. Сидящий на ней освещался тем летним, играющим от листвы, колеблемой бесшумным ветерком, светом, который легко скользил по лицу... Он с удовольствием писал модель, которая его удовлетворяла больше всего, я думаю, как идеальная модель в смысле неуставаемости, держания позы и выражения... Я должна была постоянно думать о чём-нибудь приятном для того, чтобы не нарушать раз принятого выражения... Мы работали запоем, оба одинаково увлекаясь: он – удачным писанием, а я – важностью своего назначения…». Мария была не только идеальной моделью, но и близким другом художника. Серов написал восемь портретов сестры в разные годы, а последний подарил ей. Впоследствии картина была передана её сыном в парижский музей Орсе. А самый известный, первый, портрет попал сразу в коллекцию Третьякова.

Игорь Грабарь был свидетелем того, как Серов незадолго до смерти сказал: «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уж не вышло, тут весь выдохся. И самому мне чудно, что это я сделал. Тогда я вроде как с ума спятил. Надо это временами – нет-нет да малость и спятить. А то ничего не выйдет».

Также по теме

Новые публикации

Первая община в Анголе, насчитывающая более 200 человек, присоединилась к Южно-Африканской епархии Патриаршего экзархата Африки РПЦ. Таинство крещения и чин присоединения к православию в канун Рождества совершил русский священник ангольского происхождения, клирик Екатеринодарской епархии Рафаил да Консейсао.
О том, как готовят кадры для будущих прорывов в сфере робототехники и искусственного интеллекта, шла речь на круглом столе «Основы управления будущим, формирование современных тенденций», прошедшем в рамках деловой программы выставки «Уникальная Россия».
В течение почти 30 лет жизни в Германии москвичка Мария П. всегда чувствовала себя посланником русской культуры в этой стране. Первое время жизнь в Германии вызывала только восторг, но задули новые ветры, и наступило разочарование. Она решила переехать обратно в Москву и теперь очень рада возвращению.
Елена Брэнсон – председатель Координационного совета организаций российских соотечественников США – из-за преследований ФБР четыре года назад переехала в Россию. Здесь она не оставила свою общественную деятельность и продолжает помогать русским американцам в это непростое время.
Им на глаза попался номер газеты с некрологом, где чёрным по белому значилось:  «Такого-то числа почил в бозе Василий Иванович Качалов». Шаляпин, сидевший напротив, ткнул пальцем в газету: «Смотри ка, тоже Василий, тоже Иванович, полный тёзка! Вот и возьми себе псевдоним — Качалов! Ка ча лов! Звучит!».
Один из героев повести А. П. Чехова «Драма на охоте» говорит: «Подходит ко мне какой-то барин, нагинается и вытирает руки о мои полы…» Можно ли рассматривать глаголы прогинаться, сгинать, выгинаться как нормативные?
7 февраля на телеканале «Русский мир» состоялся прямой эфир с директором Департамента по многостороннему гуманитарному сотрудничеству и культурным связям МИД России, председателем правления фонда «Русский мир» Александром Сергеевичем Алимовым.
Северная Корея, несмотря на то, что отношения России с ней достигли уровня стратегического партнерства, малоизвестна россиянам. Накануне Дня дипломатического работника посол РФ в Пхеньяне Александр Мацегора рассказал о проектах, которые реализуют наши страны, отношении северокорейцев к россиянам, особенностях жизни в КНДР.